Main Menu

Пирамида управления. Как сделать его эффективным? Концепция оптимизации административно-территориального устройства и модернизации системы государственного и муниципального управления в Кыргызской Республике

В данной статье рассматриваются вопросы и проблемы формирования эффективной системы управления государством, оптимизации административно-территориального устройства Кыргызстана, формирования эффективной системы государственного управления и местного самоуправления.

В республике в очередной раз предпринимаются попытки реформирования системы управления государством. Многим специалистам, теоретикам и практикам общеизвестно прошлое и текущее состояние проблем административно-территориального устройства и развития государственного управления, местного самоуправления (МСУ). Эти вопросы, положение дел и проблемы достаточно полно отражены в таких документах, как указы Президента КР «О национальной стратегии «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года» от 17 декабря 2002 года №381, «О концептуальных подходах к реорганизации административно-территориального устройства в Кыргызской Республике» от 4 июня 2007 года №333; постановление правительства КР «О Концепции государственной региональной политики Кыргызской Республики» от 11 марта 2009 года №171, Концепция административно-территориальной реформы в Кыргызской Республике (2012 г., 2013 г.); Национальная стратегия устойчивого развития КР (2012-2017 гг.). В 2017-м разработаны государственная стратегия «Таза Коом — 2040» и другие.

Однако, к сожалению, до сих пор, на наш взгляд, не создана действенная, комплексная модель системы государственного управления и местного самоуправления (МСУ) в республике. Также мы не наблюдаем четких концепции и программы реформирования системы управления.

В результате бессистемных и не доведенных до завершения административных реформ до сих пор остается нерешенным целый ряд проблем управления. И сегодня стоит острая потребность в разработке проекта концепции по проведению эффективной административно-территориальной реформы и формированию действенной системы управления государством.

В целом анализ ситуации по данному вопросу показывает, что сегодня обозначились и обострились следующие основные проблемы: неэффективная законодательная база государственного управления и местного самоуправления; неэффективное осуществление децентрализации государственного управления; неэффективная система государственного управления и МСУ, как следствие — и высокий уровень коррупции; неэффективная 4-уровневая советская система управления в республике; дублирование и параллелизм государственных органов управления; неэффективная система МСУ; неэффективное административно-территориальное устройство; в более чем 80% сел республики фактически отсутствуют органы управления, население в которых, на наш взгляд, оказалось фактически вне зоны управления; отсутствие исполнительных органов МСУ в сельских населенных пунктах; неэффективное финансовое, материально-техническое обеспечение органов МСУ; неэффективное формирование органов МСУ на сельском уровне, недостаточное обеспечение высококвалифицированными и компетентными кадрами; недостаточное информационное и методическое обеспечение органов МСУ; низкий уровень жизни населения — членов местного сообщества; деградация населения, утеря нравственных устоев и национальных традиций и т. д. Местные бюджеты в большинстве случаев оказались нереальными, местные налоги не дают ожидаемых результатов. Дотационными как было, так и осталось более 80% органов МСУ республики. Не работают базовые законы, регулирующие вопросы финансово-экономического и кадрового обеспечения, социальной мобилизации, и т. д.

В этой связи мы все остро осознаем необходимость проведения административно-территориальной реформы и создания новой системы государственного менеджмента, эффективность и качество которой, на наш взгляд, сегодня оставляет желать лучшего.

Нами разработаны концептуальные основы оптимизации административно-территориального устройства и модернизации государственного менеджмента, создания инновационной 3-уровневой системы эффективного управления, поскольку в республике более 20 лет функционирует 4-уровневая советская система управления (центральный — республиканский, областной, районный и первичный — села и города), на основе перераспределения задач и четкого разграничения функций посредством избавления излишних и не подкрепленных финансами функций.

Итак, целями данной концепции оптимизации административно-территориального устройства и модернизации государственного управления и местного самоуправления в Кыргызской Республике на 2017-2020 годы (далее концепция) являются определение стратегических направлений и основ создания эффективной системы государственного менеджмента и местного самоуправления, решение вопросов и проблем модернизации общественных отношений в направлении взаимодействия, консолидации, консенсуса центральных, региональных государственных органов управления и местного самоуправления, необходимости перехода от кризисных и посткризисных явлений к модернизированному развитию эффективного управления и повышению благосостояния населения.

Концепция разработана для достижения и обеспечения политической стабильности в стране, повышения экономического благосостояния народа Кыргызстана и его социального благополучия посредством консолидации человеческих и материальных ресурсов.

Модернизация означает усовершенствование, улучшение, оптимизацию, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями, правовыми нормами, показателями качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.

Модернизация отношений государственных и муниципальных органов является фактором обеспечения гражданского мира, согласия и сотрудничества властей в центре и на местах. Необходимо перейти на новый уровень осмысления отношений государственных и муниципальных органов.

При достижении целей концепции потребуется проведение целого ряда инновационных реформ для решения обозначенных ниже задач.

Главная задача концепции — сделать все, чтобы правовое и экономическое участие государственных и муниципальных органов на местах было максимально эффективным в деле оказания услуг членам местного сообщества, а также найти оптимальный баланс между ними, ресурсами и человеческим капиталом. Оптимизация административно-территориального устройства должна позволить прежде всего ликвидировать более 2 000 дублирующих и промежуточных органов государственного управления как на республиканском, так и на местном уровне, перейти с четырех-на трехуровневое управление в республике.

Также задачами являются: осуществление анализа современной ситуации по вопросам децентрализации государственного управления и местного самоуправления; выявление основных проблем административно-территориального устройства, децентрализации государственного управления и местного самоуправления; формирование необходимой качественной законодательной базы; создание оптимальной системы государственного управления и местного самоуправления; устранение, ликвидация дублирующих органов государственного управления и направление высвободившихся средств — а это более 20 млрд. сомов — на развитие сельских муниципалитетов; выработка предложений для обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления, оказывающих населению качественные и доступные государственные и муниципальные услуги, содействующие повышению уровня жизни.

При проведении децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления в Кыргызской Республике необходимо строго ориентироваться на принципы и нормы, изложенные в Конституции Кыргызской Республики, Европейской хартии и Декларации и принципах МСУ стран СНГ.

Политика децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления должна быть основана на следующих ключевых принципах: законности и социальной справедливости; верховенстве закона; обеспечении народовластия; эффективном административно-территориальном устройстве; четком разграничении функций и полномочий между местными органами государственного управления и органами местного самоуправления (одна функция — один хозяин — необходимое материально-финансовое обеспечение для реализации функции, ответственность); финансово-экономическом обеспечении функций и полномочий органов местного самоуправления, фискальной децентрализации, предоставлении органам МСУ адекватных экономических и финансовых ресурсов, соответствующих их функциям и полномочиям; оптимизации системы государственного управления и местного самоуправления; самообеспечении, самоуправлении и самофинансировании; принципе субсидиарности; партнерстве, прозрачном и эффективном управлении.

К 2019 году предполагается создание эффективной организационно-правовой и финансово-экономической базы развития МСУ на основе оптимизации АТУ, модернизации государственного управления и МСУ, которая будет строиться в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, отражать традиции кыргызского народа и учитывать международные нормы и опыт организации МСУ.

Предусматривается развитие эффективного партнерства местных и центральных органов власти, правительства Кыргызской Республики и гражданского общества, частного сектора. Усилия органов МСУ будут направлены на создание рабочих мест, снижение уровня бедности, обеспечение доступа к качественным медицинским услугам и образованию. В республике будет широко развита сеть различных ассоциаций органов местного самоуправления, которые совместно с частным сектором, гражданским обществом, общественными организациями и политическими партиями будут осуществлять эффективную деятельность. Их потенциал предполагается направить на преодоление бедности, повышение уровня жизни членов местных сообществ, развитие социальной инфраструктуры на основе активного развития на местах малого и среднего бизнеса, предпринимательства.

Однозначно, эффективное социально-экономическое развитие страны в первую очередь зависит от системы народовластия и управления — государственного менеджмента.

Главные проблемы: оптимизация административно-территориального устройства — переход с 4-уровневого управления на 3-уровневое и осуществление четкого разграничения функций и полномочий органов государственного управления и МСУ. Эти две главные проблемы тесно взаимосвязаны, и, пока они не решены, в стране ничего и никогда не изменится. Невозможно будет совершить рывок в развитии республики и решить многочисленные проблемы, в которых она вязнет все глубже. Эти две главные проблемы были обозначены еще в 2002 году в Указе Президента КР «О национальной стратегии «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года». Однако они не решены по настоящее время.

Общеизвестно, Кыргызстан унаследовал от Советского Союза громоздкую, достаточно сложную структуру государственного управления, при этом сохранив за министерствами тысячи не подкрепленных финансами функций, в том числе неактуальных в рыночных условиях. С тех пор ее не раз реформировали. Однако это скорее было блужданием в потемках, поскольку изменения осуществлялись бессистемно, нерационально и, как следствие, оказывались неэффективными. Результат: в стране до сих пор на протяжении 20 лет существует 4-уровневая советская система управления: республика, область, район и первичный уровень (город или село). При этом на промежуточном уровне (областном, районном, а также городском) числится более 2 500 органов государственного управления (посредников), которые ничего не производят, не создают.

Следует также учесть, что основное население Кыргызстана проживает в сельской местности, бедность сосредоточена именно там. Очевидно, что жизнь этих людей зависит от качества управления и решения их социально-экономических проблем на местах. То есть от местной власти. Сильные села и города — сильное местное самоуправление, а это основа, фундамент стабильности и социально-экономического развития страны. Однако сегодня в 1 811 селах нет ни одного органа государственного управления (100%), в 1 352 — ни одного органа местного самоуправления (75%). Фактически можно утверждать, что 85% населения сел выключены из системы управления.

Базовым условием развития Кыргызстана является формирование эффективной системы исполнительной власти, которая была бы способна модернизировать экономику и противостоять коррупции. Новой власти необходимо создать компактную, оптимальную и рациональную структуру государственного управления, которая позволит Кыргызстану занять одно из ведущих мест в мире по качеству и эффективности государственного управления и по индексу качества развития институтов. Например, Владимир Путин после прихода к власти в России в кратчайшие сроки упорядочил полномочия всех ветвей власти и создал сильную государственную систему управления.

Нужно срочно осуществить эффективную административно-территориальную реформу: ввести 3-уровневую систему управления с учетом национальных особенностей, менталитета и исторического опыта государственного строительства кыргызского народа, а затем в перспективе перейти на 2-уровневое управление в Кыргызстане. Значительное количество промежуточных звеньев управления на местах сократить, а высвободившиеся миллиардные средства направить на уровень сельских управ (сельских муниципалитетов) для решения проблем сел.

Но сначала необходимо разработать четкую концепцию и государственную программу реформирования системы управления на основе тщательного анализа современной ситуации.

Нужно добиться функциональной ясности в системе государственного управления и МСУ. Необходимо четко разграничить функции и полномочия органов государственного управления и МСУ. Статья 3 Конституции прямо обязывает основать государственную власть на принципах «четкого разграничения функций и полномочий между органами государственного управления и местного самоуправления». Нужно упразднить ненужные, лишние функции и полномочия местных органов государственной власти и самоуправления, осуществить переподготовку кадров государственных и муниципальных служащих.

Должны быть выработаны меры преодоления обособленности министерств и административных ведомств, исключающие дублирование и параллелизм в их деятельности.

Это необходимый и необратимый процесс. У Кыргызстана нет другого пути. Сегодня мировая практика предлагает аналитическую методику оценки эффективности деятельности государственных служб, получившую название «функциональный обзор». На базе данных исследований необходимо провести сравнительный анализ качества и эффективности государственного управления в Кыргызстане. В итоге прийти к оптимальной структуре органов исполнительной власти, основанной на реальных потребностях общества, разделении функций и полномочий этих органов. В перспективе — внедрить систему “электронного” правительства с переводом всей работы государственного аппарата с бумажных на электронные носители на всех уровнях управления.

Рабочая группа уверена, что данная концепция послужит отправной точкой решения обозначенных проблем, явится революционным шагом, магистральным направлением деятельности главы государства, органов государственной власти и государственного управления, местного самоуправления.

Прежде всего необходимо обеспечить проведение административно-территориальной и функциональной реформы, организационных и структурных преобразований, включающих в себя разграничение функций и полномочий между территориальными уровнями управления; ликвидировать дублирующие органы государственного управления, обеспечить устранение параллелизма и дублирования, упразднение ненужных функций и полномочий местных органов государственного управления и МСУ различного уровня; создать эффективную, функционально сбалансированную систему государственного управления и МСУ; обеспечить профессионализацию работников органов государственного управления и местного самоуправления, осуществить переподготовку кадров государственных и муниципальных служащих. Особенно необходимо принять конкретные меры, выработать пути решения проблем финансирования местного самоуправления, а именно исполнительных органов МСУ.

Государственное управление и местное самоуправление — это определенная целостная система публичного управления обществом и элементов (органов, учреждений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

Необходимо в разы сократить количество республиканских, соответственно, и местных органов государственного управления. Нам представляется, что для КР с населением 5,2 млн. человек достаточно не более 14-20 республиканских органов государственного управления; на промежуточном уровне сохранить 40 районных государственных администраций, одновременно ликвидировав лишние, дублирующие районные органы государственного управления, а также городские органы государственного управления.

Опыт многих стран мира показывает, что наиболее оптимальное количество министерств или аналогичных структур — 12-15. Как правило, обязательными являются министерства финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные создаются в зависимости от специфики страны, национальных традиций и тенденций в развитии мировой экономики.

Наиболее высокого уровня государственного управления достигли Исландия, Норвегия, Финляндия, Новая Зеландия, Швейцария, Норвегия и Люксембург, где его эффективность составила 90%.

Уникальный опыт имеет Швейцария, у которой на протяжении почти 200 лет в структуре исполнительной власти насчитывается всего 7 министерств: иностранных дел; внутренних дел; полиции и юстиции; экономики; финансов; транспорта, связи и энергетики; военное министерство. Компактная, оптимальная и рациональная структура государственного управления — важнейший фактор, который позволяет Швейцарии занимать одно из ведущих мест в мире по качеству и эффективности государственного управления и по индексу качества развития институтов. В США и России — по 18 министерств.

Трехуровневое управление представляется следующим образом. Необходимо сократить республиканские органы государственного управления со 100 и более единиц до 15-20 министерств. В структуру министерств войдут соответствующие департаменты, отделы, службы сокращенных более 80 республиканских органов государственного управления (кроме органов статистики, обороны и безопасности, внутренних дел, прокуратуры, судебных органов).

Необходимо упразднить областной уровень управления и ввести институт полномочного представителя правительства КР. Следует сохранить и усилить функции и полномочия районных государственных администраций, при этом ликвидировать максимальное количество районных органов государственного управления (которых насчитывается в республике более 1 600), передав их функции РГА (будут образованы департаменты, отделы, службы министерств в структуре РГА).

В 25 городах республики следует упразднить городские органы государственного управления (кроме органов статистики, обороны и безопасности, внутренних дел, прокуратуры, судебных органов) и сохранить существующую систему местного самоуправления: в каждом городе один представительный и один исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления (городской кенеш — мэрия). Необходимо в каждом селе образовать орган управления — сельские муниципалитеты (айылдык башкару). Дополнительно к 459 айыл окмоту следует образовать 1 352 сельских муниципалитета за счет сэкономленных средств в результате ликвидированных органов государственного управления на центральном и промежуточном уровнях управления и перераспределения их на сельский уровень.

Реализация концепции оптимизации административно-территориального устройства и модернизации государственного управления и местного самоуправления в Кыргызской Республике по 2017-2020 годы включает три следующих этапа реформ.

Первый этап — проведение четкого разграничения функций и полномочий и сокращение центральных органов государственного управления (2017-2018 гг.):

— поэтапно сократить количество министерств и других республиканских органов государственного управления до 15-20 за счет проведения четкого разграничения функций и полномочий между министерствами и административными ведомствами, между местными органами государственного управления и органами местного самоуправления (на основе принципа — одна функция + один хозяин + ответственность + необходимое материально-финансовое обеспечение для реализации функций);

— ликвидировать областной уровень управления, а также все областные и региональные, зональные органы государственного управления (за исключением органов статистики, безопасности, прокуратуры, судов); ввести институт полномочного представителя правительства КР (на втором этапе реформ упразднить данный институт на областном уровне и перевести его на районный) с небольшим мобильным аппаратом и функциями контроля за правами человека и гражданина, соблюдением законодательства КР;

— ликвидировать 459 сельских местных кенешей как формально недостаточно эффективно осуществляющих свою деятельность. Сохранить функционирование 40 районных кенешей и образовать их исполнительно-распорядительные органы.

Второй этап — переход на 3-уровневое управление и ликвидация лишних органов государственного управления на промежуточном уровне (2018-2019 гг.): ликвидировать лишние промежуточные звенья (посредников) государственного управления в районах республики, которых насчитывается более 2 000; образовать институт полномочного представителя правительства КР в районах; образовать новые, модернизированные районные государственные администрации на базе существующих РГА (некое подобие районного «Белого дома») в соответствии с новой структурой, в которые войдут департаменты и отделы, секторы республиканских органов государственного управления — 18-20 министерств.

Основные полномочия и функции модернизированных РГА: координирующая территориальная государственная администрация; представитель государства на данной территории; общее представительство правительства КР, осуществление функции министерств, обеспечение деконцентрированного управления министерств; обеспечение выполнения законов и подзаконных актов, контроль; реализация государственных функций и полномочий, государственных программ и проектов, экономического развития; привлечение инвестиций; решение кадровых, организационных и других вопросов в соответствии с функциями и полномочиями; обеспечение защиты прав и свобод граждан; выдача соответствующих документов.

Третий этап — укрупнение районов (2019-2020 гг.): следует укрупнить количество районов с 40 до 20 экономических округов (аймаков), соответственно, уменьшится количество районных государственных администраций и районных кенешей их исполнительно-распорядительных органов до 20, принять меры для обеспечения их эффективной деятельности.

Цели создания 20 экономических округов — социально-экономическое развитие территории, снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики, повышение эффективности деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Для достижения целей необходимо реализовать практические меры, подкрепленные материально-техническими и финансовыми ресурсами, конкретизировать функции, полномочия и задачи.

Основными функциями их деятельности будут следующие:

— социальные, которые будут создавать наилучшие условия для жизнедеятельности членов местных сообществ;

— организационные — разработка и выполнение проектов и программ социально-экономического развития;

— налоговое администрирование;

— рыночные — создание рыночной сети в целях развития различных отраслей экономики;

— организация и выдача кредитов для развития бизнеса членами местных сообществ и другие.

Предварительно предлагаются следующие экономические округа:

— гг. Бишкек и Ош, Баткенская и Таласская области образуют каждая по экономическому округу;

— Атбашинский, Акталинский и Нарынский районы образуют Нарынский экономический округ;

— на базе Кочкорского, Жумгальского районов Нарынской области, Тонского, Иссык-Кульского районов и г. Балыкчи Иссык-Кульской области будет образован Прииссыккульский экономический округ;

— в Каракольский экономический округ войдут Ак-Сууйский, Джеты-Огузский и Тонский районы.

В Чуйской области:

Токмокский (Восточно-Чуйский) экономический округ включит в себя г. Токмок, Кеминский, Чуйский, Иссык-Атинский и Аламудунский районы;

Кара-Балтинский (Западно-Чуйский) экономический округ — Кара-Балта, Шопоков, Джаильский, Московский, Панфиловский и Сокулукский районы.

В Ошской области:

Ноокат-Араванский экономический округ — Ноокатский и Араванский районы;

Кара-Сууйский экономический округ — г. Кара-Суу, Кара-Сууйский район;

Узгенский экономический округ — г. Узген, Узгенский, Каракульджинский районы;

Алайский экономический округ — с. Гульчо, Алайский район.

В Джалал-Абадской области:

Джалал-Абадский экономический округ — гг. Джалал-Абад, Кокжангак и Сузакский район;

Аксыйский экономический округ — г. Ташкомур, Аксыйский и Алабукинский районы;

Ноокенский экономический округ — г. Майлуу-Суу, Ноокенский и Базар-Коргонский районы;

Токтогульский экономический округ — г. Каракуль и Токтогульский район.

Придать особый статус следующим районам: Чаткальскому, Тогуз-Тороускому и Чон-Алайскому и образовать на их базе соответствующие экономические округа. Итого 20 экономических округов.

Следует еще раз подчеркнуть, что реализация концепции и государственной программы оптимизации административно-территориального устройства и модернизации государственного управления и местного самоуправления в Кыргызской Республике на 2017-2020 годы возможна только при наличии политической воли высших должностных лиц государства (Президента, Жогоку Кенеша, правительства).

В Конституции Кыргызской Республики установлено, что «местное самоуправление — гарантированное настоящей Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами граждан непосредственно либо через органы местного самоуправления. Финансирование местного самоуправления обеспечивается из соответствующего местного, а также республиканского бюджета (статья 110).

Как ранее было отмечено, в 25 городах республики необходимо сохранить существующую систему местного самоуправления: в каждом городе — один представительный и один исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Основная проблема системы местного управления заключается в фактическом отсутствии какого-либо органа государственного или муниципального управления в 1 352 селах. В этой связи в них следует образовать орган управления — сельский муниципалитет.

Практика показала, что необходимо: оптимизировать систему органов местного самоуправления на уровне сел; образовать в каждом сельском населенном пункте исполнительный орган местного самоуправления; обеспечить финансовое, материально-техническое, организационное и нормативно-правовое и кадровое сопровождение.

Предлагается образовать 40 районных кенешей и создать их мобильные исполнительно-распорядительные органы (исполнительные комитеты районных кенешей). Районные кенеши и их исполнительно-распорядительные органы будут координировать деятельность 1 811 сельских муниципалитетов, оказывать им помощь в осуществлении эффективной деятельности. Районные кенеши и их исполнительно-распорядительные органы будут защищать интересы населения сел и городов, рассматривать и утверждать местные бюджеты городских и сельских муниципалитетов и т. д. в соответствии с установленными законом нормами.

При этом необходимо законодательно установить нормы, в соответствии с которыми председатель районного кенеша, председатели постоянных комитетов и комиссий должны будут осуществлять свою деятельность на постоянной и оплачиваемой основе. Депутаты же районного кенеша будут получать стипендии за участие в работе его заседаний (сессий).

Сельский муниципалитет (айылдык башкару) — это базовая единица МСУ, его исполнительный орган. Сельский муниципалитет будет состоять из муниципальных служащих, членов правления и ревизионной комиссии. Сельский муниципалитет будет иметь внутреннее разделение функций и обязанностей, посредством которых жители села во взаимодействии будут осуществлять свое конституционное право на МСУ, принимать решения, обеспечивать их выполнение, осуществлять контроль, отчитываться перед населением. Сельский муниципалитет — это юридическое лицо, которое будет иметь свое имущество, иметь право представлять свои интересы в суде; заключать контракты, договоры и соглашения в рамках своей компетенции, установленных законом. Сельский муниципалитет будет иметь бюджетную автономию, собственные источники доходов, автономию в осуществлении расходов. Минимальный размер единицы сельского муниципалитета — наличие как минимум 200 (300) жителей в селе (населенном пункте).

В каждом селе создать сельские муниципалитеты со штатами 3-7 сотрудников (в зависимости от средств, местных данных и условий) за счет перераспределения средств от упраздненных более 2 000 государственных органов промежуточного — областного и районного уровней — управления, а также в городах.

В каждый сельский муниципалитет передать соответствующие штатные единицы, например, главы муниципалитета (старосты села), бухгалтера, налогового инспектора, ветеринара, специалиста по земельным вопросам. Таким образом, во всех сельских населенных пунктах республики будут функционировать исполнительные органы МСУ и население этих сел реально будет вовлечено в систему управления.

Реализация процесса формирования эффективной системы органов местного самоуправления также включает в себя три этапа.

Первый этап — тщательное исследование системы МСУ (2017 г.):

— провести детальные исследование, изучение, анализ городских и сельских населенных пунктов, существующей системы органов МСУ, функций и полномочий, их материально-техническое и финансово-экономическое состояние, организационно-правовое, кадровое обеспечение и т. д.

Второй этап — образование сельских муниципалитетов (2018-2019 гг.):

— в каждом селе образовать сельские муниципалитеты — 1 811. Сельский муниципалитет будет создан на основе конституционного права людей осуществлять МСУ. Единица сельского муниципалитета должна включать в себя как следствие конституционного права два элемента: территорию и орган власти — сельский муниципалитет, который осуществляет самоуправление через народ и для народа, проживающего на данной территории; сельский муниципалитет будет являться низовой базовой единицей МСУ;

— необходимо упразднить 459 сельских кенешей и сформировать в каждом районе 40 районных кенешей (председатели постоянных комиссий будут работать на оплачиваемой постоянной основе) и обеспечить их мобильными аппаратами — исполнительными органами — 40, которые, как ранее отмечалось, будут координировать деятельность 1 811 сельских муниципалитетов и защищать интересы населения сел, рассматривать и утверждать местные бюджеты, программы, проекты, планы и т. д. сельских муниципалитетов;

— необходимо предоставить право районным кенешам самостоятельно формировать штатное расписание сельских муниципалитетов и мэрий городов. Предоставить местным кенешам право устанавливать местные сборы и налоги.

Процесс создания сельских муниципалитетов включает следующее: проведение ориентировочных встреч с руководством местных государственных администраций, органов МСУ и сходов граждан сел по вопросам создания сельских муниципалитетов, обсуждение организационно-правовых, финансово-экономических, кадровых и других вопросов, в том числе по принятию устава и его регистрации в органах юстиции;

— обучение, повышение потенциала членов правления и сотрудников сельских муниципалитетов по всем вопросам организации эффективной деятельности сельских муниципалитетов;

— осуществление совместных действий, направленных на развитие сел и муниципалитетов; составление паспортов сел: финансовый потенциал, потенциал местной экономики, рынок труда, человеческий капитал, социальная сплоченность, качественное управление; разработка, обсуждение и принятие на сходе граждан планов работы, проектов социальной мобилизации и программ развития и т. д.

Третий этап — укрупнение районов (2019-2020 гг.):

— разработать и представить на рассмотрение Жогорку Кенеша КР проект закона «Об экономических округах в Кыргызской Республике» (2018-2019 гг.);

— образовать экономические округа в Кыргызской Республике (2019-2020 гг.);

— принять меры для обеспечения эффективной деятельности районных кенешей и их исполнительных органов.

Модель 3-уровневого управления
Модель 3-уровневого управления

 

Модель 4-уровневого управления
Модель 4-уровневого управления

Таким образом, мы представили на общественное обсуждение концептуальные основы оптимизации административно-территориального устройства и модернизации государственного управления и местного самоуправления в Кыргызской Республике на 2017-2020 годы. Только при решении данных взаимоувязанных кардинальных проблем, проведении эффективной административно-территориальной реформы, сокращении более 2 500 дублирующих республиканских и местных органов государственного управления и организации эффективного местного самоуправления возможно создать качественное государственное и муниципальное управление, направить более 20 млрд. сомов на развитие сел, все это в итоге позволит резко улучшить социально-экономическое положение в Кыргызстане и войти в 30 развитых стран мира.

Эркин РАКИМБАЕВ,

доктор юридических наук,

профессор Академии

государственного управления

при Президенте Кыргызской

Республики.






Добавить комментарий