Main Menu

ВКЛАД ТРУЖЕНИКОВ КЫРГЫЗСТАНА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

Нет сомнения в том, что славную Победу в Великой Отечественной войне обеспечили не только мужественные героические воины многонационального Советского Союза, но и труженики тыла.

Для обеспечения нужд фронта советское правительство поставило задачу в кратчайшие сроки превратить тыл страны в мощный военно-промышленный арсенал. Необходимо было эвакуировать и базировать на новом месте сотни заводов и фабрик, НИИ, вузов, культурно-просветительских учреждений. Кроме этого, обеспечить  предприятия рабочей силой, подготовив новое поколение кадров в основном из  числа женщин и подростков. Учитывая создавшуюся обстановку, 4 июля 1941 г. приняли решение о срочной разработке плана развития военного производства. В этих целях создали Специальную правительственную комиссию во главе с Н. Вознесенским. За две недели она разработала новый план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г., 16 августа СНК СССР и ЦК ВКП(б) одобрил его. Это была обширная программа, определившая основные направления перестройки всего народного хозяйства на военный лад. Она предусматривала создание на востоке новых экономических, военно-промышленных баз, дальнейшее развитие производства вооружения, боеприпасов и боевой техники. Эвакуированные предприятия и оборудование принимали в основном шесть союзных республик: РСФСР (Поволжье, Урал, Сибирь), Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан. За июль-ноябрь 1941 г. сюда  перебросили 1 523 промышленных предприятия, в том числе 1 360 крупных.  226 из них разместили в Поволжье,  667 — на Урале, 244 — в Западной Сибири, 78 — в Восточной Сибири, 308 —  в Казахстане и Средней Азии.
Народ Кыргызстана принимал активное участие в этом деле. Всего с июля 1941 г. по декабрь 1942 г. сюда прибыло 38 крупных промышленных предприятий, заводов и фабрик. В том числе  Бердянский машиностроительный завод, Никитовский ртутный комбинат (Донбасс), Первомайский завод сельскохозяйственных машин, Харьковский химико-фармацевтический завод, несколько заводов и фабрик из Одессы, Харькова, Курска, Ростова, из-под Москвы. Часть из них разместили в Ошской области. Предстояла большая работа по их размещению, обеспечению кадрами, сырьем, энергией, транспортом и продукцией. В декабре 1941 г. из Павловского Посада Московской области в Ош эвакуировали Рахмановскую крутильно-ткацкую фабрику. До этого Ошская шелкомотальная фабрика являлась сырьевой базой для текстильной промышленности страны. На базе этих двух фабрик создали новое крупное предприятие легкой промышленности — Ошский шелкокомбинат, который к маю 1942 г. выпустил первую партию продукции для нужд фронта — парашютную ткань и шелковые нити для хирургических целей. Параллельно обучали кадры для крутильно-ткацкого производства. Всего на комбинате работало около 700 женщин и  ежегодно в среднем выпускалось 50 тысяч метров парашютного шелка. Кыргызстан также стал сырьевой базой производства оружия и боеприпасов. В феврале 1942 г. скоростным методом завершили  сооружение и ввели в эксплуатацию Актюзский свинцово-цинковый рудник. В июне во Фрунзенском районе Ошской области ввели в строй Хайдаркенский металлургический комбинат. После оккупации Донбасса он стал единственным в СССР поставщиком важнейшего стратегического сырья — ртути. Почти в каждом патроне и взрывателе находилась ртуть Хайдаркена. Добыча ртути по сравнению с 1940 г. в 1945 г. увеличилась  в 300 раз. В экономике Ошской области 1941-1942 гг. произошло большое событие всесоюзного значения: за короткий срок был реконструирован металлургический комбинат им. Фрунзе в Кадамжае, куда эвакуировался Московский электролитный цех. После реконструкции он стал давать стране сурьму высшей марки. Одновременно здесь   наладили  выпуск дефицитных частей бурильного молотка, производство карбида, взрывчатых веществ, карбидных ламп, освоили литье шаров для обогатительной фабрики. Началась эксплуатация Кашка-Сууйского и Мелик-Сууйского месторождений. В 1945 г. стал работать Майли-Сайский рудник.
Свой весомый вклад в дело Победы внесли и горняки Ошской области.  Почти все угольные рудники республики тогда находились на территории области. В целях усиления руководства, а также для четкого выполнения военно-хозяйственной задачи угольные рудники “Кызыл-Кия”, “Кок-Янгак”, “Сулюкта”, “Таш-Кумыр” и другие объединили в трест «Кыргызуголь». Только в 1941 г. ими было добыто 1 717,2 тыс. тонн угля. На Сулюктинской шахте №3 шахтеры превысили план на  79,8%, на Кызыл-Кийской шахте «Жал» — на 51,3%, в Кок-Янгакской штольне «Капитальная» — на 26,8%.
Следует отметить, что в годы войны промышленность Кыргызстана выросла за счет строительства новых и расширения действующих заводов,  фабрик и шахт. Было построено 38 крупных промышленных объектов союзного и республиканского значения. Для обеспечения возросшей потребности в электроэнергии в столице республики в сжатые сроки построили Ворошиловскую ГЭС на 4 200 кВт и ТЭЦ завода №  60 на 5 400 кВт. Помимо этого, возвели Ошскую ГЭС, тепловые электростанции им. Фрунзе, Новотроицкого, Токмокского, Беловодского, Кара-Балтинского сахарных заводов. В декабре 1942 г. запустили  Аламединскую ГЭС №2. К концу войны мощность построенных станций Фрунзенского энергетического узла достигла 115 МВт, превысив в два с лишним раза показатели 1942 г. В 1944 г. на стадии строительства были еще 6 новых электростанций, рассчитанных на выработку 10 600 кВт.
Только на юге республики в годы войны построили и ввели в эксплуатацию рудник “Чаувай”, уже названные Ошские шелкокомбинат и ГЭС, мясокомбинат, Джалал-Абадский витаминно-консервный и хлопкоочистительный заводы, три трикотажных, швейную, пенько-джутовую и шелкоткацкую фабрики, Кызыл-Кийский табачно-ферментационный завод и др. Таким образом,  именно в годы войны  в промышленности Кыргызстана возникли новые направления:  цветная металлургия (ртуть), машиностроение, шелкомотальное, шелкоткацкое, фармацевтическое,  пенько-джутовое, витаминное, спиртовое и др.
Советское правительство утвердило также «Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы». В соответствии с ним  при совнаркомах союзных республик, крайисполкомах и облисполкомах создали отделы по эвакуации  населения. По решению правительства в первую очередь вывозили детские учреждения, женщин с детьми, людей пожилого возраста. К январю 1942 г. в глубь страны только по железной дороге вывезли более 10 млн. человек. Так, с ноября 1941 г. по сентябрь 1942 г. в Кыргызстан из Киева, Одессы, Москвы, Ленинграда, Феодосии, Евпатории, Херсона, Краснодарского края, Курской, Ворошиловградской и Смоленской областей, Кабардинской АССР прибыло более 40 дет домов. В общей сложности республика взяла на себя заботу о 3 433 детях, эвакуированных из оккупированных и прифронтовых районов. Многих из них приютили простые семьи, приняв как родных. Например, И. Ахмедов и его супруга Майрамкан (Ошская обл.) усыновили 15 детей разных национальностей. Таких фактов по всей республике было очень много. Воспитанники, которые уже преклонного возраста и живут в разных частях бывшего СССР, по-прежнему трепетно относятся к семьям, в которых они жили в военные годы.
В чрезвычайно напряженной обстановке осуществлялись прием, размещение, трудовое и бытовое устройство эвакуированного из прифронтовой полосы страны населения. С июля 1941 г. по январь 1942 г. в Кыргызстан эвакуировали 61 862 человека, а к декабрю 1942 г. цифра выросла до 138 900. 62 047 человек разместили во Фрунзенской области, 15 255 — в Ошской, 13 547 — в Джалал-Абадской, 15 372 — в Иссык-Кульской, 1 826 — в Тянь-Шаньской.
Как известно, в годы войны  многие народы СССР подверглись под разными предлогами принудительной депортации. В апреле 1944 г. только в Ошскую область, далекую от их места жительства, прибыли в 13 эшелонах 8 016 семей чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, аварцев, кабардинцев, лезгин, дагестанцев, зардин, кумыков, тавлинов.  На территорию Оша и всего Кыргызстана с августа того же года стали депортировать месхетинских турков, курдов, хемшилов и частично крымских татар. Только по Ошской  области для них были подготовлены 7 925 квартир, 627 кубометров дров, 12 тонн угля, 13 820 снопов камыша, 16 тысяч снопов курая, 230 бричек соломы.
Кроме этого, в Ошскую область прибыло более 25 тыс. поляков, депортированных из западных районов Украины и Белоруссии.  Всех их приняли,  трудоустроили и обеспечили всем необходимым для жизни.
Не покладая рук от зари до зари трудились полеводы и животноводы республики. Земледельцы работали под девизом «Каждая тонна хлеба — это снаряд, брошенный в лагерь фашистов». Они активно участвовали в соцсоревновании, в движении «двухсотников» и «трехсотников». Трудящиеся Кыргызстана, как и всего Союза, добровольно перечисляли свои средства в Фонд военной помощи, сдавали государству скот, запасы продуктов и украшения. Например, чабан колхоза «Кереге-Таш» Иссык-Кульской области Т. Сатылганов отдал 50 баранов на сбор танков. За счет пожертвований кыргызстанцев  были построены несколько танков «Советская Киргизия», на деньги работников связи — самолет «Связист Киргизии», на средства школьников — танк «Пионер Киргизии». Мать 14 детей   Дж. Джусумбалиева из колхоза
«1 Мая» внесла в фонд помощи Красной армии 30 тыс. рублей своих сбережений, а колхозница сельхозартели имени Тельмана, мать семерых детей Соронбю Ибрагимова — 105 тыс. рублей. На средства, собранные женщинами города Фрунзе, создали детский дом для 100 детей погибших и фронтовиков. За счет собранных женщинами средств детские дома были созданы  также в Калининском районе Фрунзенской области, Каранском районе Джалал-Абадской области и в других районах. По инициативе женсовета города Токмока в 1945 г. на строительство самолета «Боевая подруга» было собрано 95 тыс. рублей. Всего за годы войны жители Кыргызстана внесли в Фонд обороны более 189 млн. рублей и 964 млн. облигациями.
К концу войны подростки  и молодежь составляли 36% численности рабочих республики, женщины — 55,7%. К станкам, в забои, на промыслы вернулись пенсионеры и инвалиды. К началу 1945 г. в народном хозяйстве было занято 23,8 тыс. пенсионеров.
В Кыргызстане функционировали 25 эвакуированных и вновь сформированных госпиталей.  Из них 17 — на территории Фрунзенской области, по  4 — в Ошской и Джалал-Абадской. Осенью 1941  г. в  Оше появились первые  раненные воины, для их лечения Ошский дом отдыха переоборудовали в госпиталь. Тогда же прибыли первые беженцы из Белоруссии и Украины. К сожалению, санитарные и медицинские учреждения в тот период допустили промашку. Город не был готов к приему и размещению  огромного количества беженцев и переселенцев. Вспыхнули и стали распространяться  сыпной и брюшной тиф, малярия. Однако вскоре  медикам большими усилиями удалось ликвидировать очаги массовых заболеваний.
В первые месяцы войны в Кыргызстан эвакуировали ряд театров, музыкальных коллективов из России, Украины и других прифронтовых районов. В частности, Государственный симфонический оркестр Союза ССР, Московский театр миниатюр, Одесский театр революции, Ворошиловградский драматический театр, Херсонский украинский театр оперетты, Театр оперетты лилипутов, Кукольный театр. Большинство из них разместили в Оше.
Были эвакуированы также ряд академических институтов и учебных заведений. В частности, институты АН СССР: биохимии, генетики, физиологии растений, микробиологии, палеонтологии и эволюционной морфологии. В творческом сотрудничестве с местными научно-исследовательскими учреждениями они стали разрабатывать актуальные темы оборонного и народнохозяйственного значения. Прибыли также государственный университет и педагогический институт из Ростова,  медицинский институт и институт инженеров коммунального хозяйства из Харькова, Николаевский кораблестроительный институт, институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и ветеринарный институт из Ленинграда, Кишиневский сельскохозяйственный институт. Руководство республики создало все необходимые условия для продолжения их успешной работы на новом месте. К примеру, Ош принял государственный университет и педагогический институт из Ростова. Это явилось событием большого культурного, научного и политического значения.
Кыргызстан в годы Великой Отечественной войны стал надежным и теплым домом для множества людей со всего Союза, подарил им заботу и любовь так же, как и Казахстан, Таджикистан,  Туркменистан, Узбекистан, другие регионы СССР, приютившие огромное количество эвакуированного населения. Огромная страна оказалась непобедима благодаря  единству в своем стремлении выстоять. И враг был общий, и Победа. Об этом должно знать каждое новое поколение на  всем пространстве СНГ.

Байболот АБЫТОВ,
доктор исторических наук,
профессор, проректор ОшГЮИ.






Добавить комментарий