Main Menu

«Живу одним днем…» История одного запоздалого пробуждения

В Бишкеке за 2011 год зарегистрировано 2 017 (!) фактов семейного насилия. И это только официально. Телефон доверия кризисного центра  «Сезим» ежедневно принимает десятки звонков от пострадавших женщин. Очевидно, что с каждым годом статистика только увеличивается. Как бороться с наболевшей проблемой и  какой выход считать наиболее правильным? Об этом мы решили спросить женщину, которая много лет страдает от побоев мужа. По понятным причинам  назвать ее имя не можем.

— Вы вышли замуж по обоюдному согласию?
— Да. Мы с мужем вместе учились, затем стали встречаться. В общем, все как у всех. Ухаживания, цветы, подарки. Спустя некоторое время он сделал мне предложение. Моя мама была против, как мне на тот момент казалось, без причин. Мой будущий супруг был из приличной семьи, уже  на старших курсах вуза имел хорошую работу, производил впечатление  очень целеустремленного и перспективного молодого человека. Забегая вперед, скажу, что он своими силами, без чьей-либо помощи добился очень многого. Придраться было абсолютно не к чему. О том, что мама была настроена против него, по сей день никто не знает, так как она очень тактичный человек. Только сейчас я понимаю, почему ее мнение отличалось от других. Хорошая мать чувствует до мелочей все, что касается ее ребенка. Материнское сердце не обмануть.
— Расскажите, пожалуйста, в какой момент вы поняли, что поторопились с замужеством?
— К сожалению, это стало ясно, когда деться было уже некуда. Поженившись, мы с мужем не собирались, как сейчас говорят, «пожить для себя». Оба очень любим детей и планировать продолжение рода стали с первых дней совместной жизни. Через год у нас родилась дочка. Но, так как я получила высшее образование и у меня перспективная специальность, сидеть дома всю жизнь не собиралась. Еще до появления  ребенка говорила об этом мужу, он согласился, пообещав, что, после того как наша малышка немного подрастет,  наймет няню. Когда дочке исполнилось два года, я впервые завела серьезный разговор о работе. Напомнила мужу о его обещании. Он сразу отреагировал неадекватно, стал кричать и обвинять меня в неблагодарности. Надо признать, что к тому времени финансовой надобности в моем трудоустройстве  не было. Возможно, кто-то меня осудит и спросит: «Чего ей не хватало?». Да, дома всегда были продукты, но поймите, все финансы контролировал муж, без его разрешения я не могла купить даже игрушку своему ребенку, не говоря о личных женских нуждах. Я выросла в очень интеллигентной семье, мои мама и папа работали. Да, жили без шика, но тем не менее родители не упрекали друг друга за лишнюю потраченную копейку, так как каждый имел личный доход. По моему мнению, в семьях, где оба супруга трудоустроены,  гораздо меньше конфликтов, чем там, где всю семью обеспечивает один из них. Есть, конечно, та редкая категория мужчин, которые всю жизнь обеспечивают жен без упреков, считая это своим долгом, но мой супруг к ней точно не относится.
— Вам удалось отстоять свою точку зрения?
— Нет. Более того, я не раз жалела, что вообще завела этот разговор. С того самого момента у нас пошел разлад, который вылился в многолетнюю войну. Впоследствии супруг обвинил меня не только в неблагодарности, но и в распущенности, сказал, что мне нужна не работа, а внимание чужих мужчин. Слышать такое было очень обидно, для этого не было ни малейшего повода, я  любила мужа. Порой казалось, что у него паранойя. Я все реже выходила на улицу, потому что каждый мой выход, даже в магазин, заканчивался жутким скандалом и обвинениями.
— Когда он впервые поднял на вас руку?
— Когда это произошло в первый раз, я не могу припомнить, потому что мелкие побои были обычным делом. Но однажды он избил меня очень сильно. Произошло это, когда я  не выдержала беспочвенных оскорблений и назвала его больным, сказала, что ему надо наблюдаться у психиатра. Его это просто вывело из себя, он, по-моему, не соображал ничего в тот момент. После его побоев  я оказалась в больнице с тяжелейшими травмами. Хотя с того времени прошло уже больше 10 лет, последствия тех травм до сих пор отражаются на моем здоровье.
— Почему вы не ушли после этого?
— В начале разговора я уже сказала, что идти-то мне было некуда. Через год после нашей свадьбы умер мой отец. Мама сильно болела, родной брат жил со своей семьей в родительском доме. В семье было тяжелое материальное положение, а тут еще я с малолетним ребенком. Но уйти я все-таки решилась, брат обещал устроить на работу и по мере возможности помочь с жильем. Но муж просто не давал мне прохода, просил прощения, стоял на коленях. Можно сказать, жил под дверями моего дома. Говорил, что все это произошло от большой любви ко мне, что просто потерял голову от ревности и страха меня потерять. Но вернулась я не поэтому. Наша девочка всегда была, что называется, папиной дочкой. В момент, когда он избил меня, она гостила у свекрови, и после случившегося мы решили ничего ей не говорить, чтобы не травмировать, ведь она была совсем  маленькая. Так вот, она очень сильно переживала разлуку с отцом, плакала каждый день и даже спать не могла. Когда однажды я не выдержала и впустила его в дом, вы бы видели, как она кинулась к отцу, они вдвоем рыдали взахлеб. После увиденного мое сердце не выдержало, и я вернулась к супругу. Однако я осознавала, что ничего хорошего уже не будет. И  не ошиблась. После недолгой реабилитации он снова стал меня терроризировать. Скандалы и побои в нашей семье — обычное дело.
— А дочку он не обижал?
— Нет. Чего нет, того нет. У меня бы язык не повернулся сказать, что он хоть в чем-то ее обидел. Моей дочери сейчас 15 лет, она как принцесса. У нее есть все, о чем можно только мечтать. Я даже не могу сказать, что он ограничивает ее свободу. Она ведет нормальный образ жизни соответственно возрасту. И безумно любит отца, хотя уже знает,  что он постоянно избивает меня. Муж даже не пытается скрыть это, при дочери оскорбляет и унижает. Она меня жалеет, иногда даже пытается заступиться, но отец в вежливой форме говорит  ей, что это взрослые дела и она ничего не понимает. Я боюсь, что психика ребенка нарушится, ведь, как бы больно это ни было признавать, она уже считает такое отношение супруга к жене чуть ли не нормой. Знаете, я часто удивляюсь, как в одном человеке могут уживаться тиран-муж и такой заботливый отец.
— Вы не обращались за помощью в правоохранительные органы?
— Нет.  Во-первых, я просто не верю, что муж понесет какое-либо наказание, поскольку он влиятельный человек, а во-вторых,  вообще не считаю это выходом из ситуации. Ни для кого не секрет, что семейные разборки правоохранительные органы  расследуют у нас в стране неохотно. Это и понятно. Жены сначала пишут заявления, а потом по разным причинам отказываются от своих слов: кто-то боится мести, кто-то — потерять кормильца…
— А как же поступать женщинам в такой ситуации?
— Мое мнение: всегда легче предотвратить. Может, покажусь слишком пессимистичной, но выхода  из этой ситуации практически нет. Это своего рода замкнутый круг. Даже просто все бросить и уйти не у всех получается. Большинство женщин, страдающих от семейного насилия, — домохозяйки, которые без мужа не смогут прокормить не то что детей, но и себя. Я уже не говорю о тех ситуациях, когда выразить   протест чревато жестокой местью со стороны мужа. Именно поэтому многие мирятся. Легко красиво рассуждать, что всегда можно найти выход. У меня давно опустились руки, я посещаю психолога, просто чтобы не сойти с ума и, несмотря на тяжелую судьбу, оставаться адекватным  человеком. У  меня дочь, у нее трудный возраст. Мать не должна упускать эти моменты  в жизни детей. Чтобы легче  воспринимать происходящее, я смотрю на мужа, как врач на больного, и, знаете, помогает.
— Что бы вы посоветовали девушкам, чтобы не попасть в такую ситуацию? И можно ли на ранней стадии разглядеть опасность?
— Для начала я бы дала совет матерям, которые воспитывают сыновей. Нужно с самого раннего детства прививать им уважение к женщине, способов сделать это масса,  и  для этого не нужно обладать специальными знаниями. Воспитать настоящего мужчину сложно, но можно. Поверьте, все проблемы у людей идут из детства. Как бы жестоко это сейчас ни прозвучало, я думаю, что женская половина человечества сама виновата в проблеме семейного насилия: значит, не умеет воспитывать сыновей как следует.
Отвечая на второй вопрос,  говорю однозначно: да. Разглядеть своевременно в мужчине признаки жестокости можно, как бы он ни притворялся. В современном мире редко встретишь пару, которая, соблюдая каноны ислама, до свадьбы видится три раза при свидетелях. Сегодня практически все пары имеют возможность пообщаться и узнать друг друга.
Тревожные звоночки поступали и мне. Просто, будучи молодой и наивной, я поддалась великому женскому заблуждению, что он изменится. Но если вашему  избраннику удалось прикинуться ангелом и насилие произошло после того, как вы поженились,  уходите сразу же, не ждите, пока вырастут дети. Когда они вырастут, будет еще тяжелее, потому что нужно будет дать им образование, женить и т.д. Я часто вспоминаю сцену, когда муж стоял на коленях,  и думаю, что если бы в тот  момент не растаяла и сказала твердое «нет», то сегодня  была бы независимой женщиной и дочь росла бы в нормальной атмосфере. Уверена, если бы тогда ушла, смогла бы за эти годы заработать достаточно, чтобы дать дочери все необходимое. А сейчас что я могу ей дать? Да ничего. А уйти и оставить ее мужу  тоже не могу. Жизни без своей девочки я не представляю. Поэтому сейчас остается только одно — смириться. Я понятия не имею, что будет дальше, живу одним днем и стараюсь радоваться тому, что могу ходить, дышать и видеть, как растет мой ребенок.  Не допускайте необдуманных шагов, следуйте не только велению сердца, но и голосу разума. Будьте очень внимательны. Не стать жертвой семейного насилия легче, чем ему противостоять.

Анна САРАЖИТИНОВА.






Добавить комментарий