Main Menu

Художник — певец прекрасного

художник-график, заслуженный деятель культуры, ветеран труда, лауреат Международной премии Ч. Айтматова, преподаватель художественного училища им С. Чуйкова Мелис Ахмедов

Недавно глава страны Алмазбек Атамбаев награждал кыргызстанцев, отличившихся своим трудом в самых разных сферах и областях профессиональной деятельности. Среди награжденных медалью «Данк» — художник-график, заслуженный деятель культуры, ветеран труда, лауреат Международной премии Ч. Айтматова, преподаватель художественного училища им С. Чуйкова Мелис Ахмедов. Его работы есть в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Третьяковской галерее, частных коллекциях. Мы побывали в его мастерской и поговорили о жизненном и творческом пути.

О своем послевоенном детстве Мелис Хайдарович рассказывает с особым чувством, ведь оно, с одной стороны, было очень непростым, а с другой — наполнено любовью и заботой к близким: маме, бабушке, дедушке и брату. Отец будущего художника погиб от ран, полученных на фронте, и его мама с двумя детьми переехала из Маргелана, где до этого жила, в Каракол к своим родителям.

— Запомнилось, как бабушка стирала вещи, руки у нее из-за болезни почти не сгибались, и я пытался помочь ей, — говорит мой собеседник (уже потом он посвятит бабушке несколько картин). — После войны нам на семью выдавали один талон на покупку хлеба, и ходить за ним было моей обязанностью. Поскольку очереди выстраивались большие, поэтому выходил я всегда ночью, чтобы занять место. Под утро к хлебной будке приезжала бричка с хлебом, его разгружали и начинали продавать. Люди стояли настолько тесно друг к другу, что однажды в толпе полная женщина, уже купившая хлеб, не могла выйти, так как ее сдавила очередь. Хлеб продавали строго по весу, и если булка весила чуть меньше положенной нормы, добавляли отрезанные кусочки. А за то, что ночь я стоял в очереди, у меня было право съедать довесок по дороге домой. Спички считались большой редкостью. Огонь приходилось получать, высекая искры с помощью кремня, или бегать по кварталу с совком, спрашивая у соседей еще тлеющий уголек из золы.

художник-график, заслуженный деятель культуры, ветеран труда, лауреат Международной премии Ч. Айтматова, преподаватель художественного училища им С. Чуйкова Мелис Ахмедов

Наши призвания проявляются с детства. Не вполне осознанно детвора ищет себя в спорте или тянется больше к технике, к творчеству, проявляя тем самым свои природные склонности и таланты. Сначала это выглядит как игра, удовольствие, хорошее времяпровождение, но чем старше становятся ребята, тем лучше понимают, что им по душе, с каким делом хотелось бы связать жизнь. Свое «я» Мелис Хайдарович нашел, к сожалению, при достаточно печальных обстоятельствах — когда лежал в детской туберкулезной больнице в Воронцовке. Лет в семь упал, стала болеть нога, но время было послевоенное, тяжелое, и взрослые не особо обратили внимание на рану. Травма оказалась настолько серьезной, что через какое-то время мальчика пришлось положить в больницу. Три с половиной года провел он в палатах, не вставая с постели, чтобы травмированная нога могла правильно срастись.

— Когда нас, детей, вывозили на кроватях с колесиками летом во двор, нам это казалось непомерной радостью, так как большую часть времени приходилось наблюдать за окружающим миром через окна, — рассказывает Мелис Хайдарович. — И мы мечтали потрогать траву, деревья, просто побегать, поиграть. С тех пор я люблю и восхищаюсь природой, каждым листиком, муравьем, бабочкой, они для меня представляются настоящим чудом. Лежа в больнице и не имея возможности полноценно жить, я хотел нарисовать все то, что оказалось недоступным.

Для ребятни в больнице действовал кружок рисования, и там маленький Мелис начал познавать мастерство рисунка. Выйдя из больницы, мальчик не оставил своего увлечения. В 16 лет стал работать в художественных мастерских в Караколе. Правда, ему доставалась простая малярная работа, за это в месяц платили три рубля. По воспоминаниям моего собеседника, на эти деньги уже можно было купить пару килограммов мяса или других продуктов, и семье стало уже проще жить. Художники в мастерских учили М. Ахмедова основам профессионального рисунка и, видя старания и способности парня, посоветовали подать заявление на учебу в художественное училище им. Чуйкова. Мелис Ахмедов так и сделал — отправил свои работы в учебное заведение, и через какое-то время пришел ответ о его зачислении. Так произошло его вхождение в профессию. Время учебы оставило хорошие, светлые воспоминания.

художник-график, заслуженный деятель культуры, ветеран труда, лауреат Международной премии Ч. Айтматова, преподаватель художественного училища им С. Чуйкова Мелис Ахмедов— Наши педагоги — известные художники Ф. Стукошин, М. Омурбеков — для студентов были как отцы, они не только передавали мастерство, но и болели за нас всей душой, — говорит мой собеседник. — Когда я окончил училище и встал вопрос об отправке на дальнейшую учебу в Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова, Мырза Омурбеков ходил по высоким кабинетам и просил за меня, добиваясь отправки в Москву.

— Как вам кажется, почему, несмотря на тяжелое послевоенное время, оно запомнилось многим добротой, гуманностью? — задал я вопрос своему собеседнику.

— От того, что было много лишений, люди старались проявлять доброту, ведь она так всем необходима, — считает художник.
В художественном институте им. Сурикова М. Ахмедов избрал специализацию художника-графика.

— Я любил рисунок, и у меня имелись успехи в этом, а так как рисунок лежит в основе графики, мои педагоги посоветовали выбрать именно его, — говорит Мелис Хайдарович. — В качестве дипломной работы я сделал серию гравюр по произведению Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!».

Вернувшись на родину, молодой специалист сразу получил должность главного художника издательства «Мектеп». Работа оказалась ответственная: ему приходилось принимать выполненные заказы на оформление книг и, если материал не отвечал заданной планке, уметь правильно обосновать отказ или дать совет, что нужно переделать. К тому же должность оказалась связана с финансовой ответственностью, он следил и за качеством выпускаемой книжной продукции издательства «Мектеп». Устав от административной работы, М. Ахмедов через два года перешел на преподавательскую в свою альма-матер — в художественное училище им. С. Чуйкова. Одновременно художник занимался творчеством, участвовал в конкурсах и выставках, организованных Союзом художников республики. Как признается, его всегда привлекала тема Востока. Например, когда впервые приехал в Узген, сразу попал под очарование улочек, атмосферы многоцветного шумного азиатского базара, где женщины носят на голове корзины с лепешками. Еще большую экзотику увидел М. Ахмедов в Индии, сюда он первый раз попал в 1985 году. Увиденное пленило художника своим колоритом, яркостью образов. Ему посчастливилось еще несколько раз побывать в тех краях. В мастерской Мелиса Хайдаровича висят акварельные и графические работы, созданные под впечатлением удивительной культуры и природы Индостана. В них рассказывается о труде крестьян, о городской бедноте, устроившейся на ночлег прямо на улице, есть немало полотен о природе и городах. Мелис Хайдарович даже выдвигался на Международную премию Джавахарлала Неру, которую вручают за выдающийся вклад в развитие международного взаимопонимания, доброй воли и дружбы.

художник-график, заслуженный деятель культуры, ветеран труда, лауреат Международной премии Ч. Айтматова, преподаватель художественного училища им С. Чуйкова Мелис АхмедовВпрочем, немало работ у Ахмедова и о родном Кыргызстане. Как-то во время поездки в Каракол бросились в глаза алые бутоны маков и запомнились своей яркостью. Так появилась одна из картин.

— Кто-то пройдет мимо красоты, даже не заметит, а художник обязательно увидит это и передаст для людей на холсте или бумаге, в этом одна из главных целей нашей профессии, — считает Мелис Ахмедович.

Сегодня герой этого материала по-прежнему передает свое мастерство студентам художественного училища им. Чуйкова. Творить приходится все меньше из-за проблем со зрением. Уже более десятка лет Союз художников выдвигает кандидатуру М. Ахмедова на присвоение ему звания «Народный художник Кыргызстана», но до сих пор безрезультатно. Хотя его вклад в искусство страны немалый, работы мастера кисти, как уже упоминалось в начале материала, находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева, в Третьяковской галерее, многие его ученики известны в мире живописи.

В нашей беседе Мелис Хайдарович рассказал о своей мечте: как только наступит весна, если позволит здоровье, поехать и подарить детской туберкулезной больнице в Воронцовке свои картины, оформленные в рамки, чтобы они украсили помещения лечебного учреждения. Быть может, кто-то из детворы, находящейся на лечении, увидев живописные работы, так же захочет рассказать о своих мыслях и мечтаниях с помощью красок или цветных карандашей.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий