Main Menu

Удивлять красотой

«Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое счастье? Нет?  По-моему, счастье — это когда ты кому-нибудь очень-очень нужен. Или когда ты даришь свою любовь кому-нибудь другому» — такими мудрыми словами начинается спектакль про приключения аистенка «Счастье для всех», поставленный в Кыргызском государственном театре кукол им.
М. Жангазиева.

Кукольный театр — это особый мир, познакомившись с ним в детстве,  мы проносим через всю жизнь трепетные воспоминания от ожидания встречи со сказкой. Но поверьте, немало интересного можно увидеть, если заглянуть за театральные кулисы. Здесь, в хранилищах за самой сценой, обитают жители этой детской планеты. Аладдин, разбойники, лисята, мышата, ежата и многие-многие другие. У каждой куклы свой образ, свое назначение в мире, созданном руками бутафоров. И становится немного не по себе при виде того, как красочные герои сказок лежат на полках, словно из них ушла жизнь. Душа кукольного персонажа — артист. Люди этой профессии создают теплотой своего голоса, талантом  образы, которые так запоминаются маленьким зрителям. Сопровождающая нас артистка кукольного театра Валентина Васильевна Анникова взяла одну из героинь сказки «Волшебная лампа Аладдина», заговорила, и кукла вдруг стала «живой», со своим характером, настроением.
Актеры могут разговаривать мужскими, женскими, детскими голосами и даже должны уметь «говорить» от имени различных зверей. Ведь братья наши меньшие — многочисленные  персонажи многих кукольных представлений.
— Как же развить в себе навыки говорить на несколько голосов? — поинтересовался я у Валентины Васильевны.
— Прежде всего нужны природные данные, талант. Также есть упражнения, которые позволяют менять голос, его тембр, оттенки — говорит В. Анникова. — Чтобы озвучивать животных, надо знать их повадки, характер. А для этого необходима наблюдательность. Например, когда мне надо было первый раз играть собачку, я даже и не знала, как правильно это сделать. Пришла домой, стала кидать еду собаке, а сама говорю: «Ну-ка, голос». Собака стала лаять. Так я уже стала примерно представлять себе, как «разговаривают» собаки.
— Наблюдательность много значит для нашей профессии, — продолжает В. Анникова. — А поскольку наш зритель — это дети, то, когда я вижу, что во дворе играют малыши, обязательно остановлюсь и послушаю, о чем они говорят, как общаются. Порой можно услышать много забавного. Например, слышу диалог во время игры: «Добрый день, а можно принцессу? — А принцессы нет дома, она ушла на базар».
— У  нас  прекрасный зритель, — считает моя собеседница. —  Ребятня  обладает  особой энергетикой, которой заряжает нас. Глаза малышей после спектакля горят таким огнем, таким восторгом. За целый год работы устанешь, все надоест. Но во время отпуска ждешь — не дождешься, когда снова будут встречи с детьми, аплодисменты и смех в зрительном зале.  От этого и у нас,  актеров, в душе обитает вечный ребенок.
Куклы столь обаятельны, помимо работы артистов, благодаря художникам и бутафорам. На двери бутафорской мастерской висит объявление с просьбой к сотрудникам театра приносить старые газеты, тетради, блестящую ткань, а также бутыльки из-под шампуня.  Все это пойдет на создание кукол и декораций. Например, из колпачков от аэрозолей получаются ресницы для кукол, выпуклая поверхность флаконов от шампуней идет на глаза, а из круглых подставок из-под тортов изготавливают шляпки грибов.
Образы героев такие, какие они приходят к ребятне, придумывает заслуженный деятель культуры Кыргызстана, главный художник Каныбек Ибраимов. По его словам, положительных героев создавать  намного сложнее, чем отрицательных. В бутафорской вместе с  декоратором Каличой Байгазиевой, готовя каждую новую постановку, они проводят немало часов в спорах: как должен выглядеть тот или иной персонаж. Но главное, что должно отличать героя кукольного представления — характер и настроение, чтобы малыши с первого взгляда увидели главное душевное качество персонажа. Сначала  кукла  лепится из пластилина, а потом ее уже делают  из  папье-маше  или  тканей.
Сейчас в репертуаре театра 32 постановки. Особой популярностью пользуются спектакли «Лисенок-плут», «Волшебное ведерко», «Счастье для всех», «Томого». Эта инсценировка легенды о манкурте из произведения Ч. Айтматова дала возможность по-новому увидеть свои творческие возможности   коллективу,  стала открытием для зрителей. И не только отечественных. Недавно на Международном фестивале театров кукол «Ортеке», проходившем в Казахстане, «Томого» был присужден Гран-при в номинации «Лучший спектакль». Возглавлявший жюри польский театральный деятель Марек Вашкель пригласил коллектив принять участие с этой постановкой на Всемирном фестивале кукольных театров, который будет проходить в Польше.
Театр живет гастролями, артисты выезжают в детские сады и школы столицы, путешествуют по регионам республики. Каждое воскресенье дают представления в своих стенах. Зарабатывают сами на декорации, на те же поездки. По словам директора театра Темирлана Сманбекова, помогают коллективу отечественные меценаты. И все-таки помощь государства нужна. Необходимо поменять кресла в зрительном зале, приобрести новое световое и музыкальное оборудование. Тут коллективу своими силами не обойтись.
По словам Т. Сманбекова, главная цель работы кукольного театра —  создать для малышей радость, рассказать им о любви,  добре,  дружбе — главных человеческих качествах.
— Мы хотим удивить ребят яркими постановками, чтобы они полюбили красоту, удивлялись ей и стремились к ней, — считает Т. Сманбеков.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий