Main Menu

«Война научила любить жизнь»

Сегодня, когда время отдаляет от нас май 1945 года, история каждого из тех, кто пережил ту войну, звучит как свидетельство: какими нечеловеческими усилиями победили наши деды и прадеды. Победа вершилась не только на полях сражений, труд тысяч мужчин, женщин, стариков и детей приближал разгром врага.

Мария Михайловна Воронина войну пережила в Махачкале, работала на железной дороге, награждена медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть».
В 1941-м ей исполнилось 19 лет, отец трудился стрелочником. В начале войны из-за бытовой ссоры на него написали донос, обвинив в том, что он хотел устроить теракт на путях. В условиях военного времени долго разбираться не стали и расстреляли. Так семья попала в разряд родственников врага народа.
— Из-за этого меня никуда не принимали на работу, — рассказала Мария Михайловна. — Боялись, тем более война шла.      Устраивалась прачкой. Потом дядя, трудившийся  в паровозном депо, пошел к руководству и попросил взять меня на работу. К тому времени я окончила курсы секретаря машинистки. Тогда немногие умели печатать на машинке. Начальник согласился, сказал: пусть приходит, посмотрим. На следующий день я пришла, дали мне «Ундервуд». Машинка находилась не в лучшем состоянии, западали буквы. Я разобрала ее, почистила, отпечатала текст. Проработала три дня. Дома, конечно, с мамой сильно переживали, думали: все-таки прогонят из-за того, что я дочь врага народа. Но потом начальник вызвал меня и сказал, что работой моей доволен и принимает в депо.
1     Мария Михайловна трудилась сначала секретарем-машинисткой, затем привлекли в отдел кадров, а как не стало хватать мужчин в цехах, то освоила и токарное дело.
— В Махачкале во время войны располагалась большая перевалочная нефтебаза, сюда свозили черное золото, добываемое на Кавказе. Очень немцы хотели взять город для того, чтобы контролировать ресурсы, — вспоминает моя собеседница.
Столица Дагестана  действительно имела стратегическое значение для воюющих сторон. За нее развернулось ожесточенное сражение, город стал прифронтовым.  Фашисты намеревались превратить Махачкалу в свою главную военно-морскую базу на Каспийском море и даже назначили адмирала, который должен был осуществлять здесь военно-морские операции. Однако советское командование, сами простые граждане делали все, чтобы сорвать планы врага и не отдать ему этот населенный пункт.
В исторических справках говорится о масштабном строительстве оборонительных рубежей вокруг города. Только каменных и дерево-земляных огневых точек сооружено было 50 штук, баррикад — 132, огневых точек — в окопах и на чердаках домов — 500, а также прокопаны десятки километров противотанковых препятствий, много траншей и окопов. Махачкала была опоясана тремя линиями оборонительных сооружений. В рытье траншей участвовала и героиня нашего материала.
— После смены в цехах мы  шли за город и рыли оборонительные рвы. А ежи производили у нас в депо из рельс, и мы их устанавливали. Конечно же, это тяжелая работа, но тогда никто не думал об этом. Люди были более организованными, терпимыми к лишениям, — делится мыслями М. Воронина.
По словам моей собеседницы, очень страшно переживали авианалеты. Как только из города выходили товарные составы, фашисты  начинали их бомбить, бомбы ложились вокруг железнодорожного полотна, уничтожая все вокруг. Для оказания помощи раненым и для тушения возникающих пожаров дежурили специальные звенья. Марие Михайловне приходилось также принимать участие в таких дежурствах. В один из  авианалетов на долгие годы запомнился ей страшный эпизод, когда из клубов дыма выскочил пылающий мужчина, он бежал и кричал от нечеловеческой боли, пока не подломились обгоревшие ноги.
— От немецких налетов жители спасались в траншеях, закрытых сверху. Они были выкопаны почти перед каждым домом. Как только слышались звуки приближающихся самолетов, а по звучанию моторов мы уже отличали, кто летит: немцы или свои, семьями выбегали из домов и прятались в траншеях, — рассказывает       М. М. Воронина. — Бомбежку переживали очень тяжело. Мы жили с мамой в общежитии, и соседка так боялась, что в конце концов психика не выдержала и она сошла с ума. Соседи очень жалели ее.
Как отмечает ветеран труда,  в то тяжелое время очень помогали взаимовыручка, ощущение братства. А выживать было непросто.
— Зарплата уходила на еду. Помогала пережить голод рыбная ловля. В депо, когда жили на казарменном положении, нас кормили. Были нормы питания, но голода мы тогда не ощущали, — вспоминает М. М. Воронина. — Одежду, как правило, перешивали из старых платьев, пальто. Так и я научилась шить.
В паровозном депо, где трудилась героиня этого материала, готовили цистерны для заправки нефтью, ремонтировали бронепоезда, а потом приступили и к переоборудованию нового бронированного железнодорожного состава.
— Было сложно осваивать это производство, — говорит Мария Михайловна. — Чтобы не тратить время на дорогу домой и обратно, ночевали тут же, в депо. И все-таки мы построили наш бронепоезд, назвали его «Комсомолец Дагестана».
Историческая справка: Тяжелый бронепоезд «Комсомолец Дагестана» был переоборудован за короткий срок в Махачкале  на средства, собранные молодежью и рабочими паровозного депо и вагонного участка. В трехдневных тяжелых боях в августе 1942 года под непрерывными бомбежками и обстрелами команда бронепоезда «Комсомолец Дагестана» выполнила боевую задачу — остановила рвущиеся к Тереку танки фашистов. С 17 ноября 1942 года до января 1943-го бронепоезд вел оборону на участке Алпатово — Наурская, пока фашистов не выбили с Северного Кавказа. Это был не единственный такой состав на вооружении у советских войск, подобный вид  железнодорожного транспорта создали в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Муроме, Томске. Как отмечают военные историки, бронепоезда применялись для поддержки стрелковых частей, для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций, для борьбы с артиллерией. А еще защищали железнодорожные станции от авианалетов, причем сами были не столь легкой мишенью для авиамашин врага.
После четырех лет напряженного труда, лишений наконец наступил этот долгожданный день, когда враг оказался повержен и признал себя побежденным.
— Это великое событие, самый большой праздник для меня. Так много жизней положили за эту Победу, — говорит Мария Михайловна. — Когда о капитуляции фашистской Германии объявили по радио, радости не было предела. Все поздравляли друг друга, обнимались, танцевали прямо на улицах. И все говорили: «Спасибо Сталину, дай Бог ему здоровья».
Сегодня Марии Михайловне 94 года, она прожила длинную, непростую жизнь, у нее есть правнуки, и она считает себя счастливым человеком.
— Чему научили вас годы войны? — задал я вопрос моей собеседнице.
— Радоваться жизни, любить людей. До сих пор любуюсь тем, как растут деревья, распускаются листочки, удивляюсь траве, пробивающейся из-под асфальта. И порой думаю: почему же растения такие стойкие, а мы, люди, не можем так любить жизнь, — делится мыслями Мария Михайловна. — А еще тревожит то, что сегодня творится на Украине, как разжигают там войну США и Европа. Так и хочется спросить их: зачем вы это делаете? Даже звери не уничтожают себе подобных! Человек же создан для жизни, и нужно жить счастливо.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий