Main Menu

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР

22 февраля 2012 г. депутаты парламента провели пленарное заседание, в повестке дня которого одним из пунктов стоял вопрос о финансово-хозяйственной деятельности, кадровой работе Государственной службы исполнения наказаний. Однако в ходе обсуждения справки временной депутатской комиссии и сводного акта Счетной палаты выяснились и грубые нарушения при реорганизации уголовно-исполнительной системы, допущенные руководством службы. Просчеты ложатся на бюджет миллионными суммами.

С чего все началось

А началось с мая 2010 г., когда председателем Государственной службы исполнения наказаний был назначен бывший опер, пенсионер, полковник в отставке Шейшенбек Байзаков. Освоившись на новом месте, он развел бурную деятельность. Не проходило и недели, как общественность из местной и зарубежной прессы  узнавала сенсационные подробности из жизни ведомства: побеги, убийства, голодовки заключенных, должностные преступления и их раскрытие… Правда, документальными подтверждениями версии этих сенсаций не обеспечивались. Между ними — сообщения о проводимой реформе, реорганизации УИС,  об эффективной борьбе с коррупцией и оргпреступностью.
На фоне набатного напора информационной агрессии этого ведомства  недовольство офицерского состава незаконными увольнениями, присвоениями специальных званий, награждениями, нецелевым использованием бюджетных денег звучало комариным писком. Оно и понятно, один из высокопоставленных чиновников  публично объявил себя личной «крышей» Байзакова. Однако усилия офицеров, объявленных главой ведомства персонами нон-грата, все же дали результат. По требованию профильного комитета ЖК КР Счетная палата провела аудит и 10 декабря 2011 г. выдала сводный акт. Этот документ и стал  предметом обсуждения на пленарном заседании депутатов парламента.
В этот же день ближайшее окружение главы ведомства, оставив свои рабочие места, включилось «в информационную войну» — проводило пресс-конференции, офицеры не сходили с телеэкранов, раздавая интервью, в пику нардепам всячески восхваляя своего босса.
Начальник ИК-27 Талантбек Акматов перед журналистами в ИА АКИpress заявил: «Одной из причин голодовки спецконтингента было снятие председателя ГСИН с должности, и депутаты тоже поднимают данную тему. Возникает вопрос: не связаны ли они с криминалом?”. По его разумению, коль заключенные требовали снять Байзакова, то депутаты, усомнившиеся в правильности действий руководства ГСИН, с криминалом заодно. Начальник СИЗО-1 Марс Джусупбеков договорился до того, что заявил: «Депутаты избраны от народа, а они против Байзакова, когда весь Кыргызстан за генерала. Что за депутаты такие?». Его поддержали восемь начальников колоний и пригрозили уйти со своих должностей, если глава ГСИН будет уволен.
Сам Байзаков, умело используя психологию народа жалеть обиженных, распространил информацию о якобы готовящемся покушении криминальных отморозков на его жизнь. Дальше — больше. Уже как угроза звучат заявления, что в знак протеста с уходом Байзакова как один  выйдут из зон зеки и покажут народным избранникам, посмевшим «наехать» на батьку, как себя именует Шейшенбек Калильбекович,  кузькину мать!
После пленарного заседания отдельные депутаты тоже дали журналистам интервью. Токон Мамытов: «Я против Байзакова ничего не имею. Мы изучили акт Счетной палаты. 10 миллионов сомов, предназначенные для учреждений ГСИН, растворились, куда-то исчезли. Председатель службы  не смог ответить, где эти миллионы».
Куда «ушли» миллионы

Действительно, в чьих карманах оказались деньги, предназначенные для  ремонта общежитий в исправительных учреждениях, на которые предполагалось улучшить быт заключенных? На этот вопрос ответит Генеральная прокуратура, ей поручено разобраться со всеми нарушениями законности, которые допустило руководство ГСИН. А пока представляем анализ акта Счетной палаты по основным направлениям. Напомним, с его докладом на пленарном заседании ЖК выступил председатель профильного комитета Т. Мадылбеков.
В октябре 2010 г. из республиканского бюджета на расчетный счет ПМК Департамента исполнения наказаний поступило 27 млн. сомов для  строительства объекта «Специальный режимный корпус в учреждении № 19».  Объект так и не построен, а 411,6 тыс. сомов использованы не по назначению.
Более чем на 100 тыс. куплены стройматериалы для   СИЗО-1, 34 тыс. сомов потрачены на двери в дежурную часть ДИН, заплатили  18 тыс. за кирпич, перечислили Управлению госэкспертизы Госстроя за экспертизу проекта  88,4 тыс., погасили задолженности по заработной плате в сумме 159,5 тыс. (по предыдущему акту 265,7 тыс.), по налогам  58,5 тыс., по решению суда гражданину Б. — 30 тыс. Еще более 10 тыс. выдали в виде аванса рабочим и оплатили счета за телефон.
А вот на такой факт депутаты обратили особое внимание. Субподрядчику ЗАО  «САСЭМ» перечислено 26 млн. 500 тыс. Из этой суммы, как следует из представленных аудиторам документов, с 1 января  по 1 июля 2011 г. освоено 20 млн. 370 тыс. Однако установленный специалистами  объем работ был выполнен еще в 2009-2010 гг. другим субподрядчиком — ОсОО «Интер-Альянс». Ему произведена оплата в сумме 10 млн. 270 тыс.
Цитируем акт Счетной палаты: «Аудит выражает мнение, что ЗАО «САСЭМ» допущено повторное включение в акты ранее оплаченных работ». То есть данному субподрядчику переплачено 10 млн. 270 тыс. за работы, которые он не выполнял. Помимо этого, «по результатам проведенного выборочного аудита достоверности освоения средств и правильности составления актов выполненных работ… установлено необоснованное завышение ЗАО «САСЭМ» стоимости выполненных работ на сумму 3 572 200 сомов».
Из-за финансовых нарушений только по одному этому  эпизоду потери бюджета составили 15 794,5 тыс. сомов. Не об этих ли растворившихся в воздухе  миллионах вели речь опальные офицеры, за что и лишились должностей?
Вот что еще выявил аудит при проверке нецелевого использования бюджетных средств. В нарушение закона о государственных закупках без объявления тендера и составления договора потрачено        2 млн. 380 тыс. сомов на новое строительство. Это навес на 10 автомашин — 400,6 тыс., кирпичный забор — 230 тыс., устройство флагштоков — 95,9 тыс., строительство автостоянки для сотрудников ГСИН- 133,9 тыс., тротуара — 318 тыс., установка металлических ограждений -759,7 тыс. сомов.
Аудиторы пишут в акте: Министерство финансов письменно разъясняло руководству ГСИН порядок использования бюджетных средств и указывало, что необходимо узаконить 2 млн. сомов для строительства крытой стоянки и металлических ограждений в рамках текущего бюджета, утвержденного на 2011 год. Но такого «узаконивания» не произошло ни в конце 2010-го при утверждении бюджета на 2011 год, ни в начале 2011-го. Поэтому, делают вывод аудиторы, использование денежных средств в размере 2 млн. 380 тыс. сомов из статьи бюджета «Капитальный ремонт» на новое строительство незаконно.
Истинные
причины бунтов

Между тем заключенные, измотанные нечеловеческими условиями быта и содержания, не дождавшись ремонта общежитий, начали бунтовать. Их требования за них озвучили сотрудники ГСИН и сам глава службы: открыть камеры, где содержатся криминальные авторитеты, так называемые смотрящие, беспрепятственно пропускать к ним проституток. Источник ГСИН  утверждает, что задолго до бунта именно по указанию Байзакова были открыты камеры авторитетов, а когда этот факт стал достоянием общественности, перевел стрелки на сидельцев. И про проституток он первым доложил прессе. Но ни тогда, ни позже так и не представил документального подтверждения озвученных сообщений.
Для пущей убедительности допустили в СИЗО карманных телевизионщиков, которым заранее подготовленные зеки охотно раздавали интервью. Никто из них ни слова не проронил о том, что камеры не подвергались даже косметическому ремонту более 15 лет, что в помещении, рассчитанном на 10 заключенных, размещены 15-18, и спать на одном матрасе приходится по три человека.
Пытались бунтовать и в женской колонии. Женщин, волею судьбы родивших в заключении, поддержало все население колонии. Их ни в чем не повинные малыши содержатся в ужасающих условиях: детская комната настолько ветха, что с улицы, как к себе домой, забегают крысы и уничтожают оставленную пищу.
Однако администрация, восприняв требования женщин улучшить условия содержания как солидарность с зачинщиками по зашиванию ртов, в наказание построила их на плацу и продержала на 20-градусном  морозе несколько часов. Сопротивление было сломлено, зечки вернулись в камеры. В прессу дали официальное сообщение: проводились плановые обысковые мероприятия.
А может быть, государство «зажало» деньги на капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений Департамента исполнения наказаний? Смотрим акт Счетной палаты. Из республиканского бюджета конкретно на эти цели было выделено  15 млн. сомов. В декабре 2010 г. ДИН перечислил на счет ПМК 10 млн. 200 тыс.,  в апреле-мае 2011 г. еще         5 млн. сомов.
Вся сумма должна была быть использована  на ремонт учреждений ДИН.  Вместо этого на полученные деньги летом 2011 г. делается ремонт кабинета председателя, который обошелся более чем в полмиллиона сомов, двух кабинетов для его приближенных стоимостью около 300 тыс., казармы (комната в подвале здания, куда поставили железные кровати), на что списали почти 209 тыс. сомов. Аудиторы много еще чего нашли в нецелевом использовании бюджетных средств (более чем на 3,6 млн. сомов) и подчеркивают, что к моменту аудита не представлены акты выполненных работ на эти суммы. То есть они выполнены только на бумаге, чтобы списать якобы освоенные средства.

Думали о реорганизации, провели ликвидацию

А теперь о реорганизации УИС, которую затеял Байзаков. В начале апреля прошлого года он с блеском защитил в правительстве «Перспективы развития ГСИН». Уже 22 апреля официально уведомил коллектив о предстоящей реорганизации и сокращении штатов органов и учреждений службы. При этом сослался на пункт 36 плана «Экономика и безопасность», утвержденный постановлением правительства 26 января, и его же постановление  от 11 февраля 2011 г.
Сомнения в правильности действий Байзакова вызвали два обстоятельства. Во-первых, закон позволяет проводить реорганизацию раз в три года. Последняя была проведена в 2009 г. в соответствии с Законом «Об утверждении структуры правительства Кыргызской Республики» от 22 октября № 283 и Указом Президента КР УП № 425 от 26 октября 2009 года о мерах по реализации этого закона, когда Главное управление исполнения наказаний вышло из-под юрисдикции Министерства юстиции, войдя в структуру правительства в новом статусе — Государственной службы исполнения наказаний. И, согласно закону, штатная численность центрального аппарата ГСИН определена в 30 единиц.
Во-вторых, коллективу не была представлена утвержденная правительством новая структура ГСИН.
Смотрим план «Экономика и безопасность». Оказывается, в нем речь идет о мероприятиях правительства по стабилизации социально-экономической ситуации в стране, созданию  благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, сокращению  расходов республиканского бюджета и сохранению социальных обязательств перед населением. Пункт 36 конкретно гласит: министерствам и ведомствам сократить штатную численность на 10%,  то есть расходы на содержание государственного аппарата.
Читаем постановление правительства от 11 февраля  2011 г. Оно называется «Об образовании Комиссии по оптимизации системы государственного управления Кыргызской Республики». Этому органу дается задание  в срок до 1 октября 2011 г. провести анализ и выявить целесообразность деятельности органов государственного управления и соответствие их стратегическим целям страны и подготовить концептуальную модель проведения  административной и территориальной реформ.
Почему Байзакова решил, что должен объявить о реорганизации УИС согласно названным выше документам? И не умышленно ли он путался в ряде интервью, говоря то о реформировании (преобразование, улучшение, изменение), то о реорганизации (преобразование на новых началах)?  Не потому ли, что ни первое, ни второе не отвечало той идее, которую он вынашивал?
Куда смотрят юристы аппарата правительства? — задастся вопросом читатель. А они, как показывают документы, смотрят ему в рот. В январе 2012 г. Байзаков инициировал внесение изменений и дополнений в постановление правительства № 473 «О предельной штатной численности министерств, административных ведомств и иных государственных органов Кыргызской Республики», принятое 22 августа 2011 г., и «узаконивает» новую штатную численность, которая возросла с 30 до 236 единиц! При этом закон об утверждении структуры правительства № 283 и Указ Президента УП № 425 никто не отменял!
О том, что штатная численность аппарата ГСИН многократно увеличилась за счет ликвидации Департамента исполнения наказаний, в коллективе ведомства не знали. Выведенные в октябре прошлого года за штат сотрудники ДИН находились в распоряжении кадров, а на их места Байзаков набрал других, как он считает, более компетентных, профессионалов своего дела. Так, инспектором Главного управления правового обеспечения и международного сотрудничества принят человек, не имеющий опыта по юридической специализации, ранее работавший охранником и инкассатором. В заместители начальника Главного штаба, в функции которого входят анализ деятельности структурных подразделений и организационная работа, попал бывший кинолог МВД. Список друзей, родственников и знакомых друзей Байзакова, которыми заменили уволенных сотрудников, можно долго продолжать. Однако вернемся к теме.
Ликвидация ДИН произошла на основании опять же инициированного Байзаковым постановления правительства № 611 от 4 октября 2011 г. под названием «О реформировании центрального органа уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики». Правда, только на бумаге. В Минюсте, куда этот документ поступил на регистрацию, схватились за голову: как это ликвидировали орган без участия ликвидационной комиссии, погашения долгов, выплаты работникам пособий,  утверждения передаточного акта!
При этом заработная плата выплачивалась и выплачивается по сей день выведенным за штат и вновь принятым сотрудникам. Нагрузка на бюджет с каждым месяцем увеличивается.

Реорганизовать и присоединить!

Получив отказ Минюста в регистрации постановления о ликвидации ДИН, Байзаков инициирует поправки в постановление № 611. И снова якобы юристы аппарата правительства недосмотрели, подписали проект постановления № 75 от 1 февраля      2012 г., которым в 611-е внесены изменения: реорганизовать ДИН путем присоединения к ГСИН, правопреемником департамента считать Госслужбу исполнения наказаний, внести передаточный акт на утверждение правительства.
Вот, наконец, вожделенная идея Байзакова облечена в официальный документ! Чего он этим добился? О, самого главного: бесконтрольного доступа к сотням миллионов сомов. До реорганизации распорядителем кредитов, то есть бюджетных средств, являлся ДИН. «Вытаскивать» их оттуда было проблематично — мешал несговорчивый начальник, который так и остался за штатом неликвидированного департамента. Теперь Байзаков сам себе режиссер по распределению государственных денег.
Только бы не артачился Минюст, специалисты которого снова хватаются за голову: как это структурное подразделение присоединить к ГСИН?! Оно и без реорганизации присоединено! С другой стороны, исходя из нормы  ст. 92 Гражданского кодекса КР, правильно было бы реорганизовать ГСИН путем присоединения к нему ДИН.
Здесь стоит сказать, что сотрудники центрального аппарата службы подали в суд иск к правительству о признании постановления № 611 недействительным. И что интересно, ответчика представлял… начальник одного из управлений   ГСИН Марат Канулькулов. Как оказалось, аппарат правительства выдал доверенность Байзакову на представление в суде интересов правительства: дескать, заварил кашу — сам и расхлебывай! А Байзаков, зная, что проекты о внесении изменений и дополнений в постановления № 473 и 611 готовил юрист высшей гильдии Канулькулов, передоверил ему отбояриваться от истцов. Вообще же у Байзакова такой принцип: ни за что не отвечать, все дела проворачивать чужими руками. Правда, «руки», чьи головы не обременены знаниями и  компетентностью, часто конфликтуют с законом. Но он с ними не расстается, ведь преданнее их днем с огнем не сыщешь.
Сторонники Байзакова, грудью вставшие на его защиту, вряд ли знают всю правду. А если даже и знают, то выполняют все указания башкармы из страха потерять работу — на каждого у него собран компромат. На пленарном заседании, кстати, Байзакова спросили, за что уволен начальник ИК-2, который даже месяца не просидел в должностном кресле. Тот, не мудрствуя лукаво, ответил: он оказался гражданином Казахстана. Как будто при приеме на работу никто его паспорт не смотрел. Неудивительно, что главу службы нардепы заподозрили в создании коррупционных схем: в ГСИН свято место пусто не бывает. О последствиях кадровой чехарды мы подробно расскажем в следующем номере.

Итог

Большинством голосов (84 из присутствовавших 101) депутаты приняли постановление, которым признано, что сложившаяся обстановка в исправительных учреждениях и центральном аппарате ГСИН имеет стабильную тенденцию к ухудшению в результате некомпетентного руководства ее председателя.
Правительству предстоит в  десятидневный срок  рассмотреть вопрос об освобождении Ш. Байзакова от занимаемой должности. Кроме того, ответственность должны понести должностные лица аппарата правительства,  курирующие ГСИН, за отсутствие контроля и нереагирование на решения Комитета по законности,  правопорядку  и  борьбе  с  коррупцией Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от   16 мая и 1 ноября 2011 г.
Счетной палате поручено разобраться с незаконным  расходованием спецсредств.
Генеральной прокуратуре надлежит по всем установленным аудиторской проверкой грубейшим нарушениям финансовой дисциплины (выплата денежных пособий, нецелевое использование бюджетных, грантовых и специальных средств) привлечь виновных должностных лиц к уголовной ответственности в соответствии с законом.

Айрин ТЕМИР.

 






Добавить комментарий