Main Menu

Могут ли российские санкции против Турции повлиять на мигрантов из Кыргызстана?

Сегодня в России находится более 100  турецких  строительных  компаний в крупных регионах: Москве, Московской области,  Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Красноярске, Татарстане, Тюмени и т. д. Санкции  и меры, направленные на проверку фирм, в дальнейшем предполагают  свертывание или их уход с российского рынка. 

     Ни для кого не секрет, что все они —  крупнейшие  работодатели для мигрантов из Центральной Азии. В свете сложившейся ситуации мигранты из Кыргызстана, работающие в России, с приостановкой турецких компаний  могут остаться без дела, будут вынуждены искать другие  источники заработка. Это  затруднит их пребывание на территории России и может привести к введению в "черный список".  
     Переориентация и закрытие компаний  неизбежно повлекут за собой   переизбыток   рабочей  силы из стран СНГ. При том что Кыргызстан — член ЕАЭС и у нас  есть некоторые  привилегии по отношению к  гражданам Таджикистана или Узбекистана,   найти работу  своевременно, подписать трудовой договор с работодателем и утрясти все процедуры в течение  15 дней фактически  невозможно. При несоблюдении норм пребывания,   предусмотренных  миграционной службой России и ее законодательством, для граждан Кыргызстана  чревато "черным списком", выдворением, депортацией.
     Процедура выезда и въезда  не всегда приемлема для наших трудящихся в России в силу финансовых и других причин. 
     Следует выделить специальные экономические меры (выбранные места из закона 2006 года). Это решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранных государств и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации. К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. 
     Эти меры могут быть направлены на  приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи и программ в области военно-технического сотрудничества; запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление и внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление; прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин; запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов; установление ограничений на осуществление туристской деятельности; запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
     Так, по данным Федеральной миграционной службы, в России на 5 ноября 2015 года находились 87 680 турецких граждан, 90% — мужчины. Миграционная служба не уточняет, что они здесь делают. Но из 54 730 рабочих квот, которые Минтруда выдало туркам на 2015 год, 51 247 приходятся на строительные и смежные специальности (94%), в топ-3 — арматурщик, бетонщик и монтажник. Заняты они в первую очередь в строительной сфере, говорит руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства "Юнити" Рустам Барноходжаев.
Сейчас между Россией и Турцией действует безвизовый режим, но для работы нужно получать рабочую визу, рассказывает юрист, член общественного совета при Федеральной миграционной службе по Москве Бахром Исмаилов. "Достаточно будет просто дать поручение в российское консульство о запрете на выдачу трудовых виз гражданам Турции, — рассуждает он. — С учетом того что турецкие предприниматели возят в Россию на работу турецких же рабочих вахтовым методом, это станет крайне ощутимым ударом по их бизнесу в России".
     Действуют в России и турецкие строительные компании, вкладывающие  немалые средства в этот сектор экономики. "Конечно, собственность у турецких компаний не отнимут, потому что только разговоры о возможном изъятии собственности приводят к катастрофическим последствиям для инвестиционного климата в России, — оптимистичен партнер практики "Недвижимость" Goltsblat BLP Виталий Можаровский. —  С другой стороны, власти, например, Москвы могут с легкостью отозвать уже выданное разрешение на строительство или решение Градостроительно-земельной комиссии, равно как и не согласовать объемы, которые бы устраивали инвестора".
     Есть и турецкие фирмы, занимающиеся  подрядом. Если их станут отбирать у турок, то это ударит прежде всего по заказчикам. Гражданский кодекс позволяет заказчику уволить подрядчика, но, естественно, придется платить неустойку — обычно до 10-15% от стоимости контрактов. С учетом того что турки работают на крупных контрактах стоимостью в миллиарды рублей, для заказчика это будет очень дорого. Вдобавок он получит затягивание сроков строительства от двух до шести месяцев, пока не найдется новый генподрядчик. При этом новый подрядчик, понимая тяжелое положение заказчика, может с легкостью "играть ценой" контракта. Не стоит забывать и про экспертизу того, что сделано прежним генподрядчиком, которая занимает время. Ну и, конечно, новый генподрядчик может сделать оговорку, что он не отвечает за качество работ, проведенных прежним генподрядчиком. Если ни заказчик, ни подрядчик не заинтересованы в разрыве отношений, ничто не помешает турецкому подрядчику создать компанию в другой юрисдикции и продолжить работу, считают эксперты.
     Есть еще мнение, что, если турки уйдут, на их место смогут прийти как российские компании, многие из которых тоже научились качественно строить, так и зарубежные, например иранские или китайские.
     Турецкие строительные компании дают хорошее соотношение цены и качества, говорит Можаровский: если посмотреть базу арбитражного суда, то выяснится, что исков против турецких строительных компаний минимум. "В случае ухода турок мы не получим ничего, кроме масштабированной на всю страну ситуации с космодромом Восточный: срыв сроков и воровство", — заключает он.

По информации ассоциации "Замандаш" и www.
 






Добавить комментарий