Main Menu

ГЧП — новая модель сотрудничества

В ближайшие пять лет перед Кыргызстаном стоит задача по восстановлению темпов экономического роста, модернизации секторов экономики, развитию регионов, решению социальных, энергетических и инфраструктурных вопросов, созданию базовых условий для устойчивого социально-экономического развития страны. Эти условия определены в Национальной стратегии устойчивого развития страны вплоть до 2017 года. На фоне ограниченности бюджетных средств становится актуальным применение со стороны правительства превентивных мер по заложению основ успешного развития Кыргызстана. 

1     Одним из таких инструментов является развитие инициативы государственно-частного партнерства (ГЧП) в Кыргызстане. Это новый вектор взаимоотношений между правительством и частным сектором, основанный на взаимном доверии и поддержке. Подобная практика в нашей стране только набирает обороты. Планируется, к примеру, создание многофункционального центра предоставления услуг населению, о чем недавно сообщил премьер-министр Темир Сариев, представляя программу нового правительства на заседании Комитета по правам человека Жогорку Кенеша. Новый проект станет частью реализации государственно-частного партнерства.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

     Идея ГЧП родилась двадцать лет назад в Великобритании. В те годы из-за нехватки денежных средств около 70% проектов, связанных с налаживанием социальной инфраструктуры, со строительством дорог и жилищными проблемами, числились в Англии незавершенными. Государственный кошелек оказался пуст. И тогда правительство обратилось к бизнесменам. Результаты превзошли все ожидания: 80% жизненно важных проектов были реализованы в установленные сроки.
Хотя не все шло гладко. Эксперты отмечают, что некоторые контракты государственно-частного партнерства пришлось расторгнуть. Несмотря на это, многие страны мира отметили эффективность и необходимость сотрудничества частного капитала с правительством, особенно в реализации крупных национальных проектов. В России, к примеру, работает центр по ГЧП при «МежЭкономБанке» Российской Федерации. Банкиры помогли правительству привлечь инвесторов в социально ориентированные проекты: строительство аэропорта в Пулково, модернизацию теплосетей, ремонт дорог.

ОБСУЖДАЕМ НОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ

     В Кыргызстане Закон «О государственно-частном партнерстве» принимали дважды: в 2009-м и в 2012 году, но он оказался мертвым, не работающим, оставлял много лазеек для коррупционеров и чиновничьего произвола. Документ требовал серьезной доработки. Проект нового закона разрабатывали вместе с бизнесменами. В него внесли около 20 изменений и дополнений, кроме того, в целях усовершенствования законодательства воспользовались рекомендациями участников двух крупных международных форумов, прошедших в Кыргызстане в 2013-2014 гг.
Загвоздка в том, что чиновники и предприниматели не делают шаги навстречу друг другу.  “Уговаривать сотрудничать или принуждать к нему никто не собирается, — высказали свою позицию госслужащие. — Это дело добровольное. Бизнесмены — самые активные члены нашего общества, если они почувствуют выгоду, за ними дело не станет. У государства есть ресурсы, правительство создает удобную нормативно-правовую базу для работы, решает проблему с отводом земель под строительство социальных объектов, берет часть рисков на себя.”
Практика показала, что для успешной реализации ГЧП-инициативы прежде всего необходимо расширение осведомленности о выгодах, принципах такого механизма среди представителей линейных министерств, МСУ, бизнес-сообщества, а также широкого круга заинтересованных лиц.
В этой связи Агентство по продвижению инвестиций при Министерстве экономики презентовало выгоды и преимущества такого долгосрочного сотрудничества. На встрече также обсудили реализацию социальных проектов посредством ГЧП в сфере здравоохранения, муниципальной и дорожно-транспортной инфраструктурах. Представили и конкретных государственных партнеров в лице двух министерств: экономики и финансов. Разговор шел и о привлечении зарубежного капитала.
Для устойчивого развития нашей экономики необходимо 7-8% от ВВП направлять на софинансирование государственно-частных проектов, то есть ежегодно по 500 млрд. сомов. У правительства нет сегодня такой возможности, поэтому эта сумма куда скромнее — 40 млрд. сомов. Без партнерства с бизнесом нам не обойтись. Возьмем пример с цивилизованных стран, к примеру, в Англии из года в год снижаются государственные расходы на строительство и реконструкцию дорожной и транспортной инфраструктуры, в США в каждом штате бизнесмены заключают соглашения с местной властью, что позволяет экономить федеральный бюджет от 20 до 50%.
Нельзя сбрасывать со счетов мелкотоварную структуру отечественной экономики, недостаточное участие государства в софинансировании проектов, тем не менее кое-какие подвижки мы все же имеем.
В республике появился фонд финансирования технико-экономических обоснований проектов ГЧП ($4 млн.), сюда уже подали заявки пять международных и одна местная компании. В Министерстве экономики организовали специальный отдел по сотрудничеству государства и бизнеса. Наши медики по собственной инициативе, что особенно ценно, подготовили заявку на приобретение томографического диагностического оборудования. Есть победитель конкурса МВД «Безопасный город», готовится к подписанию соответствующее соглашение. Ждет инвесторов проект ГЧП по строительству центральной лаборатории (2 млн. евро), переходу на электронные билеты в муниципальном пассажирском транспорте, ($2 млн.), городскому освещению ($11 млн.), многоэтажной парковки автомобилей ($4 млн.) в Бишкеке, реконструкции горнолыжной базы «Норус».
По новому законодательству заявки должны рассматриваться в течение месяца, а не двух, как было ранее. Вдвое сократили и срок отбора документов, и вынесение решений. Отныне предприниматель будет иметь дело не с абстрактным государственным органом, а конкретным министерством, повышается ответственность должностных лиц.
В республике, как известно, низкая покупательская способность населения, так что социальные проекты ГЧП придутся весьма кстати. К услугам потенциальных инвесторов международные консультанты, которые рекомендуют не жалеть денег на подготовку качественных технико-экономических обоснований. А для государственных и муниципальных служащих организуют подготовительные курсы в Академии управления при Президенте. К 2020 году планируется реализовать два десятка проектов ГЧП на сумму не менее 20 млрд. сомов.
К сожалению, наши люди с большим недоверием относятся к властным структурам,  говорили на встрече, эту проблему можно решить через усовершенствование и стабильность законодательной базы. Так, Закон «Об инвестициях» гарантирует устойчивость правил игры на рынке в течение 10 лет.
При помощи местных бизнесменов можно заняться вконец изношенными электросетями, построить в сельской местности дороги, школы, больницы. Налоги пойдут в провинциальную кассу. — Не стоит ограничиваться лишь масштабными проектами, которые существуют преимущественно в энергетическом и дорожном строительстве, — советовали эксперты, — следует привлекать к партнерству малый и средний бизнес.
Ведь 80% представителей этого слоя предпринимателей хорошо зарекомендовали себя в сервисе и торговле. Привлекая их к сотрудничеству с государством, мы тем самым расширим социальную базу ГЧП, создадим условия для интеграции республики с мировым рынком ценных бумаг.
Главное — понять, в каком направлении двигаться. К примеру, как улучшить качество медицинского обслуживания населения? Не секрет, что наш фармацевтический рынок захватили частники, хорошо бы им составить альтернативу, а заодно и навести порядок в предоставлении учреждениям здравоохранения медицинской техники, обеспечить ее надлежащий ремонт. Во многих аптеках не платят в полном объеме налоги, продают только дорогие лекарства.
Около тысячи фирм у нас работают по патентам, 3 тысячи аптек конкурируют между собой, поставки лекарственных средств идут и оптом, и в розницу. На тендерах аптеки приобретают жизненно важные лекарственные средства по программе государственных гарантий.

КЛУБ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ

     Перспективы сотрудничества с государством обсудили и члены Клуба частных инвесторов и эмитентов. Это добровольная дискуссионная площадка, созданная при финансовой компании «Сенти», объединяющая круг лиц, заинтересованных в повышении финансовых знаний, получении информации о возможностях инвестирования. Здесь в партнерстве с профессионалами рынка ценных бумаг появляется шанс реально повысить собственное денежное благополучие.
Независимые эксперты Агентства продвижения инвестиций Лира Касымбекова и Насиридин Уркунчиев рассказали о социальном значении проектов ГЧП, распределении прибыли и ответственности, об успешной международной практике сотрудничества правительств с бизнесом.
Так, в мире создано более 50 институтов ГЧП, из них 24 — в Европе, 13 — в Азии, существуют и международные союзы, которые помогают странам с развивающейся экономикой. Финансы на крупномасштабные проекты обычно берут в коммерческих банках. На какое-то время, обычно 5- 10 лет, государство передает свои активы частному сектору. После того как проект окупится, объект возвращается собственнику. Это могут быть школы, детские сады, больницы, спортивные сооружения, дома культуры и т.д.
ГЧП не применяется к отношениям, связанным с пользованием минеральными ресурсами, госзакупками и приватизацией.
Члены Клуба частных инвесторов проявили заинтересованность новым инструментом сотрудничества с государством, спрашивали: зачем нам иностранные инвесторы? Они не знают наших условий. Отечественные бизнесмены больше подойдут для этого дела, предприниматели готовы рискнуть, только хотят, чтобы правительство гарантировало надежную защиту их прав.
Темир Сариев пообещал: правительство поддержит инициативу частного сектора, обеспечит бизнесу справедливый доступ к ресурсам и безопасность на территориях, которые выберут инвесторы для своей работы.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 






Добавить комментарий