Main Menu

Кыргызстан будет приветствовать расширение ШОС, поскольку этот процесс напрямую влияет на укрепление национальной безопасности

Ирина Оролбаева — национальный координатор Кыргызской Республики в ШОС, в МИДе КР этим вопросом  она занимается более года. В преддверии очередного заседания Совета глав государств — членов ШОС, который начался в Уфе (Россия), она рассказала об этапах подготовки  Кыргызстана к предстоящему мероприятию.
Напомним, что в 2015 году в ШОС  председательствует Россия, потому и место встречи выбрано на российской территории. В прошлом же году саммит прошел в Душанбе.

1     — Ирина Абдыевна!  Вы, как национальный координатор по ШОС в Кыргызстане, знаете все тонкости   процесса взаимодействия  в рамках этой авторитетной международной структуры. Что предстоит обсудить в Уфе на этот раз? Как подготовлен Кыргызстан?
—  Саммит Совета глав государств — членов ШОС пройдет в Уфе неслучайно — накануне, 9 июля, там должны собраться представители стран БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки), чтобы обсудить свои темы. Российская сторона также готовит проведение неформальной встречи БРИКС и ШОС. На мой взгляд, это хорошая идея, поскольку такое двойное общение может и должно привести к прекрасным результатам. Стороны обменяются мнениями по вопросам  мировой экономики, экономического взаимодействия регионов.
А 10 июля состоится сам саммит ШОС, в котором примут участие  страны — не только члены ШОС, но и наблюдатели, а также приглашенный на встречу Президент Туркменистана.
Повестка дня широкая. Предстоит обсудить текущие  внутренние вопросы, а также эффективность организации,   темы на перспективу. На этот раз  все участники должны рассмотреть  и принять важнейший документ — Стратегию ШОС до 2025 года.В ней отражены   самые значимые направления взаимодействия на десять лет. Там мы подтверждаем основные принципы ШОС: совместную работу по вопросам безопасности,   усиление борьбы с «тройным злом» — терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом. Намерены  поговорить и по вопросам усиления экономического сотрудничества, гуманитарно-образовательного вектора, развития связей с другими региональными организациями.
Предполагается, что  по итогам работы страны подпишут Уфимскую декларацию, как и на предыдущих встречах.  В декларации страны определяют общие подходы к  работе ШОС, а также мнение по  текущим вопросам — выполнение предыдущих договоренностей, проектов.
     — Какие соглашения на этот раз планирует подписать Кыргызстан?
— Соглашение по пограничным вопросам, его подписывают главы государств. Это больше рамочный документ, что означает: главы государств готовы рассмотреть сферы сотрудничества по пограничным вопросам. Думаю, что соглашение ляжет в основу более широких документов, даст старт конкретным проектам по приграничному сотрудничеству, обмену опытом, проведению совместных учений и т.д.
Исходя из того, что финансовым источником террористических и сепаратистских организаций  является незаконная торговля наркотиками, главы государств планируют подписать совместное заявление по борьбе с наркоугрозой, ведь это «больная» тема, принимающая глобальные масштабы. К сожалению, страны Центральной Азии  постепенно переходят из  категории стран, транзитных по наркотикам, в страны-потребители. Наши соответствующие службы должны рассмотреть шаги по активизации взаимодействия в рамках координирующего органа — РАТС (Региональной антитеррористической структуры ШОС), который базируется в Ташкенте.
Следующее важнейшее направление — экономическое сотрудничество. У нас уже есть совместные проекты в рамках ШОС, а сейчас появилось намерение создать финансовый институт для их поддержки. Это будет банк или фонд развития, необходимый для создания общего подхода к выработке  финансового механизма, который станет поддерживать реализацию проектов. Решить быстро этот  вопрос не получается — много несогласованности в подходах стран-участниц, предстоит найти общие подходы. Учитывая, что уже существует  Евразийский союз и в числе его участников есть члены ШОС, мы намерены найти точки соприкосновения с ШОС. Напомню, что В. Путин и Си Цзиньпин в мае этого года сделали совместное заявление, договорившись о поиске общих подходов  в реализации экономических проектов между ЕАЭС и инициативой КНР по созданию      Экономического пояса Великого Шелкового пути. В прошлом году в Душанбе страны подписали соглашение о создании благоприятных условий для автоперевозок, что означает: стороны согласны создать все условия для этого — от таможенных процедур до хороших дорог. «Дорожная карта» прекрасно вписывается в китайскую инициативу Экономического пояса ВШП, причем не только в отношении дорог, но и развития торговли в целом — унификации процедур,  энергетической составляющей и т. д. Кыргызстану интересно участвовать в таких глобальных проектах.
     —  Какова позиция Кыргызстана по отношению к возможностям расширения ШОС?
—  Напомню, что в Душанбе  участники саммита приняли документ об обязательствах и порядке приема новых членов, этим самым подтвердив, что ШОС — открытая организация, о чем заявлено в  ее  главном документе — Хартии ШОС. Отмечу, что наблюдается значительный  интерес  к Шанхайскому союзу со стороны как стран региона, так и стран-наблюдателей. Интересны потенциалы Центральной Азии в энергетике,  гидромелиорации. В Уфе  речь пойдет о начале процедуры приема в ШОС Индии и Пакистана. Это  означает, что с руководством этих стран начнется обсуждение условий, на которых  они вольются в организацию.
     — Идет ли речь о конкретных сроках вступления?
— Нет. Потому что у каждой страны есть свои процедуры рассмотрения  вопроса, разные сроки утверждения или проведения ратификации. Да и пока не было прецедентов по вступлению новых членов. Основной принцип ШОС — принцип консенсуса, т.е. согласия всех сторон. Но  согласие по любым вопросам  достигается часто нелегко и нескоро.  Наши страны различаются по внешним ориентирам,  политическим режимам, внутреннему устройству, процессу принятия решений. Поиск подхода  проходит довольно долго —  обсуждая варианты расширения, страны не хотят, чтобы на них оказывалось давление.
В отношении Индии и Пакистана отмечу, что это большие игроки на мировой арене со своими амбициями и стремлениями, они имеют авторитет в международных организациях, не раз избирались в непостоянные члены Совета Безопасности ООН — главного международного органа.
 — Как их вхождение повлияет на Кыргызстан?
— Расширение  всегда интересно для других государств, так как  увеличивается поле взаимодействия. Это важно и  для ШОС, так как туда вливаются две страны, одна из которых  с миллиардным населением, страны с огромным ВВП и значительными бюджетами. Для нас немаловажны новые подходы в экономическом сотрудничестве, в нарастании темпов взаимодействия. Кроме того, эти страны с удовольствием, я уверена, поделятся своими достижениями в сфере безопасности, поскольку не один год имеют серьезные проблемы во внутренней безопасности. Между Индией и  Пакистаном расширяется сотрудничество, это братские народы. Но они сильно вовлечены в афганскую  проблематику.  Да и мы, хотя и не имеем общей границы с Афганистаном, можем быть непосредственно вовлечены в сферы нарушения безопасности — вспомните баткенские события 1999 года, нарастание религиозного фанатизма в настоящее время. И новые страны смогут помочь  решить ряд важнейших вопросов  во взаимодействии со странами ШОС.
     — А что скажете в отношении  Ирана как возможного в будущем члена ШОС и иных стран?
— С Ираном каждая страна имеет свои отношения, кыргызско-иранские отношения строятся на дружественной основе. Вопрос о принятии Ирана должен решаться строго в рамках правил и процедур ШОС. С Ирана пока не сняты санкции Совбеза ООН, и это очень серьезно. ШОС как региональная организация не может и не должна позволить себе вступать в противоречие с решениями СБ ООН. Во всех документах ШОС подчеркнута ведущая роль ООН в вопросах обеспечения международной коллективной безопасности. Решения СБ обязательны для выполнения всеми странами — членами ШОС. Но, хотя в настоящее время прием в ШОС Ирана отодвигается,  ситуация может измениться, и ШОС приветствует активность переговоров с Ираном по ядерной проблеме. Мы уважаем роль Ирана в регионе и намерены усилить сотрудничество.
Что касается Турции, то она пока является партнером по диалогу, а для вступления в ШОС ей следует стать страной-наблюдателем, как и Беларуси. Последняя, кстати, инициировала свое вхождение в ШОС. Отмечу, что в регионе очень важна активизация отношений с Афганистаном, поэтому главу этой неспокойной страны с 2004 года приглашали  участвовать в саммитах ШОС, а с 2012 года  Афганистан получил статус страны-наблюдателя (причем без предыдущего статуса партнера, но это только в порядке исключения), поскольку ситуация в Афганистане  сильно влияет на безопасность в регионе.
Что касается Беларуси, то пока конкретного решения нет. В процессе подготовки саммитов за месяц  до события собираются министры иностранных дел и обсуждают программу будущего мероприятия и проекты выносимых документов.  В перечне документов ШОС на  Уфимском саммите вопроса о придании Беларуси статуса страны-наблюдателя нет. Но Кыргызстан, безусловно, поддерживает Беларусь в намерении повысить ее статус в ШОС.

Беседовала Елена МЕШКОВА.
г. Бишкек, Кыргызстан.

 






Добавить комментарий