Main Menu

Обманывают контролеры? Отстаивайте свои права

Добровольцы общественных центров защиты прав потребителей электроэнергии призывают кыргызстанцев не идти на поводу у недобросовестных контролеров, не давать им возможности наживаться за счет пенсионеров. Ведь это не что иное, как проявление коррупции на бытовом уровне. Старые люди, как известно, законопослушны, оплачивают счета за коммунальные услуги в первую очередь, боятся, что в зимнюю стужу могут остаться без света и тепла. Но они  совершенно бессильны против наглости и хамства. 

1     Корреспонденту «СК» поведали несколько историй: в Ошский региональный офис Центра защиты прав потребителей электроэнергии ОФ «Юнисон» обратилась 58-летняя жительница Оша Саламат Искакова. Женщина сообщила, что проживает в доме вместе с сыном и внучкой. Ранее работала в школе преподавателем, в настоящее время получает пенсию в размере 2100 сомов в месяц.
«Я, как абонент, всегда своевременно оплачиваю все счета, долгов за потребленную электроэнергию не имею и никогда не имела. В прошлом году в ноябре контролер потребовал 1500 сомов за замену счетчика электроэнергии, пояснив, что прибор учета не работает, якобы сгорел. Составил акт о нарушении мною правил пользования счетчиком. На мою просьбу предъявить служебное удостоверение ответил, что забыл документ дома. Покидая мой дом, повторил, чтобы к его следующему приходу я подготовила полторы тысячи сомов, в противном случае пригрозил отключить электричество».
После обращения Саламат в Ошский центр защиты прав потребителей электроэнергии вопрос разрешился в ее пользу. Специалисты помогли женщине грамотно составить обращение к руководству энергокомпании о неправомерности выписанного штрафа, так как все приборы учета считаются собственностью не домовладельцев, а энергетиков.
2     Искакова, как, впрочем, и другие пенсионеры на ее улице, не знала, что все счетчики находятся на балансе АО «Ошэлектро», чем не упустили возможности воспользоваться контролеры, забыв про профессиональную этику. Спустя несколько дней работники энергокомпании на безвозмездной основе заменили старый электросчетчик на новый. Выписанный ранее штраф аннулировали.
А вот что случилось с жительницей Сузакского района Ошской области Жанаткан Имунаиловой. В декабре 2015 года сотрудники РЭС отключили от сети помещение интерната, а заодно с ним и дом, где проживала Жанаткан, так как домостроения были подключены к одной линии электропередачи. У Имунаиловой отсутствовала задолженность по счетам и причин отключать свет не имелось. Несмотря на это, вызванный ею электрик потребовал за подключение 200 сомов, деньги сунул в карман, не оставив квитанции.
В доме Жанаткан еще долго не зажигался свет, впереди был Новый год, женщина уже настроилась встречать праздник при свечах. Электрики не торопились подключать ее дом к электросети, бросив все силы на ремонт интерната, так как после зимних каникул школьники должны были сесть за парты, а на улице холодно и рано темнеет — продлевать детишкам зимний отдых не имело смысла.
Для ускорения решения проблемы сотрудники РЭС предложили Имунаиловой приобрести за свой счет 25 метров провода.
Но после обращения Жанаткан в ОО «Либра», общественный центр защиты прав потребителей электроэнергии города Джалал-Абада, сотрудники РЭС исправили оплошность, сами заменили провод и восстановили электроснабжение в доме женщины. Деньги за подключение не вернули, ведь у абонента отсутствовала квитанция. Как докажешь, что электрик положил 200 сомов в карман, а не внес в кассу, как полагается?
Сотрудники ОО «Либра» предупреждают: плату за любые услуги следует производить в официальных пунктах приема платежей.
Следующая услышанная мною история касалась жительницы ж/м «Кок-Жар» (г.Бишкек).
Ажыкан Алимжанова обратилась в офис ОФ «Юнисон» со своей проблемой: проверяющие выписали ей акт о хищении электроэнергии с наложением штрафа в сумме свыше 50 тысяч сомов. Женщина с обвинением в воровстве не согласилась и отказалась подписать составленный электриками акт. Ведь все пломбы на счетчике на месте, без повреждений, как и сам прибор учета. Обращения в службу энерго-
сбыта не дали положительных результатов. Из-за дебиторской задолженности дом, в котором жила Ажыкан, неоднократно отключали от подачи электричества, что каждый раз вызывало массу неудобств и нареканий.
На помощь пришли эксперты ОФ «Юнисон». Они проконсультировали Ажыкан по правам и обязанностям потребителя и поставщика электроэнергии, посоветовали обратиться в вышестоящие инстанции с подробным описанием инцидента. Когда разбирали письмо Алимжановой, обнаружили вопиющие процессуальные нарушения во время составления акта: отсутствие доказательств хищения электроэнергии, халатность энергетиков, не торопившихся реагировать на жалобу абонемента.
От своего имени сотрудники ОФ «Юнисон» обратились в Министерство энергетики и промышленности (нынче это ведомство преобразовано в Энергохолдинг) и вскоре получили письменное решение комиссии энергокомпании, в котором извещалось об аннулировании составленного не по правилам акта проверки и штрафа на сумму 51 149 сомов 50 тыйын.
И подобных историй сотни, столько же благодарностей ОФ «Юнисон» от кыргызстанцев, сумевших разрешить сложные ситуации во взаимоотношениях с энергетиками. Герои рассказанных историй на собственных примерах убедились в важности правовых знаний в защите своих интересов и семейного бюджета.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

     У слова «электроэнергия» два основных смысла. С одной стороны, это один из параграфов школьного учебника физики, с другой, что более близко потребителям, термин, означающий «товар», приобретаемый у энергокомпаний.
Закон «Об электроэнергетике» гарантирует всем кыргызстанцам надежное и бесперебойное электроснабжение, а также постоянное повышение качества предоставляемых энергетиками услуг. Однако на деле все обстоит иначе. Вот здесь и понадобились центры защиты прав потребителей электричества, которые работают на территории всей республики с 2010 года, как и общественный фонд «Юнисон».
     СПРАВКА «СК»: Общественный фонд «Юнисон» — независимая некоммерческая организация, более 13 лет занимается внедрением устойчивого качественного электроснабжения и охраной окружающей среды на уровне законотворчества, аналитики и практических рекомендаций в национальном и международном масштабах.
За время деятельности сети республиканских центров защиты прав потребителей электроэнергии специалисты провели свыше семи тысяч консультаций, рассмотрели более пяти тысяч обращений граждан с жалобами, помогли им вернуть через суды переплаченные деньги в размере 9,5 млн. сомов.
Здесь особое внимание уделяют информационно-разъяснительной работе как среди абонентов, так и в органах местного самоуправления. В прошлом году распространили свыше 300 000 плакатов и брошюр, провели семинары и тренинги, организовали сотни круглых столов, десять общественных слушаний, резолюции которых переданы в вышестоящие органы.
Наша газета уже писала о прохождении общенациональной кампании «Будь в тепле, Кыргызстан». Проект реализуется правительством при содействии Программы поддержки эффективного государственного управления (GGPAS). Географический охват — до 500 сел в самых отдаленных уголках страны. Тренер, он же эксперт в правовых вопросах, не просто рассказывает, но и учит сельчан, как беречь электроэнергию, утеплять потолки и полы, пользоваться сберегающими технологиями при ремонте и реконструкции зданий.
Вытащить экономику из кризиса без больших затрат можно, если улучшить энергоэффективность в помещениях, утверждают энергетики. Большинство наших зданий строились во времена, когда тарифы на тепло и свет были грошовыми. Тогда не болела голова над вопросами энергосбережения.
Нынче времена другие, тарифы выросли, не лучшим образом сказываются на семейном бюджете, так что есть стимул экономить электроэнергию, пользоваться светодиодными лампочками, перестать отапливать улицы: дорого.
Кстати, на каждый квадратный метр жилья в Кыргызстане тратится в пять раз больше энергии, чем в европейских странах. Нам давно уже не хватает собственных энергоресурсов для промышленности и хозяйственных нужд, кто станет спонсором новых ГЭС на реке Нарын — вопрос остается открытым.
— Сбережение энергоресурсов равносильно их производству, — твердят эксперты, — более того, эффективное энергопользование — реальный источник высвобождения денег, что очень даже нелишне в кризисный период.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий