Main Menu

КАРАКОЛЬСКИЙ ТУПИК

Каракол — северная (по аналогии с южной) столица Кыргызстана, центр Иссык-Кульской курортной зоны и горнолыжного (в перспективе) кластера. Город с богатой советской историей, ведь здесь традиционно сосредоточивались главные промышленные отрасли республики и важнейшие структурные подразделения военно-промышленного комплекса СССР, что сформировало крепкий и высокопрофессиональный рабочий класс.   Город — уютный и тенистый, с высоким уровнем культуры и явной тягой к искусству, привлекавший  представителей театральной и кино-общественности в рамках известного, популярнейшего в стране фестиваля «Весна Ала-Тоо». Была в нем этакая  провинциально-патриархальная прелесть — гармоничный симбиоз архитектуры и нравов двух ушедших веков — 19-го и 20-го.

3     Годы суверенитета (особенно лихие девяностые) сурово прошлись по социально-экономической системе Каракола. Практически все ведущие промышленные предприятия — ДСК, ЖБИ, ЭТЗ, комбикормовый завод и т.д. — пришли в упадок. Что самое ужасное — утратив высококлассный кадровый состав, техническую, современнейшую на тот момент «начинку» этих предприятий, тогдашним городским властям не удалось сохранить даже здания. Сегодня они — разграбленные, полуразрушенные, чернеют глазницами выбитых окон, словно памятник бесхозяйственности и головотяпству властей всех уровней.  А экономическая ситуация в городе  весьма напряженная.

БАЗАР КАК ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

1     Если раньше областной центр Прииссыккулья славился своим рабочим классом, то сегодня почти треть его жителей — торговцы-предприниматели. Практически вся деятельность сегодняшних бизнесменов связана с единственной коммерческой операцией —  купи-продай. И практически вся активная городская жизнь вертится или внутри, или вокруг рынка «Ак-Тилек». Есть еще в разных частях города несколько базарчиков помельче, но они так или иначе связаны с этим мощным механизмом взаимообмена. По неофициальным данным, непосредственно на «Ак-Тилеке» трудятся около 5 тысяч человек. То есть, те, кто непосредственно имеет здесь торговое место. Кроме того, вокруг рынка разместилось  несколько сотен (конкретное число подсчитать невозможно, так как каждый день это количество меняется) торговцев различным мелким товаром — от носков-чулок до бобов-семечек. Если же суммировать количество людей, занимающихся непосредственно торговлей в 65-тысячном Караколе,  получится более трети его жителей. Если вдруг каким-либо представителям властей на каком-либо уровне придет в голову мысль либо закрыть, либо как-то модернизировать «Ак-Тилек», упорядочить это бесконечное «броуновское» движение, то тысячи каракольцев потеряют средства к существованию, а в городе наступит коллапс. А это —  характеристики, соответствующие  градообразующему фактору.

2     Кстати, периодически в прессе и в головах «продвинутой» общественности возникает мысль вернуться к теме базарного хаоса. Ведь справедливости ради необходимо заметить, что условия торговли и санитарное состояние на рынке отвратительные. Открыто на прилавках, в непосредственной близости можно найти, например, свежеиспеченный хлеб и картошку, сахар-крупы и мыло-моющие средства, одежду и химические вещества… Тут же, на прилавках с промышленными товарами торгуют знаменитым каракольским ашлянфу, другими блюдами национальной кухни, которые готовят тут же, под открытым небом. Правда, такой хаос  был практически всегда. Некоторые считают, что он и создает особый колорит восточного базара —  горожане приводят сюда своих гостей из дальнего и ближнего зарубежья, на экскурсионный шопинг. Многих, конечно же, впечатляет грязь, по которой приходится хлюпать, проходя между прилавками. Это сейчас, когда на градуснике почти +15… А когда морозец ударит, еще интереснее — грязь замерзает, и тут покупатели демонстрируют чудеса эквилибристики, пытаясь не переломать ноги на пересеченной местности рыночного гололеда. Тем более, что между рядами зачем-то пробиты узкие, но глубокие канавки. Какую цель преследовали их творцы — или чтобы стекала лишняя вода, или чтобы  процесс шопинга был максимально приближен к экстриму, — сказать трудно. Но посещать зимой старую часть рынка «Ак-Тилек» — сплошной кошмар.
Впрочем, рядом  сейчас расположились ровненькие ряды новой рыночной площади. Здесь, признаемся, порядка и чистоты больше, товары расположены в контейнерах, между ними асфальтированные ровные дорожки — одно удовольствие. Но по какой-то непонятной причине основную массу торговцев-покупателей тянет на старый рынок.
Кстати, в июле 2014 года возникла серьезная ситуация вокруг так называемой стихийной торговли вокруг рынка «Ак-Тилек», спровоцированная некоторыми СМИ, требовавшими «прекратить эти безобразия». Нужно отдать должное мэрии, рубить сплеча не стали. Вот выдержки из распространенного по этому поводу пресс-релиза «О стихийной торговле рядом с рынком «Ак-Тилек» в г. Караколе»: «Исходя из тяжелой материальной ситуации в семьях, торгующих поблизости с рынком «Ак-Тилек», на основе взаимопонимания и согласия сторон, мэрией г. Каракола торговцам был дан срок 3 месяца, чтобы самостоятельно найти другое место для торговли. Мэрия с пониманием отнеслась к нуждам женщин, занятых торговлей в указанном месте, приняв во внимание их ответственность перед кредитными учреждениями…».
К слову о кредитах, опять же по неофициальным данным,  почти половина городского населения сейчас находится в зависимости от банковских структур. Причем некоторые берут кредиты вовсе не на развитие бизнеса, то есть в надежде погасить эти долги в будущем, а для проведения различных праздников, покупки автомобилей, кухонной техники, квартир и т. п. Кстати, по мнению знатоков вопроса, банки легко идут на предоставление кредитов без гарантий возвращения, потому что по-любому умеют возвращать долги, оставляя своих заемщиков чуть ли не на улице. Зная такое положение дел, мэрия и пошла на гуманное решение вопроса, подчеркнув, что  «интерпретация данного события как слабость мэрии или, тем более,  сравнение её с  подобными случаями в столице  не что иное, как  провокация… Более того, такая интерпретация намеренно провоцирует на противостояние торговцев против самой мэрии, подталкивая к конфликту, невзирая на чаяния тех, кто вынужден с 4-х часов утра начинать свой рабочий день ради небольшого заработка, чтобы прокормить своих детей», — говорится в пресс-релизе мэрии.
4     Так сложилось,  что рынок «Ак-Тилек» уже давно перерос масштабы города и на протяжении последних десяти лет здесь находят рабочие места жители Джеты-Огузского, Ак-Суйского, Тюпского районов. Именно от него зависит и городская транспортная сеть, находящаяся преимущественно в частной собственности. Без остановки на рынке многие маршруты не окупаются, обрекая, по мнению городских властей, на паралич остальные городские территории. Мэрия, признаем, планомерно решает  проблемы, накопившиеся за два десятка лет, которые в одночасье не решить.  Появление в соседних с рынком кварталах цивилизованных объектов торговли, включая организацию аналогичных рынков в непосредственной близости, является ничем иным, как цивилизованным последовательным методом передислокации торговли и ликвидации стихийных форм торговли. В отличие от Бишкека, у Каракола в данной ситуации нет возможностей перемещать места торговли в принудительном порядке. «Никто не вправе лишать кого-либо возможности заработать в одном месте, если не может предоставить работу в другом. И это проблема не только  города Каракола. В аналогичной ситуации находится большинство городов нашей страны, это общеизвестно», —  утверждается в пресс-релизе городских властей. И с этим трудно спорить, учитывая, что подобными заявлениями городские власти подтверждают: городской рынок «Ак-Тилек» действительно является градообразующим предприятием и от его функционирования зависят судьбы очень большого количества горожан и жителей окрестных сел.

ПРОБЛЕМА С «ЗОЛОТОЙ» БОРОДОЙ

     Городской водоканал — это еще одно предприятие, от которого напрямую зависит жизнь горожан и их благополучие. Нарекания на качество, а местами и полное отсутствие воды имеют давнюю историю. Рискну предположить, что она стояла столь же остро и для предков современных каракольцев.  Еще в далекие девяностые, при участии множества заграничных доноров, в рамках различных международных программ велись дорогостоящие мероприятия по реконструкции как самого водоканала, так и городских водопроводных сетей. Увы, ситуация меняется мало. Могу с полной ответственностью утверждать, что после дождя не только на окраинах, но и в центре города из кранов бежит не вода, а жидкая грязь. Хотя по количеству вбуханных в совершенствование городской водопроводной сети денег эти струи должны быть золотыми.
Вот и в 2014 году (данных на 2015 год пока в городской администрации не озвучивают)  на строительство водопроводных сетей в новостройках «Саякбай-Манасчи» и «Аэропорт» выделено 2,8 млн. сомов.  Сейчас уже работы закончены, в этих жилых массивах проложено соответственно 1205 и 900 погонных метров водопровода. Заменены водопроводные сети по улицам имени Чкалова, Пушкина, на Пристани-Пржевальск… Вся эта статистика, безусловно, радует, однако ситуация в целом по городу остается по-прежнему напряженной и коренных изменений к лучшему пока не видно.

ВЕЧНАЯ «ГОЛОВНАЯ БОЛЬ»

     Вы, наверное,  догадались, речь пойдет о работе коммунальных служб города, которую мэр Каракола Рыскул Калыгулов в одном из интервью местной прессе назвал «многолетней головной болью мэрии и горожан». Откровенное для хозяина города признание, граничащее с утратой рычагов управления над местными коммунальными службами. Не потому ли количество мусора на улицах и площадях зашкаливает, в ночное время столица Прииссыккулья тонет во мраке, зеленых насаждений становится все меньше. Хотя официальная отчетность свидетельствует, что, например,  средства, отпущенные на очистку города, полностью освоены. На содержание парков и скверов из городского бюджета  выделен 1 003 971 сом. Но их оказалось недостаточно, и коммунальное предприятие «Тазалык» истратило по этой статье 1 453 954 сома. На улицах города установлено более 60 фонарей. Освещены улицы Тыныстанова, Пржевальского, Карасаева, микрорайон «Восход». Все это  в 2014 году. Сколько затрачено на эти цели в прошлом году — еще считают. Однако, странно — вроде город и небольшой, а результаты этого «делания» в глаза не бросаются.
Впрочем, заметно другое — в городе становится все меньше зеленых насаждений. Каракол, в бытность свою Пржевальском был знаменит тенистыми тополевыми аллеями, посаженными еще первыми поселенцами. Они привлекали сюда туристов, создавали в городе ту удивительную атмосферу патриархального уюта, о которой сегодня многие ностальгируют. За годы суверенитета ситуация изменилась — городская краса, создававшая свою атмосферу и особую экологическую нишу, пошла под топор. Прикрывалось все это необходимостью санитарной чистки, то есть удаления высохших, мертвых деревьев, которые создавали определенную опасность в случае падения. Однако под этим прикрытием вырубались молодые, здоровые деревья, которые шли на строительную древесину, хотя специалисты уверяют, что тополь — не самый лучший строительный материал. Однако кому-то этот криминальный бизнес принес немалые капиталы. В результате целые улицы оголились и на фоне местной, весьма не впечатляющей архитектуры, выглядят примитивно. Да и весь город из-за поголовной вырубки утратил свой шарм и туристическую привлекательность.
А деревья, судя по всему, продолжают вырубать дальше. Ведь и сейчас в мэрию поступают жалобы, а городские власти оправдываются тем, что официальных разрешений на вырубку не давали. Кстати, по этому поводу мэрией  с 19.06.2014 г. было принято только одно постановление, разрешающее санитарную вырубку тополей в парке имени А. С. Пушкина, в рамках реконструкции фасада. Более того, установлен телефон доверия, по которому каракольцы могут сообщать о фактах вырубки, но ситуация меняется мало. В то же время сухие деревья в районе православного храма, на вырубку которых давалось разрешение еще в 2003 году (я тогда была депутатом Каракольского кенеша, возглавляла комиссию по вырубке деревьев и лично подписывала это разрешение), до сих пор стоят, скрипя под ветром и угрожая в любую минуту рухнуть. Служители церкви сообщили, что коммунальщики отказались заниматься вырубкой сухостоя, а своими силами вырубать эти коряги они не решились.
Что касается мусора, то это действительно всеобщая «головная боль», такое ощущение, что с улиц города он не исчезает. Одной из причин, как кажется, может быть и то, что коммунальщики вывозят его редко — урны и контейнеры-накопители обычно переполнены, мусор из них разлетается по округе. В соответствующих городских службах и в «Тазалыке» мне так никто и не сумел с точностью сказать, каково расписание вывоза мусора. Но то, что это расписание нужно менять — совершенно очевидно. Как, наверное, нужно менять и отношение к коммунальным службам городских властей, которые, похоже, не имеют реальных рычагов влияния на своих подопечных.
Это лишь малая часть каракольских проблем. Мы еще не раз вернемся к теме городского общежития и посмотрим на каракольский тупик  с разных ракурсов.

Татьяна ПОПОВА.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий