Main Menu

Темир Сариев: “выдержим, с пути не свернем”

Первый президент товарно-сырьевой биржи,  член Временного правительства, лидер  партии «Ак-Шумкар», нынче  возглавивший Министерство экономического развития и антимонопольной политики  Темир Сариев убежден: правительство обязательно доведет начатые реформы до логического завершения. Мы долго за это боролись.
К тому же изменения  в управлении государством  поддерживают  кыргызстанцы, те, кому небезразлично, в какой стране  они будут жить, какую экономику  оставят своим детям.

— В вашем ведомстве, господин министр,  сосредоточено  самое важное для грядущих перемен, в том числе критерии оценки работы чиновников при выполнении  программы «100 дней», годового прогноза, а также стратегии, известной  под названием   «Стабильность и достойная жизнь».
— Я согласился  возглавить Министерство экономики и антимонопольной  политики, так как  цели, поставленные  коалиционным большинством, созвучны  партийцам «Ак-Шумкара»:  наше видение будущего развития страны  во многом совпадает. У меня появился шанс воплотить в жизнь все задуманное. Не скрою,  имел  большие амбиции, как говорится, «выше крыши». Но надо учиться жить в реальности, исходить из нее.
Министерству  экономики предоставили действительно  очень обширные  полномочия. В своем ведомстве мы займемся  решением  экономических проблем после их обсуждения в заинтересованных ведомствах, а также бизнес-ассоциациях. Наши специалисты  проанализируют  создавшуюся макроэкономическую ситуацию в мире, исходя из этого будут строить  прогнозы,  следить за надлежащим  исполнением  взятых чиновниками обязательств,   определят  направление развития основных секторов в экономике,  помогут осознать, в чем  преимущество   нашего государства на международных  рынках.
Мы станем отслеживать фискальную, таможенную, тарифную политику, привлекать в республику инвесторов,  облегчать приход  к нам крупных капиталистов. Бывший Антимонопольный комитет  из карающего органа должен превратиться  в  организацию,  которая способствует расширению  здоровой и справедливой конкуренции, что  впоследствии  приведет к снижению цен на  продукты питания и товары первой необходимости.
В  нашей компетенции  осталось  техническое регулирование, здесь уже достигнуты  определенные успехи; мы должны   присоединиться  к  существующим  мировым стандартам — нас ждет  много работы. К  тому же в Министерство экономики передали  департамент по банкротству, значит, мы будем следить за  управлением  государственной собственностью. В рамках реализации плана правительства   проведем инвентаризацию всех государственных активов, переоценим их, составим  единый реестр государственного имущества.
И это еще не все. Надо наконец навести порядок  в использовании  природных кладовых, эффективно распоряжаться  недрами,  повысить  ответственность за  их эксплуатацию.
Мы займемся также  интеграционными процессами,  это веление времени,   ведь Кыргызстан — член ВТО, ЕврАзЭС, ШОС, намечается вступление  в Таможенный союз, присоединение  к единому  экономическому пространству. У Кыргызстана  40  утвержденных национальных приоритетных проектов, осуществлять которые думаем  посредством  государственно-частного партнерства. В общем,    держим руку на пульсе  экономики.
— Завершился  первый месяц  краткосрочной программы правительства «100 дней». Удалось что-то продвинуть?
— Я работал с 3 января,  все зимние каникулы, с 9 утра и до позднего вечера. С командой единомышленников  разработали план конкретных действий  кабинета министров на текущий год, совместное заявление правительства и Национального банка. Документ этот мы традиционно  принимаем в самом начале года.  В нем —  официальные  бюджетные и денежно-кредитные ориентиры,  на которые  надо равняться в 2012 году.
Впервые  в истории суверенного государства  мы  утвердили на заседании правительства разработанные нашим министерством  критерии оценки  работы губернаторов, акимов, министров. Они включают в себя не только  достижение  определенных показателей — сокращение безработицы, миграции, привлечение инвестиций,  создание  благоприятных условий  для развития бизнеса в регионах, но и  оценку труда  чиновников  гражданским обществом, предпринимателями.
Упраздняется также  ряд  контролирующих  функций  со стороны государства. Значительно сокращены  лицензионно-разрешительная система, платные услуги, из 12 надзирающих инспекций остались лишь две, те, которые отвечают  за безопасность, здоровье людей и сохранение экологии нашего края: это ветеринарно-карантинный контроль, а также фитосанитарный.
Оптимизируется численность  управленцев,  только в министерствах   сокращены  1 630 служащих, и это без учета аппарата правительства и  окружения Президента. Ликвидируются областные  администрации, в регионах теперь новые структуры — представители  премьер-министра. Значительно сократятся штаты акимиатов, в целом наберется около 3 тысяч госслужащих, оставшихся за бортом, то есть то  количество, о котором заявляло правительство в начале проведения административных реформ.
— Вы ожидаете активного сопротивления сокращенных чиновников?
— Нет,  сегодня все они хорошо понимают, что по-другому  нельзя, это дань времени.  Раньше мы много говорили о необходимости  приведения численности госслужащих к разумному пределу, устранения дублирования, но ничего не делали. Громоздкая управленческая   административно-бюрократическая  машина, доставшаяся нам от Советского Союза, навсегда уходит в прошлое,  на смену приходит  мобильный, компактный и  профессиональный  менеджмент.
— А почему  ваш план  реализации  программы правительства  «Стабильность и достойная жизнь» рассчитан не на три года?
— Мы намеренно отказались от  среднесрочных планов, поскольку практика показала, что такой временной разрыв не оправдывает себя. Из-за быстро меняющихся  условий актуальность большей части намеченных мероприятий, рассчитанных на три года,  утрачивается. Поэтому  возникает потребность в обновлении ежегодных детальных планов  правительства.
Но при этом мы сохраняем трехлетний горизонт для разработки  прогнозов и бюджетов как основы для подготовки  среднесрочных программ. В этом году сроки  были  сжатыми, поэтому  обсуждение независимыми экспертами правительственного плана реализации намеченного оказалось ограниченным. Документ будет дополняться и изменяться по мере уточнения и обновления задач, стоящих перед институтами  исполнительной власти.
На примере этого плана правительство продемонстрирует  результаты своих первых шагов в новом составе. Только так удастся вернуть доверие людей к исполнительной власти. Методологически документ построен  в соответствии с целевыми ориентирами и задачами правительственной программы  «Стабильность  и достойная жизнь».
Промежуточные результаты будут отслеживаться на ежеквартальной основе, а по итогам года — финальные. Информация станет доступной широкой общественности.
— Каково ваше видение  будущего развития  нашего края?
— Образ будущего Кыргызстана мы связываем  с  моделью сбалансированного устойчивого экономического развития, созданием благоприятной среды  для проживания.
Я недавно побывал в Берлине на традиционной европейской ярмарке  «Зеленая неделя». В рамках этого мероприятия  в Германии прошел Всемирный форум по продовольствию и сельскому хозяйству. На нем шла речь об эффективном использовании ограниченных природных ресурсов в производстве продуктов питания.
Моя презентация «Кыргызстан — страна небесных гор» была принята  на ура.  Я ее представил  в виде бренда  нашей страны, ее  фишки,  по ней нашу республику должны узнавать во всех уголках света. А именно:  мы обязаны удержать свои  уникальные позиции  производства и экспорта экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Ведь всем хорошо известны мировые бренды, такие, как  Страна восходящего солнца, Поднебесная, Страна утренней свежести, Страна клинового листа и т.д.
Чтобы заманить в наш край туристов, мало иметь солнце, воздух и воду, надо  гостям  предоставить что-то еще.  Туманный Альбион — Великобритания, к примеру,  имеет на своей территории  богатейшие этнографические  и исторические музеи. Их собирали в  Британской империи сотни лет, перевозили из завоеванных стран и колоний  в Лондон ценные экспонаты. Там можно месяцами ходить по залам — и все будет нескончаемо интересно.
Или взять Германию. Я  на себе ощутил  новейшие немецкие технологии, когда осматривал  Берлин. Поднялся на смотровую площадку и оттуда, сверху,  любовался  городом  в вечерних сумерках,  глубокой ночью или на рассвете дня, и все это в течение  часа.
В Кыргызстане нет ничего подобного. У нас весьма ограничены и  ценные поливные земли, по их объемам нам нельзя соперничать  ни с Россией, ни с соседним Казахстаном.
Наша родина на 85% покрыта горами с суровым, резко континентальным климатом и в  то же время — богатейшими  естественными пастбищами,  чистыми реками, нетронутой первозданной природой.
Уверен: выиграть конкуренцию можно лишь качеством экспортируемой продукции. Это касается и развития халал-индустрии, есть определенные стандарты, им и надо неукоснительно следовать. А для привлечения  туристов можно построить в  селе Тамчи,  вблизи международного аэропорта, «Хантенгри-сити» — город развлечений  и шопинга, действующий  круглогодично. Открыть рестораны и кафе, залы игровых автоматов, ведь  на Иссык-Куле нечем заняться, если пойдет, скажем,   дождь.
Разговаривал с казахскими бизнесменами, отоваривающимися на нашем «Дордое», они готовы вложить средства в реализацию этой идеи, дайте, говорят,  концепцию развития  Иссык-Кульской долины.  Взгляните на турецкую Анталию. Там непогода  вычеркивает 4 месяца из календарного графика  популярного пляжного сезона. Зато  в это время  вовсю работают бассейны с подогретой водой,  спортсмены  укрепляют у моря здоровье, проводят сборы.
Надо менять психологию людей  от иждивенческой в сторону созидания. Видеть в богатых людях, предпринимателях, которые своим трудом  и умом сколотили собственный капитал, предоставляют рабочие места,  не врагов, а партнеров.
— Ваше министерство  всегда защищало интересы деловых кыргызстанцев, как  будет в дальнейшем развиваться  ваш диалог с бизнесом?
— Предложения, замечания, комментарии руководителей бизнес-ассоциаций  обязательно включаются в  разрабатываемые  нашими специалистами документы, законопроекты.  При принятии  новой нормативно-правовой инструкции действует «гильотина»,   то есть применяется анализ регулятивного воздействия. Если то или иное административное решение воздвигает барьеры на пути  предпринимательства, мешает его развитию, оно автоматически  отсекается  и  больше не рассматривается.
Я неоднократно встречался с представителями бизнеса, сам вышел из него,  проблемы деловых людей мне знакомы. Замечу: перед властью нужно действовать  консолидированно, более сплоченно, не  отстаивать лишь узкие  отраслевые интересы, брать на себя социальную ответственность, если государство идет навстречу. Тогда  будет  легче протолкнуть  необходимые экономике законопроекты  в правительство и Жогорку  Кенеш.
Я сторонник «зеленой экономики». У нас  хороший  потенциал, республика  должна больше производить и продавать за рубеж экологически чистые  сельхозпродукты. Мы обязаны  укрепить  наш новый бренд «Кыргызстан — страна небесных гор».

Беседовала Галина ЛУНЕВА.
Фото предоставлено
пресс-службой Министерства экономики и антимонопольной политики.






Добавить комментарий