Main Menu

Здесь служат профессионалы

Здесь служат профессионалыВ 2008 году экс-глава государства К. Бакиев наложил вето на Закон «О противодействии организованной преступности». Не в его интересах было оставлять без «крыши» криминалитет, с которым верхушка семейного клана имела общие интересы и практически полностью срослась. Оргпреступность, что называется, правила в стране бал, опэгэшники свободно разгуливали по милицейским коридорам и открывали пинком любую служебную дверь. Например, ближайший соратник вора в законе К. Кольбаева покойный А. Анапияев имел штаб-офис в столице, куда на отметку в очередь выстраивались бизнесмены и чиновники разного калибра, а экс-президент прилюдно пожимал руку на площади Ала-Тоо одному из криминальных авторитетов, покорно выслушивая его требования.

Ситуация изменилась после апреля 2010 года. Не в пример былым шумным кампаниям за криминал взялись всерьез и надолго. Победные реляции сменились напряженной работой всех ответственных государственных структур по нейтрализации устойчивых преступных группировок. На правом фланге этого фронтального наступления на криминал действует Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД, возрожденное после Апрельской революции по инициативе главы государства. Не принято широко распространяться в силу специфики работы главка, но ежесуточные милицейские сводки, пестрящие задержаниями активных членов ОПГ, позволяют немного нарушить табу и приоткрыть завесу его деятельности.

Сегодня в республике четыре устойчивые преступные группировки: А. Батукаева, К. Кольбаева, А. Бокушева и М. Абакирова (Водолаза). Последний, правда, как говорится, отошел от дел, осел в родном селе на Иссык-Куле, занялся сельским хозяйством, а члены его «команды» переметнулись к другим криминальным авторитетам. Самая многочисленная — кольбаевская группировка. После того как в 2011 году руководство страны объявило о непримиримой борьбе с организованной преступностью, ее покинуло около 300 членов ОПГ. Многие находятся в международном розыске и по линии Интерпола за совершенные в Кыргызстане тяжкие и особо тяжкие преступления. Сегодня на спецучете МВД состоит около 600 членов преступных группировок, 124 из них в текущем году задержаны и привлечены к уголовной ответственности, в том числе 2 человека, обладающие высоким воровским статусом (положенцы и смотрящие). По многим делам в отношении опэгэшников суды уже прошли, и виновные получили реальные сроки и меры наказания. По словам временно исполняющего обязанности руководителя главка полковника Азамата Ногойбаева, профессионала с почти 20-летним стажем, никто не вмешивается в их работу, а руководство МВД оказывает всяческую поддержку. «Мы продолжаем целенаправленную деятельность, — говорит он, — по предупреждению влияния ОПГ на общество. Нам удалось приостановить передел сфер влияния и заметно разобщить преступные группировки. В свое время нас упрекали, что обезвреживаем и сажаем только мелких рыбешек, а акулы преступного мира остаются на свободе. Это был первый этап борьбы с организованной преступностью. Сейчас добрались до самой верхушки пирамиды. Предприниматели всех регионов страны могут подтвердить, что они почувствовали себя свободными от наездов опэгэшников всех мастей и рангов. Мы и дальше будем на долгосрочной основе работать в этом направлении, чтобы очиститься от посягательств на частную собственность и пресечь каналы финансовой подпитки устойчивых преступных группировок». По словам Азамата Ногойбаева, внесенные в автоматизированную базу данных (АБД) члены ОПГ находятся под постоянным контролем борцов с оргпреступностью. Они активно проводят профилактическую работу и делают опэгэшникам официальные предупреждения. Особенно актуальным это стало перед выборами президента. Правда, по воровским понятиям, ОПГ не вмешивается в политику, но, как говорится, чем черт не шутит… Недавно в ходе грамотно спланированных оперативно-разыскных мероприятий сотрудники ГУБОП в одном из гаражных кооперативов на территории столицы обнаружили солидный арсенал огнестрельного оружия и боеприпасов, оставленный покойным криминальным авторитетом А. Анапияевым. Выстрели он в нужный час и в нужном месте, не обошлось бы без жертв, что стало бы поводом для радикальной оппозиции «прокукарекать» о беспомощности государства защитить граждан от криминальных посягательств и посеять в стране хаос и смуту. Трудно представить, сколько жизней спасли опера главка благодаря профессионализму и полной отдаче работе.

За пять месяцев текущего года сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью задержали 124 члена ОПГ, раскрыли 211 преступлений общеуголовного характера, в том числе 8 убийств,13 разбоев, столько же фактов вымогательства, 11 грабежей, 2 похищения человека. У опэгэшников изъяты 3 автомата Калашникова, пулемет РПК, 10 пистолетов (из них 5 — системы Макарова), 4 единицы нарезного оружия, около 2 тысяч боеприпасов различного калибра, 9 боевых гранат, два килограмма аммонита, 13 капсул-детонаторов и 6 килограммов наркотиков.

Общеуголовные преступления и преступные деяния, совершенные преступной группировкой, — два разных понятия. Чтобы доказать последнее, от ребят А. Ногойбаева требуется долгий и рутинный труд по сбору материалов. Читатели нашей газеты часто задают вопрос: почему опэгэшников ловят и сажают пачками, а они вновь оказываются на свободе и продолжают преступное мастерство? Чрезмерная лояльность отечественной Фемиды к членам ОПГ болезненно воспринимается и сотрудниками ГУБОП. Обидно, когда задержанного за тяжкие преступления, как правило, с риском для жизни отпускают на свободу прямо из зала суда или приговаривают к мизерному наказанию, а в некоторых случаях даже оправдывают. И таких примеров достаточно.

Один из лидеров преступного мира Кыргызстана Алмазбек Сулайманов (кличка Лимонти) в 1999 году был приговорен к исключительной мере наказания за совершение тяжких преступлений, в том числе за двойное убийство с особой жестокостью. В 2006 году Указом Президента помилован и получил 30 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Через два месяца переводится в исправительное учреждение №27, где тогда содержались осужденные, больные туберкулезом. В мае 2008 года постановлением Аламудунского районного суда Лимонти освободился из мест лишения свободы по болезни с диагнозом «фиброзно-кавернозный туберкулез». При проверке оказалось, что представленный медиками рентген-снимок на имя А. Сулайманова принадлежит другому человеку, действительно болеющему туберкулезом последней стадии. Выйдя на свободу, Лимонти сначала контролировал трассу Бишкек — Торугарт, Кадамджайский золоторудный комбинат, а затем, пустившись в бега, осел в Казахстане. Оперативникам ГУБОП пришлось проявить немалую смекалку и мастерство, чтобы задержать его и экстрадировать на родину. Сейчас Лимонти отбывает неотбытый срок наказания в молдовановской колонии №1. На момент его задержания он составлял 19 лет 10 месяцев и 25 дней. Тогда автор этих строк писал о вопиющем факте головотяпства и явной заинтересованности отдельных служителей Фемиды, но дело спустили на тормозах, и никто не понес заслуженного наказания. А вот совсем свежий пример. Недавно в ходе оперативно-разыскных мероприятий оперативники ГУБОП задержали ранее неоднократно судимого активного члена ОПГ А. Шаршенова по кличке Протез, скрывавшегося от правосудия на одном из отдаленных пастбищ Аламудунского района. Не отбыв и четверти срока наказания за тяжкие преступления, он оказался на свободе после применения к нему нескольких амнистий, в то время как по Уголовно-процессуальному кодексу она не распространяется на осужденных данной категории.

Членам ОПГ, как правило, применяют статью 231 УК КР (организация преступного сообщества). Но раньше в судебных инстанциях она не срабатывала, поскольку механизм определения ее сути не был четко выработан. Теперь по новому Закону «О противодействии преступности» членами ОПГ подозреваемых признает только суд, а правоохранительные органы для этого должны представить убедительную доказательную базу. Главным управлением по борьбе с организованной преступностью разработаны поправки в закон, по которым основанием для привлечения к судебной ответственности по этой статье считается постановка на оперативно-превентивный учет на базе собранных материалов и неопровержимых доказательств о принадлежности к преступным группировкам.

Главное управление по борьбе с организованной преступностью — одно из самых элитных подразделений МВД. Служить здесь считается большой удачей в милицейской карьере. Жесткий отбор выдерживает не каждый. Костяк главка — профессионалы высокого класса. Даже самые закоренелые скептики не отрицают, что эта служба в системе правоохранительных органов самая опасная и трудная. Опэгэшники — привилегированная каста преступного мира, деятельность которой отличается особым цинизмом, расчетливостью и жестокостью, поэтому противостоят ОПГ сотрудники милиции высокой категории. И это у оперов ГУБОП получается отлично.

Сергей СИДОРОВ. Фото автора.

На снимке: полковник Азамат НОГОЙБАЕВ.

 






Добавить комментарий