Main Menu

Мой город жаждет мира

С Тамарой Кадырбаевой, заслуженным деятелем культуры, искусствоведом, профессором ОшГу, судьба свела нас совершенно случайно год назад. Мы, группа журналистов, прибыли в спекшийся от огня и страданий, замерший в осмыслении случившегося город через несколько дней после событий. День прошел в бешеном ритме: посещение обугленных махаллей, сожженного села Шарк, складов, которые приспособили для разгрузки международной гуманитарки, объединенной областной больницы, принявшей раненых, пограничного пункта «Достук» на кыргызско-узбекской границе, куда прибыл комиссар УВКБ ООН. Здесь и состоялась передача кыргызской стороне грузов, направленных учреждениями ООН: одежды, питания, наборов против диареи и по оказанию помощи беременным. Первоначально гуманитарка была доставлена в лагеря для беженцев на территории Узбекистана, но к тому моменту — близился референдум 27 июня — люди вернулись в Кыргызстан, и Ислам Каримов распорядился направить помощь вслед за теми, кому она предназначалась.
К вечеру по решению руководителя группы, представительницы ЮНИСЕФ, усталые ноги привели нас к дому Тамары-эже, как мы сразу назвали ее для себя. Действовал комендантский час. Мы провели ночь, а точнее, проговорили почти до утра под гостеприимным кровом хозяйки. Это был необычный дом. В нем дышалось легко и свободно. После дня, наполненного тяжелыми впечатлениями от увиденных и услышанных боли, напряженного ожидания и страха, это было как прикосновение к роднику с прохладной водой.
Люди искусства — мудрые люди. Потому что они умеют видеть не только то, что лежит на поверхности, но и скрытое за деталями, штрихами, нюансами. Сегодня Тамара Турсунбаевна — гость нашей редакции. Интервью взято пока не очень распространенным способом — с помощью электронной почты. Мы направили вопросы, Тамара-эже, несмотря на сверхзанятость (июнь, время приема экзаменов у студентов), нашла возможность ответить.
— Год назад при нашей встрече вы рассказали, что в дни июньских событий ваш огромный многоквартирный дом опустел и в подъезде остались только вы и соседка. Почему вы не оставили тогда город?
— Вся моя жизнь, как и память (а себя я помню с трех лет), всецело связана с моим родным городом. Я родилась здесь, а мои предки похоронены на Сулейман-горе. Для меня дорог каждый уголок, особенно те кварталы, которые мы, коренные горожане, раньше называли «старым» и «новым городом». Я и сейчас помню Ош (и, конечно, базар) моего детства, как все выглядело…
…Почему в те сложные дни я не уехала с семьей, как другие, хотя бы за город, в близлежащие села к своим родственникам? Да потому, что, несмотря ни на что, никак не предполагали, что в городе случится что-то затяжное, еще страшнее, чем было в первый раз… Не верилось, что человеческий разум помутится настолько, что через два десятилетия опять все может начаться …
В последние годы мы,  ошане, видимо, настолько привыкли к разного рода слухам и потеряли бдительность, что ли. Думали, что все обойдется, что это просто опять разговоры, хотя поговаривали, что узбекская часть населения будет добиваться автономии если не через референдум, то силой. Слухи ходили о копящемся в некоторых мечетях оружии, о том, что определенные силы заинтересованы в том, чтобы любую зацепку использовать как повод для конфликта, сначала хоть на бытовом уровне. Я могла бы привести множество примеров (в том числе почерпнутых из рассказов своих студентов) о том, как в обиходе возникали ситуации, в которых до столкновения оставался шаг. Чем были вызваны такие ситуации? Кем были их зачинщики? Подкупленные сепаратистами провокаторы, которые специально старались вызвать споры? Теперь стало известно, насколько основательной была подготовка, все тщательно продумали: и моментальную — через Интернет — подачу всему миру информации о геноциде узбеков, и надписи «SOS» … Все, казалось, продумали, даже чересчур…
Но, как говорится, человечки предполагают, а Бог располагает… По законам не только биоэнергетики известно, что подобие притягивает подобие. Поэтому и говорится: «Если пришла мысль о войне, то противопоставь ей более сильную мысль о мире».
— Что запомнилось больше всего из тех дней? Что вспоминается чаще всего?
— К сожалению, моя память почему-то старается сохранить многое из увиденного и пережитого в прошлом году, о чем не хотелось бы вспоминать, вообще забыть навсегда. Но все равно где-то внутри что-то словно продолжает сверлить: «Почему это произошло, снова повторилось через столько времени?».
Человек тем и отличается от всего остального в этом земном измерении, что живет надеждами, мечтами, способными визуализироваться. Всегда удивляет, как хорошее окрыляет, дает силы. Из сильных впечатлений тех долгих дней хочется вспоминать только хорошие. В памяти многих остались занятия по антистрессовой программе. Они проводились добровольцами-тренерами из России. Эти люди безбоязненно шли в любую часть города и региона, помогали овладеть навыками правильного дыхания, учили снимать стресс. Вспоминается и такое: как однажды мы (такие разные — татары, корейцы, азербайджанцы, узбеки, кыргызы, русские — человек 20) собрались у нас и пропели под гитару с такой душой все свои любимые песни до утра. Тогда еще раз убедились: как мало нужно человеку для полного счастья — чтобы была возможность общения, доверия и взаимопонимания. Вспоминается, как вместе с нами жил один из бывших моих студентов, узбек по национальности, как допоздна вели с ним беседы о многом (о жизни, вере, Боге, патриотизме, миссии и ответственности деятелей искусства), как копались в Интернете, искали новую информацию по этническим вопросам. Вспоминается, как он был поражен историей создания в 1925 г. Узбекской ССР. И, естественно, невзирая на ограниченность пространства четырехкомнатной квартиры, мужчины во весь голос «болели» за свою команду в дни международного чемпионата по футболу.
Вспоминается, как собирались во дворе для получения гумпомощи и делились со всеми соседями, даже не думая об их национальности. Действительно, не бывает плохих наций, народов, есть только плохой человек, плохие люди — недалекие, невежественные, эгоистичные.
Не забудутся помощь и звонки друзей, как они перечисляли «единицы», благодаря чему мы могли поддерживать контакт со всем миром. Во время событий 1990 г. связь была не такой мобильной, как сейчас, поэтому было больше переживаний. Тогда мы могли общаться только по стационарному телефону и не имели возможности так быстро и в таком количестве получать точную информацию.
— Каким был прожитый год для Оша? Приблизился ли он к пониманию, как жить дальше? В чем измениться?
— Город продолжает меняться не только внешне, но и внутренне. И люди — тоже. Они не разучились улыбаться друг другу, и это самое главное. Пекут хлеб, женятся, рожают новых малышей. Эти испытания повлияли, конечно, и на менталитет. Кыргызы стали более сплоченными. Начали еще больше интересоваться историей народов. Теперь и школьники знают, как в ХVIII веке в окрестностях Оша появились первые 50 семей индусов-рабов для выращивания риса, как они со временем ассимилировались с местным населением, тоже стали тюркоязычными (нашими узбеками). Хотелось бы, чтобы люди помнили свои истоки, при этом очень бережно относились к другим. Хотелось бы, чтобы у каждого кыргыза национальное самосознание было на таком высоком уровне самодостаточности, внутреннего достоинства за свою древнюю историю и эту прекрасную землю, чтобы служить примером для других своей культурой.
Город продолжает строиться, сохраняет свою автономность как южная столица. Ведется строительство крупных объектов, новых путей сообщения, жилых зданий, планируется возведение новых монументальных сооружений, памятников, способствующих укреплению межнационального самосознания.
— Многие ли из ваших русскоязычных друзей и знакомых покинули город?
— Смотря кто. Кто-то уехал сразу же после первой заварухи, многие продолжают уезжать, а некоторые продолжают жить. Например, сыновья народного художника Леонтия Владимировича Горбунова предлагают ему перебраться в Россию — даже дом подготовили, а он и не собирается, невзирая на уговоры своей супруги, считает, что роднее города, чем Ош, ему все равно не найти.
— При прошлой встрече вы рассказывали, что муж и выросшие дети уговаривают вас перебраться на север. Не уговорили?
— Пока нет, так как надо успеть сделать еще очень многое на юге. Работы всем хватит… Такой древний город, как Ош, должен стать южной столицей во всех отношениях и прежде всего в культурном развитии. От уровня культуры, понимания людей зависит очень многое. Поэтому и работы много не только архитекторам, художникам, дизайнерам и строителям. Надо прежде всего создать гармоничную духовную среду, помочь человеку осознать уникальность жизни, человеческой деятельности, т.е. окультурить его сполна. Тогда многие проблемы просто не получат своего развития. Не станет невежества — не будет многих проблем.
Верится в прогнозы, что третье тысячелетие — это время Культуры. Именно с помощью нее человечество сможет изменить мир вокруг. Через культуру раздвинутся горизонты человеческого сознания, изменятся взаимоотношения. После всех встрясок, катаклизмов и испытаний, которые уготованы планетарной судьбой, человечество обретет понимание своей уникальности на матушке Земле.
Поэтому надо без боязни открывать в Оше свой Институт искусств (или Академию искусств), под одной крышей которого могут собраться и творить в едином порыве представители музыкального и художественного творчества, в настоящее время разбросанные в трех вузах города. Для этого есть и потенциал, и база. Юг всегда отличался своим мощным потенциалом. Тот факт, что самые первые представители профессионального искусства — художники Гапар Айтиев, Мырза Оморкулов, Тургунбай Садыков — уроженцы юга, как раз подтверждает это.

К настоящему времени многое в цепи традиционного искусства разрушилось, поэтому надо как можно быстрее, но обдуманно относиться в первую очередь к проблеме возрождения исчезающих видов искусства.
Надо бы продвигать открытие музея искусств, к примеру, в Жалалабаде, где должна быть  создана экспозиция из подаренных жалалабадцам 100 работ самого старейшего художника Мырзы Омуркулова. И еще построить бы в Оше уникальный по своей красоте Храм Дружбы народов, вроде Храма Лотоса в Нью-Дели. Идей множество. Надо только стараться воплощать их вместе со своими единомышленниками.
— Чем так притягателен для вас юг?
— Как я отметила выше, юг для меня — все! Здесь очень много единомышленников. Нам сам Бог не простит, если не сможем превратить такой изумительный край в настоящий рай на Земле. Все для этого имеется.
— Год назад вы говорили, что вторая война (именно это слово было в ходу в Оше) произошла там потому, что власти не извлекли уроков из первой.
Извлекло ли, на ваш взгляд, руководство страны уроки из второй войны? Послужила ли она уроком для местной — ошской — власти?
— Эти события, как и все другие в жизни города, надеюсь, дали возможность увидеть и понять многое. Думаю, не только ошскому руководству, но и всем структурам государственной власти. Возможно, кого-то это поразит, но, на мой взгляд, именно местная власть в лице ошской мэрии может служить образцом мобильности, решительности и даже отваги в отстаивании общих интересов, решении многих проблем жителей с учетом далеко идущих геополитических задач. Надо было в проблемы юга вникать и своевременно решать на самом высоком государственном уровне. Теперь-то многое выясняется и опять все зависит от верности подхода к решению самых насущных проблем.
Поэтому, несмотря ни на что, жители Оша дорожат своим мэром, понимают, что он не из робких, боязливо угодливых чиновников, а настоящий хозяин города, не побоявшийся в то время взвалить на себя неимоверно ответственное бремя.
В связи с этим хотелось бы отметить особую роль СМИ в освещении самых трудных дней в жизни нашего города. До сих пор удивляют, откровенно говоря, далеко неэтичные, самые настоящие нападки некоторых писак. К примеру, материалы одной столичной журналистки. Мы привыкли читать в уважаемой газете, где она работает, статьи самых разных авторов, полные глубокого анализа и сердечности. Даже если речь велась о самых наболевших проблемах, всегда присутствовала авторская тактичность — признак истинной культурности. А материалы журналистки, которую я имею в виду, почему-то всегда «блистали» каким-то нездоровым, недружелюбным тоном, полны домыслов и злопыхательства. Куда делись профессиональная этика и чувство гражданской ответственности? Было ли у этого автора желание проникнуть в суть проблем многотрудной жизни Оша и чем-то, ну хоть чуть-чуть, реально помочь городу?
— Отразились ли драматические события прошлого лета в картинах ошских художников — ваших коллег?
— Недаром говорится, что настоящий человек искусства является особой струной, которая отзывается своеобразно-уникальным звучанием на каждое прикосновение Времени и Эпохи. Поэтому искусство представляет такой богатый спектр исторических явлений. Художник не может оставаться безучастным, равнодушным наблюдателем, поэтому в искусстве живы потрясающие картины: «Боярыня Морозова» В.Сурикова, «Герника» П.Пикассо, «Расстрел повстанцев» Ф.Гойя и композиции кыргызских художников, отражающие события 1916 года, в том числе и в авторстве С.Чуйкова и др. Поэтому любое событие находит свой отклик в душе каждого мастера. И появляются произведения, в которых часто языком аллегории, иносказаний, мистической фантазии передают суть и смысл многих исторически значимых явлений.
Многие такие темы нашли свое удачное решение в творчестве  народных  художников А. Бейшенова,  Б. Жалиева,      А. Асранкулова, М. Оморкулова, Л. Горбунова, а также других художников южного региона. Вот и сейчас, когда у города столько проблем, архитектурно-художественный совет Оша рекомендовал не откладывать на потом возведение монументальных сооружений. Поэтому горожане с нетерпением ждут завершения комплекса въездной арки в южную столицу. А сколько дискуссий, споров, консультаций со стороны экспертов вызвали образы Манаса, Алымбека датки, Курманджан датки и Барсбека. Ошане считают: Кыргызстан — страна Манаса, и у каждого города есть право иметь своего героя, но когда была высказана идея, что Манас Великодушный должен стоять на главной площади Оша — на месте В.И.Ленина, многие решили, что еще не настало время для этого. Так что в самое ближайшее время мы можем увидеть открытие мемориала в честь июньских событий. Автором оригинальной объемной композиции стал талантливый ошский живописец А.Торогелдиев, выигравший конкурс на лучший проект.
— Любопытно: темой вашей дипломной работы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина были русские кружева, традиции и современность в них. Почему именно эту тему вы выбрали?
— Это, видимо, фортуна так распорядилась. Почему-то комиссия по утверждению тем дипломных работ решила, что я всю жизнь буду заниматься исследованием искусства в своей Киргизии, и вместо прикладного кыргызского искусства мне предложили изучить советское кружевоплетение. Ох, и натерпелась я тогда! Но зато побывала во многих центрах, познакомилась с самыми знаменитыми кружевницами, изучила основы кружевоплетения. А как их было трудно рисовать вручную! Благо мне помогли навыки владения гуашью, полученные во время учебы в нашем художественном училище, по сути дела тогда являвшемся маленькой художественной академией. А сейчас сколько у нас учебных заведений, способствующих развитию художественного творчества, среди которых флагманом является Национальная академия художеств имени Т.Садыкова. Но всегда в этом блистательном ожерелье драгоценным кристаллом сияет художественный колледж им. С. Чуйкова. Именно ему было суждено сыграть архиважную роль в развитии изоискусства страны. А теперь надо решать другие задачи, среди которых — сохранение удивительного колорита палитры юга. Именно в этом видится основная миссия Института искусств в Оше. Поэтому многие деятели искусств ожидают решения о целесообразности открытия этого вуза именно на юге.
— Вы мечтали провести в этом, юбилейном для вас, году персональную выставку своих картин, фотовыставку, а также дефиле. Удалось ли осуществить свои мечты?
— Пока эта идея находится в процессе воплощения. Кроме определенных средств, требуется время, чего мне так не хватает. Но, думаю, справлюсь, ведь глаза боятся, а руки делают. Главное, чтобы получился настоящий праздник для тех, кто все эти десятилетия давал мне учиться у них, ободрял словом, искренним пониманием, поддержкой, без чего подлинное искусство немыслимо. Жизнь в среде искусства невероятно интересна, несмотря на сложность Времени. Только очень жаль, что многих наставников уже нет, но они в памяти, мои первые учителя: акын, друг отца Токтосун Тыныбеков и его жена Гулсара-эже, ставшие моими фрунзенскими родителями; художники-педагоги К. Керимбеков, И. Белевич,  В. Буторин,  Г. Айтиев,   С. Чокморов, А. Усубалиев, а также искусствоведы С. Асанбеков, С. Шабазова, прекрасный поэт А. Урбаев и многие другие.
Как знать, как сложилась бы моя судьба без их участия… Поэтому, как всегда, я верю в свою звезду Удачи. Я действительно везучая по жизни и люблю ее за все добрые сюрпризы и испытания.
— Искусство  призвано   нести  в народ идеи добра и мира. Если бы вам предоставили возможность обратиться к своим землякам с самой высокой точки Оша — Сулейман-горы, что бы вы сказали?
— В трехмесячном возрасте, когда я была на грани жизни, меня, так сказать, отдали Сулейманке. Шейхи нарекли меня ее дочерью, что означало: я всегда буду под ее защитой и покровительством. Об этом мне часто напоминали дедушка и бабушка при посещении Белого домика (Бабура).
Возможно, еще и поэтому я люблю бывать здесь, особенно на месте своего энергоцентра. Никогда не устаю от подъема в гору, наоборот, взгляд сверху на город дает такой отдых и положительный заряд. Все мои воспоминания с детства связаны с этой горой. Она действительно священна для меня, как для каждого ошанина. А сколько сделано посвящений ей или создано под впечатлением ее красоты: огромное количество стихов, песен, картин. Интересно, что у каждого художника своя гора, поэтому сразу видно: это Сулейманка Б. Жалиева, а вот Л. Горбунова, а эта вышла из-под кисти К. Абдылдаева, А. Торогелдиева, А. Момункулова и т.д.
Более 15 лет назад я решила преподнести ошским художникам в качестве творческого девиза удивительные строки великого мыслителя и живописца Николая Рериха: «Единение в прекрасном вливает согласие в мышление, приумножает добрые силы, сплачивает у Знамени Мира, у Знамени Культуры». С тех пор каждый раз произношу, пишу эти сокровенные слова. Они и сегодня звучат волшебной аффирмацией. В них свет и сила всего божественного мира.
Поэтому мои пожелания были бы сродни этим мыслям. И еще хотелось бы вдобавок прошептать: «Любите, цените, берегите Жизнь в любом ее проявлении, ведь она так хрупка в своей уникальности».

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий