Main Menu

Опять двадцать пять

А может, двадцать или пятнадцать? Когда как. Если одалживаешь — 25, если отдаешь — 15-20

Интересно, откуда это нементальная арифметика? Не путать с ментальной, которая учит с малого возраста вести счет. Нементальная не учит. Она, видимо, от слова «нементальность»; если ментальность — национальный образ мира, то нементальность, соответственно, ненациональный образ, скукоженный до родного аила.

Кому нужны эти пространные рассуждения? И чего только не услышишь в гонках на выбывание за теплое-высокое-начальственное кресло. Он-то как раз и «прогресс», когда нас с вами убеждают, что он и есть счастливый рассвет-расцвет. Русскоязычным школам — кетсин, их педагогам — кетсин, многочисленной литературе по всем специальностям и для души — кетсин. Невдомек идеологам-новаторам, что в таком случае будущее наступит не с рассветом, а с сумерками.

Вообще, завлекательная идея моноязычия сегодня распространяется эпидемией по всем странам, бывшим одной шестой планеты.

Понятно почему: меньше знаешь — лучше спишь, ибо «во многой мудрости много печали». В этом случае культура поглощается политиканством: «Мы вас… Мы вам…»

Радетели чистоты государственности, конечно, знакомы с поэзией заманистов, с творчеством Калыгула. Но неглубоко. Процитирую его:

…В короткой куртке будет он,
Весь на виду.
Мочиться стоя будет он,
Справлять нужду.
Такой ведь русский притеснять
Нас всех начнет…

А теперь — «О Глупости»:

Свирепый ветер дует с гор,
Глупец на брань бывает скор.
Дай дураку такому власть,
Он наглостью и грубой силой
Загонит сам себя в могилу.

Если даже согласиться, что наше коренное население вело кочевой образ существования, то тогда каждый должен был быть не только полигамным, но и полиглотом. Как же без этого общаться с народами, живущими по пути следования гордых сынов седла и калпака?!

Ладно, часть необходимого можно было получить, как ясак, а взаимовыгодное общение-торговля? Здесь требовалось владение языками… На всех толмачей не напасешься. Хочешь не хочешь, а язык знай. Для диалога. Тогда воины не подозревали, что Бог другого народа наказал этот народ за гордыню многоязычием, как проклятьем.

Нынешние, претендующие стать отцами изнывающего под спудом языкознания Отечества, решили с проблемой разобраться раз и навсегда. Все бы ничего, но недавно я попросил одного — второго — сто тридцать третьего перевести имя Президента на русский язык и получил ответы, иллюстрирующие известную арию индийского гостя: «Не счесть алмазов в каменных пещерах» (Алмаз-бек). Не знают они, что скачущие под знаменами Чингисхана не могут иметь пещер и в них драгоценных камней. Это участь недостойного оседлого населения. Перевод нашелся собственными силами, но не в этом дело.

Из года в год, вдруг, от спячки просыпаются горячие головы и начинают решать: быть или не быть многонациональной стране? Я на их месте провел бы анонимное исследование: сколько книг на родном языке стоит на полках в квартирах и юртах у потомков кочевников и сколько из них куплено и прочитано за последние четверть века?!

Читаю в Интернете, что Министерство образования решило в школах соединить кыргызскую и мировую литературы, поделив выделяемые на первую семьсот учебных часов. Начинаю спрашивать тех, кто поименован в комментах. Они как один утверждают, что в первый раз слышат.

Конечно, это необразованный посыл по принципу “соединить — разъединить”. Ребенок, несомненно, должен приобщиться к культурным ценностям разных народов. Для этого надо бережно отобрать все из классики и современности, что без литературного винегрета, что интересно и доступно каждому из возрастов. А то из всей литературы только и запоминают школяры мужиков с бородами, строго глядящих из багетных рам.
Вороватые политики обкрадывают свой народ, который стремится приобщиться к культуре различных стран.
Как здесь не вспомнить Всеобщую декларацию прав человека ООН: «Если нация убеждается, что господствующая в государстве власть направлена не на развитие ее культурных, экономических и иных потребностей, а, наоборот, на их попрание, то не только правом, но и обязанностью нации является свергнуть такую власть и установить соответствующую национальным интересам народа».

…А вы говорите…
…Вот так и живем…

Александр КАЦЕВ,
профессор.






Добавить комментарий