Main Menu

Воскресенский собор надеемся открыть к Пасхе

Реставрацию самого старого в Бишкеке действующего православного храма — Воскресенского кафедрального собора — руководство eпархии Кыргызстана надеется завершить к празднику Пасхи, который в этом году приходится на 1 мая. Но,  кроме времени, для этого нужны меценаты и помощники.

5     О ходе реставрации собора корреспонденту «СК» рассказал eпископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил.
     — Скоро ли завершится реконструкция Воскресенского собора?
— Надеемся, весной закончатся основные строительные работы и храм примет прихожан на праздник Пасхи. Сейчас необходимо до середины февраля собрать на ремонт хотя бы 4-5 миллионов сомов, чтобы к 1 мая у храма появилась крыша.
4     Но реставрационные, отделочные работы, возможно, продлятся несколько дольше. Год назад мы планировали провести в общем не очень сложный и затратный ремонт: укрепить фундамент, отремонтировать полы. Но когда приступили к делу, оно  оказалось намного сложнее. Потребовалась масштабная реконструкция, а это совсем другие затраты.
Реставраторы участвовали в работах с самого начала, поскольку одна из частей храма, самая старая и самая ветхая, — это памятник архитектуры республиканского значения.  Ведь здание построено еще в 1936 году и строилось как кинотеатр Народного комиссариата внутренних дел, то есть НКВД. Но во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, оно было передано Русской православной церкви по личному распоряжению И. Сталина. Бывший кинотеатр перестроили, позже возвели колокольню.
     СПРАВКА. В годы Великой Отечественной войны советская власть, боровшаяся с религией, закрывавшая храмы и мечети, превращая их в клубы, склады, кинотеатры, и репрессировавшая многих служителей религиозного культа, разрешила открыть почти все уцелевшие храмы и вернула в них духовенство. Храмы открылись даже в блокадном Ленинграде и всегда были заполнены людьми. А в 1943 году в СССР открыли пять  семинарий и две духовных академии.
26     Вдобавок, Воскресенский собор — это не одно здание, а несколько. Они были построены и присоединены друг к другу в разное время, ведь город рос, и из небольшого городка в 40-е годы прошлого века превратился в город-миллионник к началу ХХI века. В те годы собор был единственным действующим православным храмом в Бишкеке, и этого было достаточно, но со временем там стало тесно несмотря на пристройки. Поэтому не так давно в южной части города построили второй собор — Владимирский, и прихожан хватает в обоих. Во Владимирском,  к примеру,  в воскресные праздничные дни собирается  до 2,5-3 тысяч верующих.
     — Наша церковь отделена от государства. Значит, средства на ремонт и строительство собирают сами верующие?
— Да, ремонт уже обошелся нам в 15 миллионов сомов, и львиная доля поступила от прихожан: кто свечи купит, кто икону, кто пожертвование сделает, есть и такие люди. Помог средствами Президент страны Алмазбек Шаршенович Атамбаев. Собранные деньги мы сразу передаем строителям, и все делается по утвержденной смете. Но сложность в том, что в ходе реконструкции, как я уже пояснял, выявляются какие-то незапланированные расходы, которые трудно предусмотреть заранее. Чтобы довести все работы до конца, необходимо  еще примерно 15 миллионов сомов.
     — И как быть? 
— Мы обращаемся к прихожанам, к состоятельным людям, чтобы помогли довести реставрацию до конца. Первым делом надо срочно накрыть крышу, а внутренние работы можно уже потом делать постепенно. Помощь очень нужна.
     Пока главное здание собора на реставрации, служба идет в малом храме — Алексеевском приделе, он не вмещает всех желающих. Прихожане стоят на улице, на холоде, и я переживаю за людей. Мы форсируем работы, чтобы как можно скорее люди вошли в просторный, расширенный храм. Если бы не было потребности спешить, то мы бы спокойно  все сделали года за 3-4.
     И мы спешим, и это главная наша забота сегодня, потому что Владимирский собор уже практически закончен, хотя и здесь есть сложности: нужно еще поднять большой купол. Военные не могут помочь, у них нет технических средств, но мы надеемся, что в ближайшее время проблема решится.
2     При строительстве Владимирского собора тоже было немало трудностей с отделкой, куполом, крышей, но прихожане помогали пожертвованиями, и, слава Богу, все успели сделать за полгода и привели собор к освящению.
     — Сильно ли изменится Воскресенский собор после реконструкции?
     — Практически полностью. Но при этом будет визуально похож на прежний, с такими же арками и решетками на окнах. Количество куполов не изменится, а колокольня останется той же, только будет заменена крыша, и звонницу надо ремонтировать, колокола добавлять. У нас из девяти колоколов восемь действующих, а в хорошей звоннице двенадцать колоколов.
Перед реставраторами стояла задача максимально сохранить облик храма. Но он станет больше по площади, выше и соединится с другим новым зданием, уже построенным. И это будет единый ансамбль, единая церковь в одном архитектурном стиле, как и должно быть в соответствии с культурой храмового строительства.
Будут отреставрированы иконы,  настенная живопись, лепка наружная и внутренняя. Иконописцы начнут работать, когда храм откроют для верующих.
Мэр Бишкека  постоянно интересуется, как продвигаются работы. Потому что это здание — лицо города и, конечно же, хотелось бы видеть в столице красоту многоликую. И власти помогают нам, ведь реставрация требует много разной документации, а мы к тому же спешим скорее закончить работы.
Все подрядчики понимают, для кого трудятся, и идут нам навстречу. На ремонте храма они практически ничего не получают: работают не на прибыль, только платят зарплату рабочим и отчисляют налоги. Поэтому стоимость ремонта не так высока, как могла бы быть.
     — Собор не раз подвергался различным изменениям, и как было жаль, когда после возведения очередной пристройки с восточной стены исчезла большая икона Христа. Может быть, мастера ее восстановят?
3      — Да, мы сохранили наружную икону «Воскресение Христово» на апсиде храма, которая очень почитаема народом. Люди очень просили её сохранить. Это было непросто, только месяца два-три  мы готовились к переносу. Сейчас она стоит перед входом в храм, закрытая плёнкой. Там часовенка будет.
Еще при расчистке стены старого алтаря реставраторы обнаружили две иконы «Распятие» и «Моление о чаше» — классическую иконопись хорошей питерской школы. А вот кем были расписывавшие стену мастера, неизвестно. Еще в 80-х годах прошлого века иконы заложили и стену отделали гипсовыми барельефами «под виноград». Мастера отделили иконы и перенесли их на боковые стены.
     — Спасибо, владыко, за интервью.

Павел РЯЗАНОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий