Main Menu

Путь Мэйдзи для Кыргызстана. Заметки романтика, идеалиста

В начале напомню: Мэйдзи — посмертное имя великого императора Японии Муцухито (1852-1912), при котором была осуществлена кардинальная реформа отсталой, раздробленной феодальной Японии, в результате которой за 25-30 лет (!) она стала одной из развитых и сильнейших мировых держав. «Мэйдзи» — это девиз группы реформаторов, и он означает просвещённое правление («мэй» — «свет», «знание»; «дзи» — «правление»).

Между прочим, Япония, в отличие от нашей страны, и тогда, и в настоящее время не располагала и не располагает какими-либо значимыми природными ресурсами.

Читающая публика осведомлена, что, согласно американскому финансовому изданию Global Finance, наша страна занимает 148-е место среди 185 беднейших стран мира. Другая аналитическая группа — Focus Economics — поместила Кыргызстан в десятку наиболее неимущих государств среди 127 самых бедных стран мира. Впрочем, эти сведения не открытие компетентных финансовых организаций. Образованная часть населения и так знала, что страна наша — одна из двух наиболее бедных государств СНГ. Бедность обусловлена тем, что у нас сформировалась государственно-общественная коррупционная система экономических, политических и общественных взаимоотношений. Она пронизала всё общество с самого верха и до самого низу и стала нормой жизни. Показательно, что в предисловии к книге (А. Айдаралиев, К. Боконбаев и др. «Горная инициатива: обоснование обмена внешнего долга горных государств на устойчивое развитие», Бишкек, 2008) бывший президент страны К. Бакиев утверждал: «После смены власти в марте 2005 года нам досталось нелёгкое наследство. Экономика, загнанная за 15 лет в стагнацию, безработица и масштабная коррупция предопределили бедность большинства населения…». В 2006 году в ежегодном послании Жогорку Кенешу он же признал, что «плохое государственное управление тормозит устойчивое развитие республики». О реформе системы государственного управления заявлял Т. Сариев в бытность премьер-министром: «…шестимиллионное население Кыргызстана нуждается в компактной, мобильной, а главное, эффективной системе управления. …Сейчас в стране действует 15 министерств, 1 комитет и 28 административных ведомств (Итого 44. — Прим. авт.). По количеству министерств мы обогнали такие развитые страны, как Германия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Финляндия, Италия, а также страны бывшего СССР — Казахстан, Литву, Латвию. Назрела необходимость изменения структуры исполнительной власти… Структуру правительства следует формировать на принципах обеспечения компактности и мобильности, которых можно добиться через интеграцию родственных сфер в одном госоргане; упрощение и сокращение многоступенчатой иерархии административных ведомств».

Административно-территориальное деление Кыргызстана включает 2 города республиканского значения, 7 областей и 40 районов. Для сведения: в Москве с 13 миллионами населения всего 10 окружных префектур (районов). В нашей маленькой стране практически сформировалась 5-6-ступенчатая вертикаль исполнительной власти: Президент, правительство, губернаторы, мэры городов, районные акимы, айыльные правительства. И в этой длинной цепочке неизбежно срабатывает эффект «испорченного телефона», и на каждой ступени создаётся режим наибольшего благоприятствования для коррупции. Кстати, ещё при президенте А. Акаеве в правительстве образовали две комиссии: по реформированию территориально-административного деления, а также по оптимизации функций министерств и ведомств. Однако их разумные предложения «положили под сукно», где они покоятся в архивах, если не потеряны.

Итак, ясно, что речь идёт о системе государственного устройства. А что же такое система, которая охотно, для демонстрации своей продвинутости, употребляется чиновниками, но мало кем понимается? Попытаюсь сформулировать доступно. Согласно общей теории систем и синергетике, главной задачей, функцией любой системы, действующей и в природе, и в социумах, является сохранение себя в неизменности. Для этого система располагает арсеналом мощных оборонительных сооружений (вспомните из школьной программы закон Ле-Шателье). Если всё же чему-то или кому-то удастся проникнуть в систему, то она всех приспосабливает (приручает, «ломает») под себя для выполнения своей основной задачи или выбраковывает. В приложении к нашей действительности, как утверждал бывший президент А. Атамбаев: герой, убив дракона и завладев его дворцом, сам превращается в него.

Не могу сказать, что попыток реформ не было: за 25 лет в республике принимались десятки стратегий, доктрин, программ устойчивого развития, выхода из бедности. Никакую из них так и не реализовали. Всё вышло в свисток.

Можно ли разрушить крайне неэффективную, насквозь закостеневшую систему государственно-общественного устройства республики в условиях недоверия властям? Можно, архисложно, но и в то же время просто. Смог же великий Мэйдзи с небольшой группой прогрессивных соратников за полгода-год осуществить кардинальную реформу отсталой аграрной страны!

Что делать нам? Полагаю, нужно решительно, но без кровавых революций сломать закостеневшую систему государственного устройства нашей страны. Для этого нужно сформировать компетентную команду патриотов-государственников (вспомните команду Исхака Раззаковича Раззакова!), фигурально выражаясь, терапевтов и хирургов, и расставить их на ключевые позиции властной вертикали. Сколько их должно быть в команде? На мой взгляд, около 16-17 решительных компетентных профессионалов: Президент, премьер-министр, верховный судья, министр финансов, министр МВД, семь губернаторов, четыре мэра.

Между прочим, К. Бакиев с подачи своего сына Максима сформировал команду грамотных профессионалов, создав надправительственный орган — Центральное агентство развития и инвестиций (ЦАРИИ). Другое дело, что целеполаганием этого органа изначально было не обеспечение прогресса страны и благополучия народа. То есть эта компания не ставила целью разрушить систему, а, будучи в ней и порождённая ею, просто эффективно перераспределила финансовые и материальные потоки на семью и родственников президента: коррупция и рейдерские захваты приобрели ещё более циничные и чудовищные масштабы.

Как показывает опыт азиатских экономических тигров (Япония, Сингапур, Китай и др.), нашей республике на переходное время нужен не суррогат демократии — охлократия, а авторитарный, просвещённый лидер. И не только их опыт, но и наш, советский — примеры становления сверхдержавы СССР. Дорогого стоит оценка У. Черчилля роли И. Сталина в этом: «Приняв Россию с сохой, оставил её с атомной бомбой».

Лично мне нравится система госустройства США: есть Президент, ответственный за всё, с назначаемым им и подчинённым ему правительством, есть эффективный двухпалатный парламент — орган сдержек и противовеса, и независимый Верховный суд.

Вернёмся к закону функционирования систем. Если изменить функцию системы госуправления, когда её целью станет безопасность и благополучие большинства людей, то не соответствующие функции персоны (коррупционеры, малограмотные) будут отбракованы самой системой, и в ней начнётся процесс эффективной самоорганизации, вывод на путь Мэйдзи.

И последнее: никоим образом не считаю себя персоной, которой, как говорится, принадлежит истина в последней инстанции. Ну давайте, сограждане, предлагайте что-то иное, давайте начнём плодотворную дискуссию.

Кулубек БОКОНБАЕВ.






Добавить комментарий