Main Menu

Вторая волна кризиса

Какие риски и угрозы несет новый мировой кризис экономике Кыргызстана?

События,  развивающиеся вокруг Греции, кажутся порой  захватывающим детективом. Сотни тысяч митингующих на  городских улицах жителей  не  желают затягивать пояса, как того требуют  страны-кредиторы, внешний долг этого государства  достиг астрономического  числа — более  150 млрд.  евро. Судьба Афин решается не в парламенте  страны, а в  штаб-квартире Евросоюза, куда с такой радостью два десятилетия назад вступили  греки.

Идея была замечательная:  интегрироваться  с индустриально   развитыми  мощными экономиками  ряда государств еврозоны, которые  должны были помочь, подтянуть к своему уровню  более слабые новые страны-члены ЕС. В решении этого вопроса  скорее доминировали  политические, нежели  обоснованные  финансовые причины.
Ну разве можно сравнить состояние экономики Греции, Португалии или, скажем, Испании и промышленного гиганта — Германии, которая  несколько лет назад  занимала первое место в мире по экспорту? Сегодня  в этом лидирует, как известно, КНР.
Рыночная  система  таких недочетов  не прощает,  и вот результат:  кризис неплатежей в Европе, здесь снова штормит финансовый рынок.  Новые члены ЕС брали кредиты, пускали деньги на улучшение социальных гарантий населению, а не на развитие  собственного производства,  не погасив один долг,  опять занимали. Хотели жить хорошо, ничего не делая.
Результат оказался плачевным: Греция очутилась на  краю: вот-вот  здесь объявят дефолт. Это кризис, вторая волна,  говорят эксперты,   сия чаша никого не минует. Значит, и до Кыргызстана может докатиться ударная волна. Вопрос: когда? И что станет с нашей не окрепшей   еще  экономикой?
Если после первого  глобального кризиса, незаметно  перешедшего в апрельские  события, в нашей республике  чуть не рухнула банковская система, то чего ждать сейчас?
Вселяет надежду, что внешний долг Кыргызстана не такой огромный, как  у Греции (120% к ВВП), мы стабильно его обслуживаем, да и деньги  занимаем  не столько на  социальные нужды  (так   было в  начале  непредсказуемых 90-х годов),  сколько на  реализацию конкретных национальных проектов, имеющих  важное для республики значение.  Возьмем, к примеру,  строительство  электролинии Датка — Кемин, которая позволит  перебрасывать электроэнергию с юга на север, обрести   энергетическую независимость,  или, скажем,  возведение железной дороги  из Китая в Узбекистан,  что  даст возможность  Кыргызстану  превратиться  из тупиковой в транзитную страну. 
Наша страна находится  на значительном расстоянии от охваченных кризисом европейских государств  и не очень-то связана с их потребительскими рынками. У Кыргызстана  основные торговые партнеры, как известно, Казахстан, Россия, Китай. Но эти крупные державы  не смогут остаться в стороне от  негативных мировых экономических процессов,  ситуация в этих странах  будет  обязательно влиять  и на нас.
В какой мере?  На эту сложную, а во многом и спорную тему рассуждает  независимый эксперт,  глава  общественного наблюдательного совета  Министерства финансов  Азамат  АКЕЛЕЕВ.
— В отличие  от государств еврозоны, у наших основных торговых партнеров  дела идут в гору. В текущем году китайская экономика вырастет на 8,5%, интенсивно будут развиваться также Россия и Казахстан. Сравните с Америкой: здесь планируют подрасти всего на 3%, а в  Германии, Франции, Норвегии, где наблюдается затяжная рецессия, и того меньше: 1-2%.
Несмотря на то что капитал в создавшихся условиях, по логике, должен перетекать  из развитых стран в развивающиеся (бизнесменам выгоднее вкладывать кровные туда, где их инвестиции  наверняка принесут доход),  Кыргызстану  инвестиционный дождь, увы, не грозит.
После апрельских и июньских событий 2010  года  заметно снизилась  деловая активность  кыргызстанских бизнесменов, а это сигнал для  капиталистов:  опасно,  политическая нестабильность, неопределенность, а значит, риск.  Экономическая ситуация в республике нелегкая. Кыргызстан занимает  одно из последних мест в мире по человеческому развитию, выпускаемый страной внутренний валовой продукт небольшой в сравнении с другими странами, хотя в прошлом году  рост ВВП достиг 8%.
Республика живет за счет внешних займов и грантов (40% к ВВП),   мы  многие товары импортируем, хотя  могли бы наладить их производство у себя, у нас торговый дефицит — 30%.  Инфляция подстегивается  денежными переводами трудовых мигрантов, огромные суммы выбрасываются на внутренний потребительский рынок, отнюдь не  вкладываются в  создание  производительных мощностей.
По  словам А. Акелеева, так бесконечно продолжаться не может, перед нами — негативный пример Греции, в которой щедрые социальные выплаты  довели страну до дефолта.  Минфин сегодня взял курс на бездефицитный бюджет, мы учимся жить по средствам, что не может не радовать. Инвестиционные ручейки побегут в республику при одном условии:  гарантированной защите  частной собственности, неукоснительном исполнении  законов, считает  руководитель ОНС главного финансового ведомства страны. Основной ключ к решению проблем — обеспечить финансовую устойчивость.
Этому будут способствовать  дебюрократизация  и начавшаяся реформа  управленческого аппарата. Недавний опрос кыргызстанских бизнесменов выявил такие проблемы, как  непрозрачность  расходов государственных средств,  коррупция чиновников, отсутствие современных  инновационных подходов  в менеджменте. И как результат — Кыргызстан  оказался  в списке слабых, несостоявшихся на сегодняшний день государств мира.
Отечественные предприниматели  хотели бы   принимать участие в решении  стратегических  вопросов,  чтобы власти учитывали их мнение, а аппарат управления  бизнесмены видят не иначе как компактным, мобильным, эффективным и подотчетным гражданскому обществу.
А. Акелеев отметил   конкурентные преимущества  Кыргызстана: мы занимаем лидирующие позиции в Центральной Азии по уровню экономической  свободы, республика — член Всемирной торговой организации, у нас весьма либеральное законодательство, свободно  конвертируемая национальная валюта.
Вместе с тем  60% экономики  находятся в тени, правительство решает  ближайшие краткосрочные задачи — увеличивает  заработную плату  бюджетникам,  компенсирует пенсии и  социальные пособия населению, когда  наращивать, по мнению эксперта, следует собственное производство: резервы  у нас есть.






Добавить комментарий