Main Menu

Вопросы без ответов

В преддверии первого выпуска бакалавриата и магистратуры по новой двухуровневой системе подготовки кадров высшего профессионального образования в Кыргызстане прошла активная фаза «кампании» по аттестации вузов. 

Практически все в спешном порядке прошли или проходят данную процедуру, которая подтверждает соответствие уровня подготовки выпускников заявленным образовательным государственным стандартам. Это важный и необходимый процесс, который в дальнейшем будет осуществляться силами и средствами независимых аккредитационных компаний. Но это в будущем.
На сегодняшний день это делается так: приказом Министерства образования и науки создается аттестационная комиссия из представителей образовательного сектора производства и независимых экспертов.

Эта группа несомненно авторитетных и уважаемых людей вынуждена, мягко говоря, заниматься лукавством: то есть, не видя и не зная требований государства к выпускникам вузов (поскольку их нет в природе, по крайней мере официально утвержденных), подтверждать, что выпускники соответствуют стандартам. Как-то так. Все это печально, но выглядит естественным шагом для нашего правительства, которое нередко принимает необоснованные, «сырые» решения. Более того, на коллегиях, где обсуждаются и подводятся итоги аттестации каждого вуза, под соусом реализации концепции оптимизации сети высших учебных заведений принимаются решения, противоречащие законам нашей республики и рекомендациям аттестационных комиссий.

Например, очень активно в них по отдельным направлениям подготовки применяется формулировка «без права приема на первый курс», и это при наличии у вузов лицензии на подготовку специалистов по данному направлению, то есть, с одной стороны, вуз может ввести подготовку студентов, а с другой — не имеет права набора. Не парадокс ли?!

При внимательном прочтении вышеупомянутой концепции бросаются в глаза декларативность документа, отсутствие механизмов и критериев его реализации. Вот выдержки из постановления, где подчеркивается, что в качестве ожидаемых результатов будут:

  • созданы механизмы мониторинга деятельности различных типов вузов;
  • разработаны эффективные модели управления вузами;
  • проведена оптимизация сети вузов.

По каждому из приведенных пунктов возникают вопросы, в частности: какие модели управления эффективны на сегодняшний день, какое количество вузов считается оптимальным для нашей республики, по каким критериям определяется эффективность вузов и т. п.

Очевидно, что оптимизация должна вестись на основе анализа и сравнения каких-то показателей, но о них ни слова в концепции. В качестве сравнения можно рассмотреть список критериев эффективности образовательных учреждений Российской Федерации, на которых строится оптимизация. Их там более ста, причем определены барьерные показатели. А у нас есть аттестационные, лицензионные критерии, а вот оптимизационных нет. Выходит, хозяин — барин, как хочу, так и верчу. Следует обратить внимание еще на один момент: в концепции ничего не говорится о негосударственных вузах, за исключением фразы «будут разработаны рекомендации по совершенствованию организационно-управленческой структуры данной категории учреждений». Хотелось бы увидеть эти рекомендации и обсудить их.

Одним из мостиков, связывающих общество и государственные структуры, по идее экс-президента переходного периода Р. Отунбаевой, должны были стать общественные наблюдательные советы при госорганах. Многие считают, что ОНС в Кыргызстане как институт состоялись. И в этой связи хотелось бы увидеть комментарии ОНС при МОиН или других, неангажированных, структур или экспертов по поводу мероприятий, проводимых данным министерством в рамках аттестации вузов страны.

Э. ИМАНАЛИЕВ.






Добавить комментарий