Main Menu

Дети играют в бандитов… пока не вмешаются взрослые

В столице Кыргызстана в 2011 году выявлено 100 фактов школьного рэкета. Эту информацию озвучил недавно на «круглом столе»    «Организация работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних » начальник отдела общественной безопасности ГУВД Мехман Алиев.
Мы  снова решили взять интервью у жертвы школьного рэкета.
В одном из недавних номеров было опубликовано интервью с девочкой, пострадавшей от школьного  рэкета. На сей  раз наш собеседник — мальчик, тоже  жертва. Этот разговор еще раз подтвердил, что, независимо от пола, детям тяжело противостоять этому преступному факту самостоятельно.

— Как складывались у тебя отношения со сверстниками после поступления в школу?
—  Не скажу, что у меня много друзей. В первый класс пошел в одну из  самых престижных школ города, но обучение в ней обходилось родителям  очень дорого. Честно признаться, некоторые предметы мне вообще не давались, поэтому приходилось посещать дополнительные занятия, а они в этой школе были дорогостоящими. В общем, когда я доучился  до шестого класса, на семейном совете было принято решение перейти в другое учебное заведение. Новая школа находилась недалеко от дома.
— Новичкам всегда непросто приходится на новом месте. Как было у тебя?
— Да, вы правы. Переступив порог класса, я сразу понял, что будет нелегко. Косые и оценивающие взгляды сверстников, насмешки и другие провокации были обычным делом. Но меня это не сильно задевало. Моими  лучшими друзьями стали двое одноклассников, так называемые изгои. Все ребята считали их лохами, но мне было интересно с ними, они смешные и добрые.
— Как ты подвергся рэкету в первый раз?
— Это произошло через полгода после поступления в школу. Началось все с того, что к нам в класс перевелся еще один новенький. По его поведению сразу было заметно, что парень привык быть в центре внимания. Таких обычно называют авторитетами. Я не могу сказать, что до его появления меня любили одноклассники, но он быстро поделил класс на группы. Некоторые были для парня друзьями, другие «шестерками». Самое возмутительное, что не нашлось ни одного человека, который выступил бы против.  Некоторое время мне удавалось сохранить нейтральную позицию, просто старался с ним не пересекаться. Мои друзья тоже попали в список так называемых «шестерок». Меня это очень раздражало. Однажды на уроке преподаватель по истории задала вопрос, одноклассник не ответил. Следом она спросила меня о том же самом. Я знал ответ. Вот  тут-то у него и нашелся повод, хотя я не сделал ничего плохого. На перемене местный авторитет вызвал меня на разговор. Настроен он был крайне агрессивно. Говорил примерно следующее: «Что, самый умный нашелся? Я тебя быстро на место поставлю». После чего толкнул и забрал мою кепку. Стыдно, конечно, но дать ему отпор физически я не мог. Он намного сильнее меня. То, что он забрал мою вещь, меня не сильно насторожило. На тот момент больше волновало то, что я не смог дать сдачи обидчику.
— Что же было дальше?
— Мне было очень неприятно, друзья убеждали, что надо попросить у авторитетного одноклассника извинения, но я не понимал за что. Вы будете смеяться, но уже на следующий день я записался в секцию таэквандо. Решил бороться с обидчиком его же методами. Спустя несколько дней он подозвал меня к себе и потребовал 100 сомов. Деньги у меня были. Я  хотел было  возразить, но испугался и дал ему названную сумму. С тех пор  очень часто мое утро начиналось с того, что я отдавал практически все свои деньги, оставляя сомов 20-30 на дорогу. Иногда, видимо, для  пущей важности, вымогатель подходил  в компании старшеклассников. Неоднократно предупреждал, что если я расскажу кому-нибудь, то будет хуже.
— Они били тебя?
— Нет, не били. Иногда, когда отбирали мои вещи и я пытался возразить, замахивались, толкали, но синяки оставались редко.
— Скажи, а кто-нибудь из твоего класса подвергался вымогательству со стороны этого парня?
— Насколько я знаю, нет.
— Как ты думаешь, почему именно тебя подвергали вымогательствам?
— Не хочу  хвастаться, но мне кажется, это простая зависть. Я ходил в школу в дорогих вещах. Мой обидчик был большим поклонником хорошей спортивной одежды, но, как я понял, его родители не могли позволить себе покупать дорогостоящие вещи. Когда он пришел, то одет был довольно скромно, но спустя 7 месяцев вымогательств гардероб его заметно преобразился. Мои друзья часто говорили, что я сам во  всем виноват: мол, хожу в таких дорогих вещах в школу, вот он и выбрал меня в жертвы. Дошло до того, что я стал ходить в школу в одном и том же. Купленное родителями попросту  убирал в шкаф и не носил.
— Какую сумму ты давал каждый день?
— Около 200-300 сомов. Но рэкетир часто пропускал занятия, поэтому это было не каждый день, а несколько раз в неделю.
— А родители не замечали, что  с тобой что-то происходит?
— Замечали. Мама сильно удивлялась, что я всегда приходил домой голодный. Интересовалась, на что трачу деньги, которые она дает на обед. Но я говорил, что ел в школе, просто из-за занятий спортом у меня хороший аппетит. Тревогу родители забили, когда из дома однажды пропали деньги. Это я их взял. Дело в том, что у меня отобрали средства, которыми я собирался расплатиться за тренировки. И я не нашел другого выхода, как просто украсть нужную сумму у мамы из кошелька. Я надеялся, что она не заметит, но  она хватилась. Мне тогда здорово влетело.
— Ты признался маме во всем?
— Я не хотел этого делать. Но она стала плакать и  кричать. Выдвигала  ужасные версии, что я играю на автоматах или принимаю какие-то наркотики. Меня это так обидело, ведь  я даже сигареты не пробовал. Тогда соврал, что мне понравилась девочка и я хотел сделать ей подарок. Но мама не поверила. Она сразу вспомнила мои голодные глаза после учебы. Когда мне надоело выслушивать ее глупости о том, что я игрок или наркоман, я ей все рассказал.
— Как она отреагировала?
— Стала жалеть, хотела сразу побежать в школу разбираться, но я уговорил этого не делать. Просил не позорить меня. Но она сказала, что так этого не оставит. Позвонила моей тете, она работает адвокатом, та  объяснила, что, если мама явится в школу с разборками, ее и слушать никто не станет. Скажут, что такого нет и быть не может. Она сказала, что надо все заснять на видеокамеру и уже с доказательствами прийти к директору и вызвать милицию. Я категорически отказался, сказал, что это не мужской поступок и я скоро научусь драться и сам накажу обидчика. Но когда в дело вмешался отец, я согласился. Мой папа для меня большой авторитет. Он провел со мной разъяснительную беседу, сказал,  что  мои рассуждения абсурдны. И никакой я не мужик, а ребенок, который должен слушаться  родителей, а не дожидаться, пока покалечат физически и  сломают морально.
— Ты осуществил план родителей?
— Да, уговорил своих друзей помочь мне в этом. Ребята хорошо знают моих родителей, часто бывают у нас дома. Когда они узнали, что это мама и папа приняли такое решение, сразу согласились. Снять на камеру доказательства вымогательства оказалось не так сложно. С  ними мама прямиком отправилась к директору. По словам мамы, та не пыталась отпираться, как это обычно бывает, да ведь это было бессмысленно.
— Какие меры были приняты   директором?
— Директор вызвала маму  рэкетира в школу. Была очная ставка. Когда я увидел его мать, мне стало ее очень жаль. Оказывается, она одна воспитывает четверых детей. Она умоляла маму не сообщать в милицию. Сказала, что у нее очень много проблем, ей тяжело работать на двух работах и следить за каждым шагом детей, она физически не успевает. Мой обидчик тоже повел себя не как мужчина, заплакал и стал просить прощения. Тогда я вспомнил папины слова о том, что, сколько бы молодые парни  ни выпендривались и ни называли себя настоящими мужчинами,  стоит только взрослому надавить, любой сломается. Потому что дети еще.
— Какое решение приняла мама?
— Она колебалась. Директор тоже просила не поднимать шум. Мать рэкетира обещала перевести его в другую школу и следить за ним во все глаза. Давила на то, что она одна и ей тяжело. В итоге никуда обращаться родители не стали.
— Что ты посоветуешь детям, которые подвергаются школьному рэкету? И возможно ли самостоятельно бороться с ним?
— Нет, это невозможно. Если только вы не обладаете  черным поясом по каратэ, но к таким, я думаю, никто и не подойдет с вымогательством. Как бы стыдно и неприятно ни было, если вы уже попали в руки вымогателей, самостоятельно решить проблему не получится. Я очень переживал и думал, что на мне до конца жизни будет клеймо стукача, но одноклассники быстро забыли о случившемся. Все-таки папа был прав: не надо взрослеть раньше времени и много брать на себя. В таком возрасте родители должны знать все, что с нами происходит.

Анна САРАЖИТИНОВА

 






Добавить комментарий