Main Menu

Горнодобыча — не только выгодно, но и престижно для имиджа страны

заместитель председателя Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Уланбек РЫСКУЛОВ

Горнодобывающая отрасль стоит в ряду бюджетообразующих, поскольку недра Кыргызстана действительно богаты многими ценными на мировом рынке минеральными ресурсами. О современном состоянии отрасли, успехах, достижениях и главных сложностях 2015-2016 годов читателям «СК» рассказывает заместитель председателя Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Уланбек РЫСКУЛОВ.


— Уважаемый Уланбек Дуулатович! Развитие горнодобывающей отрасли имеет безусловное значение для нашей страны. В прошлом году, когда результативно прошел целый ряд конкурсов и аукционов на разведку и освоение минеральных богатств, Кыргызстан продемонстрировал миру не только свои весьма широкие инвестиционные возможности, но и способность честно и качественно вести дела в сфере горной добычи. Напомните, пожалуйста, о главных успехах 2015 года.

— Впервые в истории Кыргызстана мы смогли открыто и результативно провести целый ряд конкурсов на геологоразведку и дальнейшее промышленное освоение ряда месторождений. В законодательстве проведение таких конкурсов не новость, но сейчас мы во главу угла поставили задачу провести конкурсы максимально открыто и прозрачно. Это было в первую очередь требование общественности, а во вторую — гарантия того, что в дальнейшем доступность и открытость всех процедур сделает невозможной отмену или опротестование результатов конкурса (как правило, это делалось у нас ранее в пользу некоторых заинтересованных лиц). По закону конкурсы — обязательное условие при освоении крупных объектов. Перечень их утвержден правительством, которое объявляет конкурс, а наше ведомство является непосредственным исполнителем. Совместно с Минэкономики мы разработали положение о проведении конкурсов, где четко перечислено: где, как, когда, с какими условиями проводится мероприятие, кто входит в конкурсную комиссию. Среди проведенных в прошлом году конкурсов наиболее результативных три.

Первый — это Джеруй, который стал своего рода индикатором, сможем ли мы открыто провести поиск инвесторов.

Отмечу, что Кыргызстан — член мирового сообщества, и ситуацию в нашей горнодобывающей сфере весьма тщательно отслеживают партнеры из многих стран и организаций среди ближних и дальних соседей. Еще в 2013 году, когда формировался состав конкурсной комиссии, в нее включили представителей местного сообщества — из районных властей, айыльных округов и кенешей. Жаркие споры между участниками проходили под объективами журналистов местных и столичных СМИ. Но в 2013-м конкурс не состоялся из-за наличия всего одной заявки. Потому месторождение повторно выставили на конкурс — ведь Джеруй стоит в ряду наиболее перспективных объектов по своим очень хорошим горнотехническим условиям по сравнению с другими. В состав комиссии вошли представители наблюдательного совета Таласского региона. Объявление о конкурсе мы сделали максимально широко и доступно — с публикациями как внутри страны, так и за рубежом. Главные источники такой информации в мире — это очень авторитетные журналы: в Канаде — Mining journal, в России — «Горный журнал». В канадском издании мы опубликовали все сведения о предлагаемом к продаже месторождении. Кроме того, попросили МИД распространить эту информацию через наши диппредставительства в посольства других стран. Широко использовали и интернет-сайты правительства, Госгеолагентства КР, СМИ. Заявки на участие подали три компании — крупнейшие российские золотодобытчики «Полюс», «Восток-геолдобыча» (дочернее предприятие компании «Русская платина») и «Кыргызалтын» (в консорциуме с арабским инвестором). Мы возили вероятных инвесторов на месторождение. Победителем стала «Восток-геолдобыча», с которой мы подписали лицензионное соглашение.

На сегодня компания выполнила все первоначальные условия, определенные конкурсом. Среди них было, во-первых, достижение мирового соглашения с предыдущими инвесторами, дела которых «зависли» в международных арбитражах. Во-вторых, предстояло создать фонд развития региона — он уже создан, об этом компания информирует нас в своих отчетах. После получения лицензии компании предстояло подготовить проект разработки месторождения. Она разработала технический проект, разделенный на три части, и представила нам документацию по первой и второй частям, а документацию по третьей обещала вскоре отдать на экспертизу. Первые две части уже рассматриваются отечественными экспертами, по закону это оценка экологической и технологической безопасности. Строительство инфраструктуры займет около двух лет, в 2017-м компания планирует начать строительство фабрики, а золото даст по плану в 2018-м.

— Какие еще конкурсы стали успешными примерами в прошлом году?

— Мы нашли инвесторов на угольное месторождение Бель-Алма (Баткенская область) стоимостью 1,07 миллиона долларов, а также на сопряженное месторождение золота Тереккан, Перевальное и золотосурьмяное Терек в Чаткальском районе (стоимостью 20 миллионов долларов). По угольному объекту компания планировала начать с геологоразведки, поставить запасы угля на баланс государства. К сегодняшнему дню она определилась с запасами на одном локальном участке, а по остальной площади разведка продолжается. Но это очень немалое и весьма перспективное месторождение бурых углей.

А по трем находящимся рядом месторождениям Терек, Тереккан и Перевальное инвестору легче стартовать — этот объект уже давно готовили к разработке, к тому же «Кыргызалтын» вел ранее добычу на некоторых локальных участках. Победило в конкурсе СП, куда входят «Кыргызалтын» и турецкая компания «Этибакыр» (часть огромного холдинга «Чынгыз»). На сегодня они готовят проект, турецкие инвесторы уже вложили значительные средства в инфраструктуру, идут обновление дороги и подготовка к производству. Запланировано в 2018-2019 годах выпустить первый металл — золото и серебро.

С удовлетворением повторю: положительный опыт 2015 года показал инвесторам, что мы работаем честно, открыто. Нам поверили, инвесторы выказывают все больший интерес к нашим объектам.

— Подтвердилась ли успешная тенденция и в этом году?

— Пока, к сожалению, нет, но еще не вечер! Мы объявляли несколько конкурсов, но они не состоялись. Одна из главных причин — продолжающийся мировой экономический кризис, спад цен на большинство металлов на сырьевых рынках мира. В этом году мы объявляли конкурсы на месторождение редкоземельных металлов Кутессай-II и бериллия — Калесай (п. Актюз Кеминского района). Еще в советское время ученые определили явную целесообразность комплексной, одновременной разработки обоих объектов. Перспективы Кутессая-II — тантал, ниобий, торий, окись гафния и циркония и др., а Калесая — бериллий. На объявленный нами конкурс в апреле этого года пришли две компании — казахская и кыргызская. Лидером стал казахский партнер. По условиям участия в конкурсе он уплатил гарантийный взнос (300 тысяч долларов), но, к сожалению, не смог в установленный законом и условиями конкурса срок — 45 дней — внести 10 миллионов долларов за лицензию. Поэтому конкурс пришлось признать несостоявшимся. Казахские инвесторы обращались к нам с просьбой разрешить им внести эти 10 миллионов в течение года, но это уже нарушение закона, условий конкурсного отбора. Гарантийный взнос по условиям состязания остается в нашем бюджете, а конкурс будем объявлять вторично.

— В этом году или в следующем?

— Скорее всего, до конца этого года. Сейчас ведем переговоры с потенциальными инвесторами, буквально сегодня утром нас посетил заинтересованный предприниматель из соседней страны.

— А сколько всего конкурсов планировали на этот год?

— Мы намечали к продаже также комплексную разработку угля в Нарынской области — Кара-Кече (участок Центральный) и Минкуш (участок Агулак) с балансовыми запасами около 500 миллионов тонн бурого угля. В числе главных условий — строительство железной дороги от Балыкчи к разрезу и возведение ТЭС. К сожалению, заинтересованные инвесторы, обсудив наши условия и свои возможности, пока не подали заявки. Потенциальные разработчики высказывали предложения увеличить срок проведения конкурса, поскольку проект очень масштабный и затратный. В ближайшее время конкурсная комиссия рассмотрит поступившие предложения, в том числе и по срокам. Думаю, что это оправданно — крупные проекты требуют большого времени на раздумье и подсчет своих возможностей. Для нас этот проект будет иметь такое значение, как Байкало-Амурская магистраль для Советского Союза. И подходить к этому надо соответственно.

Мы планировали всего семь конкурсов на 2016 год. Кроме перечисленных, это месторождения гипса Наукатское (Ноокатский район Ошской области), месторождение мрамора Акарт (Ноокатский район Ошской области), один объект по добыче каменного угля — разрез Тегене (Джалал-Абадская область) и еще месторождение известняка Аксайское (Ошская область). По этим объектам постараемся успеть провести конкурсный поиск инвесторов до конца года.

Повторю, что кризис сильно сказался на наших соседях, потенциальных партнерах, да и потребителях нашего угля — России, Казахстане, Китае, Таджикистане. Но тормозит запуск выставляемых объектов и отсутствие транспортных коммуникаций, дорог.

— Уже можно подводить итоги 25-летия независимого развития и горнодобывающей отрасли Кыргызстана. Главные успехи и просчеты?

— Не раз отмечалось, что наиболее успешным и до недавнего времени почти единственным в стране стал золотой проект «Кумтор». Но в последние годы появились серьезные сдвиги к лучшему. Давайте пройдемся по карте республики. В 2015 году началась разработка золота на месторождении Талдыбулак Левобережный. На границе Алабукинского и Чаткальского районов началась разработка золотого месторождения Иштамберды силами китайской компании. В Алае также китайские партнеры разрабатывают золотое месторождение Караказык. И в Алабуке, на месторождении Бозымчак, уже работает инвестор. Это показывает ориентацию политики государства на освоение минеральных богатств во имя процветания страны. Напомню, что одно рабочее место в горнодобывающей отрасли влечет за собой создание четырех-пяти рабочих мест в сопутствующих сферах. Горняка ведь надо одеть, накормить, привезти-увезти и т. д. К примеру, на Бозымчаке отмечена высокая занятость местного населения. За счет чего? При поддержке компании население стало развивать тепличное хозяйство, швейные цеха, причем вначале по пошиву рабочей одежды для горняков и персонала, а потом — для работников АЗС, военных. Там даже есть собственная газета «Бозымчак», которая информирует о событиях на предприятии и в регионе. Транспортные услуги также оказывает местное население.

На подходе еще ряд проектов, которые начнут действовать уже в 2017 году. В Чаткальском районе — это месторождение рудного золота Куру-Тегерек силами партнера «Кичи-Чаарат» дочерней компании «Чайна Голд». Сейчас там строят инфраструктуру, в следующем году намерены начать разработку. В Таласском регионе в 2017 году начнется строительство, а в 2018-м — разработка на золотомедном месторождении Ширальджин силами кыргызской компании. Перспективны и объекты Талдыбулак Таласский и Андаш. Ориентация на диверсификацию развития отрасли идет полным ходом.

— Прекратились ли протесты со стороны местного населения?

— Если в 2011-2012 годах такие выступления носили массированный характер и мы зафиксировали более 40 объектов, в которых были серьезные разногласия с населением, то в последние годы ситуация изменилась. Все это стало итогом детальной работы. Перед началом аукционов и конкурсов мы проводим с местным сообществом разъяснительную кампанию, начиная с азов: что такое геология, горнодобыча, и заканчивая перечислением выгод, перспектив, преференций от освоения месторождения. После общественных слушаний, если народ согласен, мы проводим конкурсы, аукционы и всю остальную работу. К примеру, в 2012 году пытались по телевидению провести открытые аукционы по 12 объектам, но тогда активисты выступили против и сорвали торги. Мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что главные поводы для недовольства — опасение из-за ухудшения экологии и недостаток информации. Но как положительные примеры можно привести Кадамджайский сурьмяный и Хайдарканский ртутный комбинаты (кстати, градообразующие предприятия), действующие свыше 40 лет, там живут и работают люди. Так что главное — открытость и прозрачность в работе и предоставление всей информации. Но, конечно, очень важна и отдача от проектов как для страны, так и для регионов. Вот, например, в конце 2014 года продажа лицензии на месторождение сурьмы Кассан в Чаткале принесла госбюджету 4,5 миллиона долларов. Аукционы в районах проходят открыто, в них могут участвовать все желающие, и если несколько лет назад залы клубов, где мы проводим торги, были полны представителями местных сообществ, то сейчас такого нет, люди успокоились. К тому же в аукционные комиссии обязательно включаем представителей регионов, органов власти, айыльных округов, активистов.

Если задуматься, любая жизнедеятельность человека наносит вред окружающей среде. Наша задача — минимизировать этот урон. Любой проект проходит экспертизу на соответствие природоохранным требованиям, законам об охране недр, технике безопасности. Важным пунктом соглашений с разработчиками является требование рекультивации земель (приведения в прежнее состояние) после завершения работы на месторождении. По нынешним законам компании обязаны ежегодно перечислять конкретную сумму на спецсчет в банке для целей рекультивации, эти деньги имеют строгое целевое назначение. Компания после окончания добычи готовит план рекультивации, который мы изучаем, и только после этого банк может выдавать суммы на цели восстановления участка (озеленение и т. д.) разработчику, местным органам власти, если те готовы это сами сделать.

— Каковы еще достижения вашего ведомства в деле информационного обеспечения местного и мирового сообщества?

— Среди последних с гордостью отмечу специальный выпуск (№8, 2016) уже упомянутого выше авторитетного в мире геологоразведки и горнодобычи российского «Горного журнала», посвященный успехам нашей страны: «Кыргызстан — на пути наращивания минерально-сырьевого потенциала». Спецвыпуск начинается, обращения Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева. Напомню, что журнал выпускается уже 191-й год — с 1825-го.

Кроме того, наши специалисты продолжают готовить и издавать большие информационные издания. К примеру, издание 2009 года «Рудные месторождения», подготовленное сотрудниками методической экспедиции, обобщающей результаты работы исследований, хранящиеся в фондах нашего ведомства. Также изданы монографии «Золото Кыргызстана», «Угольные месторождения Кыргызстана», «Геология и полезные ископаемые». Наши специалисты работают над обновлением этих сборников, планируем их выпуск в ближайшее время. Правда, все упирается в финансирование. Как мы знаем, в Казахстане на развитие геологоразведки в 2015 году выделено из республиканского бюджета 17,5 миллиарда тенге. Мы в том же году получили на финансирование отрасли из бюджета 35 миллионов сомов.

За вычетом сумм на зарплату сотрудников и налоги остается смешная сумма на организацию экспедиций. В результате отрасль испытывает кадровый дефицит, поскольку сотрудники уходят в частные компании. Вместе с правительством мы обсудили способы решения этих проблем. Теперь три процента от сумм, полученных на конкурсах и аукционах, стали поступать на спецсчет нашего госкомитета конкретно на цели развития минерально-сырьевой базы. С 2016 года мы уже начали покупать необходимое для работы экспедиций оборудование, чтобы они могли конкурировать с частными компаниями.

И особо хочу отметить, что в деле профориентации и подготовки кадров мы с 2014 года реализуем новую стратегию — возрождение молодежного движения «Юный геолог». В 2014-м в работе III открытой полевой олимпиады Казахстана впервые участвовала наша тогда еще малочисленная команда из четырех школьников 8-11-х классов, в 2015 году — уже вторая команда юных геологов (восемь человек и два руководителя) приняла участие в 10-й российской олимпиаде в Тюмени. Пока наша инициатива охватывает только Бишкек и Чуйскую область, но мы намерены продолжить это полезное начинание во всех регионах. В 2016 году уже две наши команды участвовали в соревнованиях в Боровом (Казахстан). На 2017-й год наших юных геологов уже пригласили на олимпиаду в Тюмень.

— Спасибо за разговор!

Беседовала
Елена МЕШКОВА.
Фото автора.

P.S. В 2016 году Кыргызстан председательствует в Межправительственном совете стран СНГ по разведке, использованию и охране недр. У. Рыскулов избран председателем этого совета.






Добавить комментарий