Main Menu

Кнута не боимся, и пряник не нужен

Реорганизация ЕврАзЭс неизбежна, если эта структура намерена работать эффективно
и дальше

На минувшей неделе в Москве прошло заседание Межгоссовета ЕврАзЭс на уровне глав государств. В нем принял участие и Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Известно, что в мае этого года должен состояться саммит, где лидеры стран-участниц продолжат обсуждение вопросов реорганизации этого объединения, а к 1 января 2015 года уже должны быть готовы документы об образовании Евразийского экономического союза. Позиция нашего главы государства такова, что Кыргызстан должен стать только полноправным членом этого нового интеграционного образования. А. Атамбаев считает, что Таможенный союз (и, возможно, будущий Евразийский экономический союз) —  наиболее эффективно работающая международная организация на постсоветском пространстве. Почему?
«Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания», — так заявил еще в 2011 году премьер-министр России Владимир Путин.
«Свершилось!» — выдохнул Д. Медведев, когда лидеры трех стран Таможенного союза (ТС) поставили свои подписи под документами. Образование ТС стало, как и предрекал тогда президент Д. Медведев, «одним из ключевых событий этого года». Хотя многие политологи теперь вспоминают, что, когда еще в 90-е, после полного развала СССР, президент Казахстана Н. Назарбаева заговорил о необходимости евразийской интеграции, его даже не услышали. Да и само слово «интеграция» тогда воспринималось пережитком советского прошлого, так все упивались обретенной свободой.
Сегодня, похоже, пришло то самое время. Теперь и президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул на последней встрече в Москве, что евразийская интеграция не угрожает независимости стран, включившихся в этот процесс: «Мы четко заявили, что мы не теряем никакого суверенитета. Никто никого никуда не гонит».
На вопрос, не постигнет ли новое образование судьба кризисного нынче Евросоюза, Д. Медведев резонно заметил: «Мы выстрадали это объединение». По данным экспертов, в свое время европейскую интеграцию щедро финансировали со стороны, на это, видимо, и намекнул президент Д. Медведев, сказав, что «европейцы отчасти купили кота в мешке». Хотя создание Евразийского союза, как подчеркивают его участники, — это вовсе «не реинкарнация СССР» (слова главы Казахстана Н. Назарбаева). Он же сказал, что надо отбросить всякие «фантомные страхи» по этому поводу.
Вот и глава Кыргызстана, давая интервью агентству «Интерфакс», вскоре после встречи на ЕврАзЭс в Москве подчеркнул: «Пока из тех организаций, которые созданы на территории бывшего Советского Союза — СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС,  наиболее эффективно заработал Таможенный союз. Это направление логично считать наиболее верным — идти по пути создания Таможенного союза, единого экономического пространства. И одна из наших целей — войти в этот союз в качестве равноправного члена». И, как далее заметил А. Атамбаев, Кыргызстан намерен уже сейчас вести переговорный процесс в ТС, ЕАзЭС и стать там полноправным партнером.
Отчего же главы разных стран, не сговариваясь, твердят об одном и том же и почему союз этот «выстрадан»? На мой взгляд, наиболее точно охарактеризовал такое единодушие «Росбалту» украинский политолог Вадим Карасев, сказав, что «Россия меньше, чем империя, но больше, чем национальное государство. У России один выход — либо она станет инициатором новых «сборочных» процессов на постсоветском пространстве, либо будет постоянно находиться в кризисе национально-государственной идентичности. Просто потому, что она никогда не сможет быть обычным национальным государством,  как Германия, Франция или, например, Польша. Этого не позволят сделать ее этнический состав, территориальное разнообразие, ресурсная мощь, геополитические имперские (в том числе и советские) традиции. В отличие, кстати, от других стран постсоветского пространства, которые когда-нибудь могли бы оформиться в качестве национальных государств или государств-наций».
Кроме того, эксперт справедливо считает, что «весь кризис современного мира во многом вызван кризисом недоинтегрированности периферийных государств в более мощные интеграционные объединения». Действительно, сама структура мира становится глобальной, крупноформатной. Чтобы справиться с вызовами современной эпохи, экономики многих стран из сырьевых начали наконец становиться государствами, самостоятельно создающими прибавочную стоимость. Время простой торговли закончилось. По справедливому замечанию все того же В. Карасева, нынешний «финансово-экономический кризис показал, что страны, не имеющие индустриального производства и производства добавленной стоимости, наиболее уязвимы перед мировым рынком и его законами». Пришло время некогда так называемым сырьевым, третьим странам учиться не только самостоятельно стоять на ногах, но и искать пути экономической, коммуникативной, политической интеграции, взаимодействия в мировом масштабе. Человечество видоизменяется. Вот и глава нашего государства, говоря о необходимости на принципиально новой основе строить взаимоотношения между странами-партнерами, отмечает: «Мир другой уже. Это мир Интернета, мир глобализации».
В этом плане в рамках нового евразийского экономического образования объединение природных ресурсов, капиталов, человеческого потенциала вполне позволит Евразийскому союзу стать конкурентоспособным в технологической гонке, в соревновании за инвесторов, в создании передовых производств наряду с другими мировыми игроками (ЕС, США, Китаем). Конечно, для полноценного союза будущему ЕврАзС очень не хватает Украины, это очевидно. Но и страны Центральной Азии, в частности, Кыргызстан — это своего рода прочный пояс безопасности в регионе, особенно с учетом нынешних неспокойных времен в этой части планеты.
Президент А. Атамбаев поэтому и заявляет, что «Российская Федерация является нашим союзником и стратегическим партнером. Сотрудничество с российской стороной для нас имеет особую значимость в силу исторической и культурной общности народов двух стран, традиционных уз дружбы, общих интересов в сфере безопасности, в политической, экономической, военно-технической и культурно-гуманитарной областях. К осознанию стратегической роли России в жизни Кыргызстана мы пришли не сегодня, 20 марта мы отметили 20-летие установления наших дипломатических отношений, которые на протяжении всего этого времени  были плодотворными, многоплановыми и дружественными. Проблем или каких-то сложных моментов в наших отношениях нет, есть вопросы, которые долгое время рассматриваются и ждут своего решения».
Рассуждая о месте Кыргызстана в интеграционной картине современного мира, наш эксперт, известный в Кыргызстане политолог Марс Сариев заметил: «На самом деле у нас как у страны только три варианта развития событий в поиске своего места на геополитическом пространстве. Первый и самый предпочтительный —  интеграция в евразийское сообщество, теснейшее экономическое взаимодействие с Россией, Казахстаном, другими соседями на постсоветском пространстве. Это исторически понятный, традиционный и, можно сказать без преувеличения, предначертанный для нас путь. Второй — это тесная интеграция с КНР, но Китай — это совершенно другая цивилизация, в которой можно разве что только раствориться, исчезнув. И третий, самый рискованный путь — это территория перманентного хаоса, созданного мировыми игроками, по типу Афганистана, который из такого состояния не может выпрыгнуть по сей день».
Но, как верно напоминает мой собеседник, политика — это искусство возможного. В этом плане перед Россией сейчас стоит нелегкая задача, по сути, она, как держава, должна нести бремя центростремительной силы. Времена такие, что уже недостаточно просто купить национальную элиту за 300 млн. долларов, ей необходимо приступать к реализации на территории своих стратегических союзников крупных индустриальных проектов. То есть давать своим партнерам удочку, а не рыбу. А это значит, что уже сегодня на Евразийском пространстве должна создаваться принципиально новая цивилизационная модель. Как говорят в этом случае китайцы, завоевывать надо сердца, а не города. Собственно, этим всегда и ценна была для наших стран Россия, что она несла на себе бремя объединяющего, привносящего свет цивилизации и прогресса центра.
«Давайте начистоту, — говорит М. Сариев, — ведь пока в Бишкеке не появилась американская база, Россия не проявляла столь же активного интереса к Кыргызстану. Конечно, какие-то связи сохранялись всегда. Бесспорно. Да и на размещение базы Россия тоже давала свое «добро» Бишкеку, чего скрывать?! Кроме того, в те времена (конец 90-х — начало двухтысячных) по объективным причинам самой Российской Федерации было очень непросто, ей надо было прежде всего собрать свою страну. Тем не менее пришли времена, когда надо не просто воссоздавать традиционные связи, но и преобразовывать их. Партнерство, даже в семье, должно основываться на взаимном уважении и доверии, если кто-то из членов семьи ставит себя выше других, доминирует,  это уже дисбаланс. Также и в стратегическом взаимодействии стран-партнеров».
Предыдущие два президента Кыргызстана, надо заметить, очень успешно, в первую очередь для себя, использовали торг в отношении авиабаз как с одной, так и с другой стороной. Акаев выторговал 150 млн. долларов,  Бакиев — 300 млн. долларов у России. Свою долю «мзды» за пребывание на нашей территории своих военных платили, понятное дело, и американцы. Ожидалось, что и послеапрельская власть Кыргызстана пойдет по проторенной дорожке. Ан нет.
«Я всегда заявлял о том, что мы будем выполнять любые международные соглашения, тем более с нашим стратегическим партнером, — подчеркнул еще раз в своем интервью «Интерфаксу» А. Атамбаев. — Конечно, в этом вопросе, как и в других, мы будем исходить исключительно из национальных интересов Кыргызстана». Это о взаимоотношениях с Россией, и об авиабазе в Канте в частности. «С большим трудом, правда, мне удалось объяснить американцам, почему я настаиваю на том, чтобы после 2014 года в аэропорту «Манас» не было военных, — это Президент Кыргызстана заявил во время интервью радио «Эхо Москвы» в отношении присутствия американской авиабазы. — Они все думали, что я пытаюсь какие-то деньги выбить, то ли для страны, то ли для себя. На последних встречах с представителями Обамы и госдепа они вроде бы уже поняли, что надо выводить. В гражданском аэропорту не должно быть военных баз».
В этом плане вполне логичным выглядит то, что глава нашего государства, общаясь с российским руководством, сказал о том, что ставить во взаимоотношениях надо «не на человека, а саму систему сделать такой, чтобы она работала». И, хотя эта конкретная фраза касалась внутриполитических взаимоотношений в стране, она вполне справедлива и во внешнем векторе сотрудничества. Активизировались движения в совместных проектах кыргызско-российского сотрудничества после ряда встреч начиная с конца с 2011 года на высшем уровне. Это касается участия России в приватизации энергетических и нефтегазовых объектов Кыргызстана. Представители «Газпрома» изучают техническое состояние компрессорной станции и газопроводов «Кыргызгаза», возможности нефтегазовых площадей «Кугарт» и «Восточный Майлуу-Суу-IV». Минэнерго Кыргызстана работает с  российским «Зарубежнефтегазом» (сейчас это «Газпром Интернэшнл»). Речь идет о возможности эксплуатации Сохского и Майлуу-сууйского подземных газовых хранилищ. Словом, экономическая сторона взаимоотношений наконец стронулась с замерзшей точки.
Мой же собеседник Марс Сариев убежден, что не только в экономическом, но и в политическом плане Кыргызстан может представлять интерес для своего стратегического партнера — России. «Мне как-то довелось в частной беседе общаться с известным российским экспертом Юрием Крупновым, — признается М. Сариев. — И он откровенно сказал, что опыт кыргызского парламентаризма очень важен не только для России, но и для всего СНГ. На мой вопрос: «Почему?» он ответил приблизительно так: «Если ваш «эксперимент» удастся, то и мы можем такой опыт мягко трансформировать в свою систему, чтобы не было клинча. Жесткая президентская власть все равно когда-то доходит до своего потолка».
«Когда мы как страна начнем процветать, — продолжает Марс Сариев, — то и в этом плане России куда выгоднее на своих южных рубежах иметь сильного экономически и независимого партнера». В неизбежности такого процветания мой собеседник убежден, ведь и «у нас подросла профессиональная, западноориентированная элита», — говорит политолог.
В подтверждение слов моего собеседника приведу еще одну цитату уже Президента А. Атаамбаева из его недавнего интервью «Эху Москвы»: «Мы хотим построить сильный Кыргызстан, у которого будут свои деньги, своя сильная армия, свои сильные пограничные войска. Мы хотим вступить в единое экономическое пространство, автоматически у нас будет общая внешняя граница с той же Россией. Вот так надо объединяться — в стратегический союз, а не под угрозой какого-то кнута или пряника. Кыргызстан и кнутов не боится, нам и пряники не нужны. Мы сами себя прокормим».

Чинара АСАНОВА.

 






Добавить комментарий