Main Menu

Лучше бизнесу — лучше бюджету

Как «СК» сообщало в предыдущем номере, в Бишкеке прошла итоговая ежегодная коллегия Государственной налоговой службы, в работе которой принял участие премьер-министр Кыргызской Республики Омурбек Бабанов. Как налоговики исполнили доходную часть бюджета, что сделали для снижения налоговой задолженности и какие задачи стоят перед ними в году предстоящем, в том числе по улучшению налогового администрирования? Об этом подробнее, как и обещали.

В 2011 году ГНС мобилизовано налогов и платежей в сумме 30 млрд. 303,4 млн. сомов (при уточненном прогнозе 30 млрд. 13,1 млн. сомов), выполнение составило 101%. Плановые показатели налоговиками перевыполнены на 290,3 млн. сомов. По сравнению с предыдущим годом поступление налогов увеличилось на 6 млрд. 80 млн. сомов (на 25,1%). Доля доходов к ВВП составила 11,10%. Поступления в республиканский бюджет — 22 млрд. 882,1 млн. сомов (101,6% от прогнозных показателей), по сравнению с 2010 годом налоговые отчисления  увеличились на 5 млрд. 376,5 млн. сомов (на 30,7%). В местный бюджет поступило 7 млрд. 421,3 млн. сомов, или 99,2% от прогнозных показателей, в сравнении с 2010 годом сбор налогов вырос на 703,5 млн. сомов (на 10,5%).
Наиболее существенные налоговые отчисления сделали предприятия цветной металлургии (27%), оптовой торговли (10%), отрасли связи (9%), финансового сектора (8%), строительства (4%), прочие предприятия промышленности (4%), выросли поступления налогов от энергетики, розничной торговли, алкогольного производства, отчисления от услуг образования (по 3%).
В числе лидеров по обеспечению доходной части бюджета среди налогов ГНС называет перевыполнение по таким видам, как неналоговые поступления (33,6%), налог на недвижимое имущество (21,9%), в целом акцизные налоги на товары, производимые на территории Кыргызской Республики (9,5%), земельный налог по пользованию приусадебными земельными участками (7,8%), налог на доходы лиц нерезидентов КР (7,3%), единый налог (7,1%), налог на пользование недрами (6%), налог на валовой доход от Кумтора (5,8%), налог на прибыль (3,2%) и др.
Прирастает бюджет страны, как известно, и за счет сокращения налоговой задолженности, а также мер, которые позволяют не допускать рост таковой. Так, на      1 января 2012 года долги по налогам по стране в целом составили 1 млрд. 660,4 млн. сомов. По сравнению с прошлогодними показателями налоговикам удалось сократить задолженность на 248,7 млн. сомов (на 13%). Самые большие долги в бюджет приходятся на налог с продаж — 29,1 млн. сомов (18%),  подоходный налог — 15,7 млн. сомов (9%),  земельный налог — 7,2 млн. сомов (5,7%),  налог на имущество — 3 млн. сомов (4,7%).
Налоговики предпринимали действия по сокращению налоговой задолженности, в том числе в виде принудительных мер взыскания, как того требует Налоговый кодекс. За прошедший год была произведена опись имущества у    1 760 налогоплательщиков на  431 млн. сомов.
За истекший год было проведено 8 685 выездных налоговых проверок по субъектам предпринимательства, по сравнению с годом 2010-м это больше на 834. По их результатам было дополнительно начислено в бюджет с заниженных сумм налогов 1 млрд. 726,3 млн. сомов. Как отмечают в ГНС, увеличение количества проверок в 2011 году оказало влияние и на рост числа ликвидационных проверок. Таким образом, было проведено 2 818 ликвидационных проверок. Поступление по материалам налоговых проверок (включая погашение по актам за прошлые периоды) составило        1 млрд. 213 млн. сомов. Таким образом, по сравнению с прошлым периодом показатель поступлений в бюджет по результатам проверок увеличился за прошлый год на 531,7 млн. сомов (рост на 78%). В органы Финансовой полиции ГНС направлено 130 материалов (на общую сумму 833,4 млн. сомов).
Новый налоговый год, как отметил глава ГНС Кабыл Абдалиев, ставит еще более сложные задачи, предстоит собрать в доходную часть бюджета свыше 37,7 млрд. сомов, что на 7,5 млрд. сомов больше показателей 2011 года. Более того, надо решить ряд задач по реформированию и системному преобразованию самой структуры ГНС.
В первую очередь, по мнению председателя службы, необходимо провести кадровую реформу. В рядах налоговиков все еще имеют место значительные проявления коррупции. Необходимо ужесточить требования при подборе кадров и оценке результативности деятельности буквально каждого сотрудника. Служба должна быть оптимальной по численности, мобильной и эффективной по  деятельности. В конце концов речь идет о повышении уровня налоговой культуры фискалов, резюмировал проблему К. Абдалиев.
Налоговое администрирование в Кыргызстане должно наконец стать максимально результативным. Добиться этого можно путем усиления аналитической работы фискальных органов. Не распыляться, не пытаться «охватить контролем всех»,  как    выразился глава ГНС, а сосредоточить свои усилия на рискоориентированных секторах, где высок уровень уклонения от налогообложения. А это энергетика, строительство дорог и крупных промышленных объектов, горнодобывающая отрасль, госзакупки и прочее.
Еще одна проблема — лжепредпринимательство, наличие которого в стране не только негативно сказывается на честной конкуренции в бизнесе, оно подрывает экономику страны. Фирмы-однодневки, используя счета-фактуры для зачета по НДС по мнимым поставкам, попросту грабят государство. По данным ГНС, отмечается значительное увеличение переплаты по НДС, только за последние четыре года она увеличилась на 4 млрд. сомов и выросла в 2,7 раза. Глава ГНС вынужден признать, что такие операции, к сожалению, происходят не без участия налоговиков. Он пообещал, что впредь такого рода махинации не будут сходить чиновникам с рук и уличенные в сговорах с лжепредпринимателями госслужащие будут привлечены к ответственности и наказаны по закону. Председатель налоговой службы пообещал, что факты такого рода мошенничества будут широко освещаться в прессе.
Еще одним механизмом эффективности налогового администрирования должна стать оценка рисков посредством автоматизированной системы планирования и учета выездных налоговых проверок. Борьба с недоимками и налоговыми задолженностями, в том числе принудительные меры к их взысканию, подготовка законодательных инициатив, расширение налогооблагаемой базы также должны будут содействовать эффективному администрированию. В программе правительства «Стабильность и достойная жизнь» и плане мероприятий «100 дней» также запланировано принять пакет законопроектов, нацеленных на улучшение условий для бизнеса. Речь идет, к примеру, о передаче налоговым органам функций государственного регулирования и контроля за оборотом спирта и алкогольной продукции.
В принятой и находящейся на рассмотрении правительства Стратегии развития  ГНС на 2012-2014 годы определены основные направления реформ в налоговых подразделениях страны. Налоговые органы должны стать сервисной службой, всячески способствующей созданию самых благоприятных условий для ведения честного бизнеса. В текущем году должны быть полностью завершены работы по автоматизации процессов в налоговом администрировании, которые осуществляются при финансовой и технической поддержке Азиатского банка развития (АБР). Полная автоматизация позволит улучшить качество обслуживания, снизить коррупцию и повысить прозрачность налоговых услуг в стране. С момента введения автоматизированной системы станет возможным введение всеобщего налогового декларирования в Кыргызстане.
В налоговых органах намерены разработать специальный медиа-план, который будет способствовать повышению уровня информированности      налогоплательщиков и гражданского общества о деятельности налоговых органов. Будет создана общественная площадка регулярного обмена информацией между экспертами, бизнес-сообществом и СМИ по злободневным вопросам налогообложения. Не менее значимым в процессе достижения открытости и информированности станет деятельность колл-центра ГНС и обновленного интернет-сайта службы. Во всяком случае, налоговики намерены выполнить стоящие перед ними задачи по исполнению доходной части бюджета страны всеми имеющимися у них средствами.

Чинара АСАНОВА.
Фото Сагына АЙЛЬЧИЕВА.






Добавить комментарий