Темир Сариев: “выдержим, с пути не свернем”
Первый президент товарно-сырьевой биржи, член Временного правительства, лидер партии «Ак-Шумкар», нынче возглавивший Министерство экономического развития и антимонопольной политики Темир Сариев убежден: правительство обязательно доведет начатые реформы до логического завершения. Мы долго за это боролись.
К тому же изменения в управлении государством поддерживают кыргызстанцы, те, кому небезразлично, в какой стране они будут жить, какую экономику оставят своим детям.
— В вашем ведомстве, господин министр, сосредоточено самое важное для грядущих перемен, в том числе критерии оценки работы чиновников при выполнении программы «100 дней», годового прогноза, а также стратегии, известной под названием «Стабильность и достойная жизнь».
— Я согласился возглавить Министерство экономики и антимонопольной политики, так как цели, поставленные коалиционным большинством, созвучны партийцам «Ак-Шумкара»: наше видение будущего развития страны во многом совпадает. У меня появился шанс воплотить в жизнь все задуманное. Не скрою, имел большие амбиции, как говорится, «выше крыши». Но надо учиться жить в реальности, исходить из нее.
Министерству экономики предоставили действительно очень обширные полномочия. В своем ведомстве мы займемся решением экономических проблем после их обсуждения в заинтересованных ведомствах, а также бизнес-ассоциациях. Наши специалисты проанализируют создавшуюся макроэкономическую ситуацию в мире, исходя из этого будут строить прогнозы, следить за надлежащим исполнением взятых чиновниками обязательств, определят направление развития основных секторов в экономике, помогут осознать, в чем преимущество нашего государства на международных рынках.
Мы станем отслеживать фискальную, таможенную, тарифную политику, привлекать в республику инвесторов, облегчать приход к нам крупных капиталистов. Бывший Антимонопольный комитет из карающего органа должен превратиться в организацию, которая способствует расширению здоровой и справедливой конкуренции, что впоследствии приведет к снижению цен на продукты питания и товары первой необходимости.
В нашей компетенции осталось техническое регулирование, здесь уже достигнуты определенные успехи; мы должны присоединиться к существующим мировым стандартам — нас ждет много работы. К тому же в Министерство экономики передали департамент по банкротству, значит, мы будем следить за управлением государственной собственностью. В рамках реализации плана правительства проведем инвентаризацию всех государственных активов, переоценим их, составим единый реестр государственного имущества.
И это еще не все. Надо наконец навести порядок в использовании природных кладовых, эффективно распоряжаться недрами, повысить ответственность за их эксплуатацию.
Мы займемся также интеграционными процессами, это веление времени, ведь Кыргызстан — член ВТО, ЕврАзЭС, ШОС, намечается вступление в Таможенный союз, присоединение к единому экономическому пространству. У Кыргызстана 40 утвержденных национальных приоритетных проектов, осуществлять которые думаем посредством государственно-частного партнерства. В общем, держим руку на пульсе экономики.
— Завершился первый месяц краткосрочной программы правительства «100 дней». Удалось что-то продвинуть?
— Я работал с 3 января, все зимние каникулы, с 9 утра и до позднего вечера. С командой единомышленников разработали план конкретных действий кабинета министров на текущий год, совместное заявление правительства и Национального банка. Документ этот мы традиционно принимаем в самом начале года. В нем — официальные бюджетные и денежно-кредитные ориентиры, на которые надо равняться в 2012 году.
Впервые в истории суверенного государства мы утвердили на заседании правительства разработанные нашим министерством критерии оценки работы губернаторов, акимов, министров. Они включают в себя не только достижение определенных показателей — сокращение безработицы, миграции, привлечение инвестиций, создание благоприятных условий для развития бизнеса в регионах, но и оценку труда чиновников гражданским обществом, предпринимателями.
Упраздняется также ряд контролирующих функций со стороны государства. Значительно сокращены лицензионно-разрешительная система, платные услуги, из 12 надзирающих инспекций остались лишь две, те, которые отвечают за безопасность, здоровье людей и сохранение экологии нашего края: это ветеринарно-карантинный контроль, а также фитосанитарный.
Оптимизируется численность управленцев, только в министерствах сокращены 1 630 служащих, и это без учета аппарата правительства и окружения Президента. Ликвидируются областные администрации, в регионах теперь новые структуры — представители премьер-министра. Значительно сократятся штаты акимиатов, в целом наберется около 3 тысяч госслужащих, оставшихся за бортом, то есть то количество, о котором заявляло правительство в начале проведения административных реформ.
— Вы ожидаете активного сопротивления сокращенных чиновников?
— Нет, сегодня все они хорошо понимают, что по-другому нельзя, это дань времени. Раньше мы много говорили о необходимости приведения численности госслужащих к разумному пределу, устранения дублирования, но ничего не делали. Громоздкая управленческая административно-бюрократическая машина, доставшаяся нам от Советского Союза, навсегда уходит в прошлое, на смену приходит мобильный, компактный и профессиональный менеджмент.
— А почему ваш план реализации программы правительства «Стабильность и достойная жизнь» рассчитан не на три года?
— Мы намеренно отказались от среднесрочных планов, поскольку практика показала, что такой временной разрыв не оправдывает себя. Из-за быстро меняющихся условий актуальность большей части намеченных мероприятий, рассчитанных на три года, утрачивается. Поэтому возникает потребность в обновлении ежегодных детальных планов правительства.
Но при этом мы сохраняем трехлетний горизонт для разработки прогнозов и бюджетов как основы для подготовки среднесрочных программ. В этом году сроки были сжатыми, поэтому обсуждение независимыми экспертами правительственного плана реализации намеченного оказалось ограниченным. Документ будет дополняться и изменяться по мере уточнения и обновления задач, стоящих перед институтами исполнительной власти.
На примере этого плана правительство продемонстрирует результаты своих первых шагов в новом составе. Только так удастся вернуть доверие людей к исполнительной власти. Методологически документ построен в соответствии с целевыми ориентирами и задачами правительственной программы «Стабильность и достойная жизнь».
Промежуточные результаты будут отслеживаться на ежеквартальной основе, а по итогам года — финальные. Информация станет доступной широкой общественности.
— Каково ваше видение будущего развития нашего края?
— Образ будущего Кыргызстана мы связываем с моделью сбалансированного устойчивого экономического развития, созданием благоприятной среды для проживания.
Я недавно побывал в Берлине на традиционной европейской ярмарке «Зеленая неделя». В рамках этого мероприятия в Германии прошел Всемирный форум по продовольствию и сельскому хозяйству. На нем шла речь об эффективном использовании ограниченных природных ресурсов в производстве продуктов питания.
Моя презентация «Кыргызстан — страна небесных гор» была принята на ура. Я ее представил в виде бренда нашей страны, ее фишки, по ней нашу республику должны узнавать во всех уголках света. А именно: мы обязаны удержать свои уникальные позиции производства и экспорта экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Ведь всем хорошо известны мировые бренды, такие, как Страна восходящего солнца, Поднебесная, Страна утренней свежести, Страна клинового листа и т.д.
Чтобы заманить в наш край туристов, мало иметь солнце, воздух и воду, надо гостям предоставить что-то еще. Туманный Альбион — Великобритания, к примеру, имеет на своей территории богатейшие этнографические и исторические музеи. Их собирали в Британской империи сотни лет, перевозили из завоеванных стран и колоний в Лондон ценные экспонаты. Там можно месяцами ходить по залам — и все будет нескончаемо интересно.
Или взять Германию. Я на себе ощутил новейшие немецкие технологии, когда осматривал Берлин. Поднялся на смотровую площадку и оттуда, сверху, любовался городом в вечерних сумерках, глубокой ночью или на рассвете дня, и все это в течение часа.
В Кыргызстане нет ничего подобного. У нас весьма ограничены и ценные поливные земли, по их объемам нам нельзя соперничать ни с Россией, ни с соседним Казахстаном.
Наша родина на 85% покрыта горами с суровым, резко континентальным климатом и в то же время — богатейшими естественными пастбищами, чистыми реками, нетронутой первозданной природой.
Уверен: выиграть конкуренцию можно лишь качеством экспортируемой продукции. Это касается и развития халал-индустрии, есть определенные стандарты, им и надо неукоснительно следовать. А для привлечения туристов можно построить в селе Тамчи, вблизи международного аэропорта, «Хантенгри-сити» — город развлечений и шопинга, действующий круглогодично. Открыть рестораны и кафе, залы игровых автоматов, ведь на Иссык-Куле нечем заняться, если пойдет, скажем, дождь.
Разговаривал с казахскими бизнесменами, отоваривающимися на нашем «Дордое», они готовы вложить средства в реализацию этой идеи, дайте, говорят, концепцию развития Иссык-Кульской долины. Взгляните на турецкую Анталию. Там непогода вычеркивает 4 месяца из календарного графика популярного пляжного сезона. Зато в это время вовсю работают бассейны с подогретой водой, спортсмены укрепляют у моря здоровье, проводят сборы.
Надо менять психологию людей от иждивенческой в сторону созидания. Видеть в богатых людях, предпринимателях, которые своим трудом и умом сколотили собственный капитал, предоставляют рабочие места, не врагов, а партнеров.
— Ваше министерство всегда защищало интересы деловых кыргызстанцев, как будет в дальнейшем развиваться ваш диалог с бизнесом?
— Предложения, замечания, комментарии руководителей бизнес-ассоциаций обязательно включаются в разрабатываемые нашими специалистами документы, законопроекты. При принятии новой нормативно-правовой инструкции действует «гильотина», то есть применяется анализ регулятивного воздействия. Если то или иное административное решение воздвигает барьеры на пути предпринимательства, мешает его развитию, оно автоматически отсекается и больше не рассматривается.
Я неоднократно встречался с представителями бизнеса, сам вышел из него, проблемы деловых людей мне знакомы. Замечу: перед властью нужно действовать консолидированно, более сплоченно, не отстаивать лишь узкие отраслевые интересы, брать на себя социальную ответственность, если государство идет навстречу. Тогда будет легче протолкнуть необходимые экономике законопроекты в правительство и Жогорку Кенеш.
Я сторонник «зеленой экономики». У нас хороший потенциал, республика должна больше производить и продавать за рубеж экологически чистые сельхозпродукты. Мы обязаны укрепить наш новый бренд «Кыргызстан — страна небесных гор».
Беседовала Галина ЛУНЕВА.
Фото предоставлено
пресс-службой Министерства экономики и антимонопольной политики.
Related News
Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More