Main Menu

Террор: приказано уничтожить…

Любой руководитель государства прекрасно понимает: чтобы оно шло по пути созидания и развивалось дальше во всех отношениях, в первую очередь необходимо обеспечить стабильность в обществе и его защиту от внешних и внутренних угроз. Указ Президента Алмазбека Атамбаева «О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности в Кыргызской Республике» обозначил самые приоритетные направления деятельности силовых структур, в том числе спецслужб. О ходе реализации задач, поставленных главой государства перед органами нацбезопасности, наш корреспондент беседует с заместителем директора Антитеррористического центра ГКНБ Талайбеком ЖАПАРОВЫМ.

— Талайбек Токталиевич, надо признать, напряженность в обществе все-таки присутствует. Большую огласку и пересуды получили недавние события в селах Андарак Баткенской и Жаны-Жер Чуйской областей, где произошли драки с участием молодежи двух этнических групп. Заинтересованные силы пытались раздуть из примитивной драки чуть ли не конфликт на межнациональной почве…
— Вы правильно заметили, что такие чисто житейские явления, как выяснение отношений на кулаках, только на руку деструктивным силам за пределами нашей страны. Для них это идеальные условия, чтобы взорвать обстановку и спровоцировать массовые беспорядки на почве межэтнических разногласий. В нашем случае повода для этого не дали сами жители сел. Оперативно сработали правоохранительные органы, активно подключились местные власти, свое веское слово сказали аксакалы. Необходимые оперативные мероприятия провели спецслужбы. Подытоживая сказанное, отмечу, что на сегодняшний день причин для межнациональных разногласий не вижу. Есть угрозы куда опаснее.
— Что вы имеете в виду?
— По оперативной информации, в Центральноазиатском регионе наблюдается устойчивая тенденция нарастания террористических угроз и активности религиозно-экстремистских организаций. В значительной степени она обусловлена нестабильной обстановкой в Афганистане. В настоящее время ситуация в семи афганских провинциях, где ответственность за обеспечение безопасности перешла от международных коалиционных сил к армии Афганистана и полиции, ухудшилась, а театр боевых действий переместился к северу, к афгано-таджикской границе, что в целом может привести к дальнейшей дестабилизации обстановки в регионе. Террористические угрозы также усиливаются под влиянием процессов, происходящих сегодня на Среднем и Ближнем Востоке. Вышеуказанные факторы создают реальные предпосылки для проникновения в ЦАР эмиссаров и боевиков экстремистских организаций и их поддержки извне. Напряженная обстановка непосредственно может отразиться на нашей республике.
Сегодня не только ИДУ и «Хизб ут-Тахрир» преследуют целью построение халифата в Центральной Азии, выбрав самый радикальный путь через теракты, вооруженное вторжение, захват государственной власти. Идеям нетрадиционного ислама подвержены автономные группы «джихадистской» направленности… Например, в том же Исламском движении Туркестана появились два новых боевых крыла: так называемый татарский, состоящий в основном из граждан России, и кыргызский джааматы. Последний основан одним из бывших телохранителей Тахира Юлдашева, выходцем из Ошской области. Наряду с известными террористическими организациями появились новые радикальные группировки и движения, такие, как «Баят», «Джуну аль-Хадифат» («Солдаты Халифата»), «Салафия», «Таблиги-Тахрир», и другие. В прошлом году в ходе спецоперации в Кыргызстане спецслужбы обезвредили террористическую группировку «Жайшуль махди», члены которой провели и готовили ряд терактов  на территории страны, тогда же в южном регионе была раскрыта подпольная группа, относящая себя к «Союзу исламского джихада». Экстремистская террористическая экспансия, угрожающая всему Центральноазиатскому региону, заставила руководство страны принять ряд эффективных и противодействующих мер. Одна из них — создание Антитеррористического центра (АТЦ) в структуре Государственного комитета национальной безопасности.
— Вот об этом подробнее, пожалуйста…
— АТЦ был образован по Указу Президента в январе прошлого года. Основная его цель — координация действий не только силовых структур, но и других министерств и ведомств, являющихся субъектами антитеррористической деятельности, для решения задач в соответствии с Законом «О противодействии терроризму». При АТЦ создана межведомственная координационная комиссия (МКК), в чьи задачи входит формирование рекомендаций для руководства страны, разработка стратегических вопросов взаимодействия органов государственной власти, а также концептуальных положений и программ антитеррористической деятельности. На постоянной основе осуществляются сбор и анализ закрытых и открытых источников информации, в том числе Интернета, на предмет выявления террористических угроз. Продолжается работа по формированию межведомственного банка данных и созданию ситуационного центра АТЦ, куда будет стекаться вся оперативная информация. В круглосуточном режиме работают аналитики, представители всех субъектов антитеррористической деятельности.
В целях организации взаимодействия в регионах созданы межведомственные координационные группы при территориальных органах ГКНБ, разработаны планы и карты спецопераций в Оше, Бишкеке, а также во всех областях республики в случае, если возникнет реальная террористическая угроза. В таких ситуациях, согласно законодательству, субъектам антитеррористической деятельности даны большие полномочия, такие, как ограничение передвижения гражданских лиц в районе действий, отключение мобильной связи, проведение совместных оперативно-разыскных действий, и т. д. В этом году, исходя из оперативной обстановки, нами и Министерством внутренних дел разработан общий план мероприятий по профилактике и предупреждению экстремизма, включающих в себя общегосударственную систему мер социально-экономического характера и силовую составляющую.
— Что предпринимают спецслужбы, в частности по линии АТЦ, для усиления охраны государственной границы?
— В рамках плана взаимодействия Пограничные войска совместно с подразделениями Министерства обороны регулярно проводят разведывательно-поисковые мероприятия на участках границы южного региона, уделяя особое внимание отдельным горным тропам, пограничным и внутренним перевалам. К местам вероятного прорыва незаконных вооруженных формирований дополнительно стянуты боевая техника и человеческие ресурсы. Что касается задач Антитеррористического центра, здесь мы тоже проводим определенную работу. Какую конкретно — открыть не могу. Скажу только, что сегодня в пунктах пропуска через границу интенсивно обновляется база данных боевиков, членов международных террористических и религиозно-экстремистских организаций. Идет постоянный обмен оперативной информацией со спецслужбами сопредельных государств и АТЦ стран Содружества. Сейчас работаем над созданием единой базы данных по Центральноазиатскому региону.
— Талайбек Токталиевич, на первый взгляд методы и тактика антитеррористической деятельности достаточно эффективны и продуманны. Совсем другое дело в реальной обстановке…
— …Максимально приближенной  к  ней.  В  мае прошлого  года  мы  провели  в Ошской области командно-штабные учения «Юг-Антитеррор-2011», в ходе которых отрабатывались действия республиканского штаба по проведению антитеррористической операции и спецмероприятия по предотвращению  терактов на объектах техногенной и экологической опасности, а также ликвидации их последствий. Тогда же под эгидой АТЦ СНГ прошла совместная командно-штабная тренировка с участием компетентных органов государств-членов Содружества по отработке взаимодействия и слаженности на случай одновременных противоправных актов со стороны террористических группировок в Центральноазиатском регионе и Российской Федерации.
— Сегодня идет интенсивный процесс радикализации верующей части населения, особенно среди молодежи. Это серьезная проблема для государства.
— Около миллиона наших граждан сегодня находятся за границей, многие из них покинули страну в поисках заработка, не всем на чужбине удается его найти. Такие люди с жизненными проблемами — идеальная вербовочная база для эмиссаров нетрадиционных религиозных течений: обогреют, накормят и… научат. Вот только чему? Никто не знает, сколько молодых кыргызстанцев обучаются сегодня в религиозно-образовательных учреждениях исламских стран, где зачастую доминирует радикальная религиозно-правовая школа. Такими данными не владеют ни Духовное управление мусульман, ни Государственная комиссия по делам религий при правительстве. Вернувшись на родину, они, как правило, не прерывают связи со своими духовными наставниками, “ложатся на дно” и ждут команды. Чтобы упорядочить процесс регистрации студентов, обучающихся в зарубежных религиозных учебных заведениях, мы планируем создать в этому году рабочую группу, в которую войдут представители духовенства и специалисты Госкомиссии по делам религий.
А возьмите наши медресе при мечетях. Там, кроме зазубривания сур Корана, ученики не получают никакого образования, необходимого для юношей, вступающих в жизнь. В то же время в Южной Корее, например, ставшей сегодня центром протестантско-христианской религии, церкви играют большую просветительскую роль. При них действуют университеты, где преподают математику, историю, иностранные языки и другие предметы, которые позволяют получить образование по международным стандартам. Здесь же функционируют спортивные залы для физического развития студентов. Словом, делается все, чтобы оградить молодых людей от влияния радикальных религиозных течений. Мы тоже не сидим сложа руки. Под эгидой АТЦ в 15 высших учебных заведениях столицы проведены разъяснительные и профилактические мероприятия с участием представителей ДУМК, Русской православной церкви, специалистов Госкомиссии по делам религий и сотрудников МВД. Такая же работа проводится среди личного состава частей и соединений Минобороны.
Терроризм и религиозный экстремизм — это явления, с которыми спецслужбам в одиночку не справиться. Нужна мощная поддержка гражданского общества, но при этом оно само должно быть консолидированным и способным дать отпор любым попыткам деструктивных сил расколоть страну, в том числе «промыванию мозгов» под видом углубленного изучения ислама, что на самом деле представляет собой вербовку и подготовку террористов. Консолидация — это общее понятие. В первую  очередь  нам  необходимо  стабилизировать экономику, снять социальную напряженность и, засучив рукава, просто заняться уборкой нашего общего дома…

— Меры по укреплению общественной безопасности, как этого требует глава государства, предусматривают кардинальный пересмотр всей системы защищенности и охраны важных стратегических объектов от диверсионно-террористических угроз. Что в этом плане предпринимают спецслужбы и как можно оценить упреждающие мероприятия на случай терактов?
— Анализ состояния антитеррористической защищенности объектов стратегического назначения показывает, что меры по обеспечению их безопасности носят периодический и бессистемный характер. Это проявляется в слабой оснащенности инженерно-техническими средствами охраны и низком уровне профессиональной подготовки сотрудников охранных служб. Сошлюсь на конкретные примеры.
В прошлом году и по сегодняшний день мы провели более 100 мероприятий под названиями «Учебный нарушитель» и «Условный террорист» по всей территории республики, направленные на выявление уязвимости в террористическом плане ряда важных стратегических объектов энергетики, транспорта и коммуникаций. И что вы думаете? В большинстве своем наши люди под видом террористов беспрепятственно проникали на охраняемую территорию, закладывали муляжи взрывных устройств, которые так и не были обнаружены охраной, и благополучно покидали объект.
В ходе проверки уровня защищенности объектов жизнеобеспечения, таких как ГЭС, автовокзалы, туннели, склады вооружения и экологически опасных веществ, узлы коммуникаций и др., нами выявлен ряд серьезных недостатков. По инициативе АТЦ распоряжением правительства создана межведомственная комиссия по проведению мониторинга защищенности особо важных режимных объектов, в которую вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств на уровне заместителей руководителей. Образованы также рабочие группы по всем направлениям разработки комплексной программы мер превентивного характера в случае диверсионно-террористической угрозы. Надо отдать должное руководителям стратегических объектов, в большинстве своем они внимательно относятся к нашим рекомендациям и выполняют их. Исключение составляет ряд объектов энергетики. Мы неоднократно обращались к их руководителям с предложением оперативно решить вопрос финансирования установки инженерных заграждений, систем видеонаблюдения и других технических средств охраны, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Никому не надо объяснять, чем чреваты последствия терактов, например, на Нарынском каскаде ГЭС или на малых ГЭС на реке Аламудун в Чуйской области. Как говорится, скупой платит дважды…
В заключение хочу сказать: спецслужбы и другие силовые структуры готовы решительно и жестко в рамках закона пресечь любые попытки деструктивных сил дестабилизировать обстановку в стране и обеспечить безопасность наших граждан.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий