Main Menu

Совет обороны решил…

Президент Алмазбек Атамбаев подписал решение Совета обороны "О ходе реализации решения Совета обороны "О состоянии и мерах по дальнейшему развитию электроэнергетического сектора экономики страны" и мерах по обеспечению энергетической безопасности Кыргызской Республики". Заседание Совета обороны состоялось 28 апреля 2015 года под председательством главы государства.

     В решении Совета обороны отмечено, что, несмотря на планомерно продвигаемые инфраструктурные проекты, направленные на гарантированное и бесперебойное обеспечение электрической энергией, в ближайшей перспективе существуют риски, способные вызвать кризисную ситуацию в сфере энергетической безопасности. Существующая система управления энергоотрасли не обладает возможностью оперативного принятия выверенных и результативных решений, это положение усугубляется  и продолжающейся депрофессионализацией энергетического сектора. Кадры формируются не на основе профессиональных критериев, а под влиянием политического лобби, исходя из интересов различных лиц.
     До сих пор не рассмотрены вопросы реформирования системы управления энергетической отраслью и корпоративного управления. Правительство и уполномоченный государственный орган по управлению госимуществом оказались не в состоянии выстроить работу в данном направлении. Немаловажная проблема — отсутствие эффективной системы анализа рисков и прогнозирования, что снижает возможности объективной оценки текущей ситуации и проектирования будущих процессов в энергетической отрасли. Один из ключевых факторов, препятствующих развитию энергоотрасли, — ее коррумпированность. Существующие коррупционные проявления здесь,  по оценкам экспертов, наносят масштабный ущерб государству.
     Индикатором имеющихся проблем является процесс ежегодного прохождения осенне-зимнего периода в стране, который осуществляется бессистемно, в так называемом режиме ручного управления. В результате происходит перекладывание ответственности за неэффективную деятельность отрасли на политическое руководство страны. Другими словами, процесс прохождения осенне-зимнего периода трансформировался из хозяйственно-технического в политическое мероприятие. Сложившиеся объективные и субъективные причины привели к фактической утрате Кыргызстаном своих позиций по экспорту электрической энергии в регионе. Это обусловлено и  происходящими негативными природно-климатическими изменениями в регионе и состоянием инфраструктуры, функционирующей на грани своих технических возможностей.
     На осенне-зимний период 2015-2016 годов прогнозируется дефицит электрической энергии в объеме 2,15 млрд. кВт.ч, поэтому республика вынуждена закупать ее у соседних государств. Постоянная зависимость топливно-энергетического комплекса от импорта ресурсов ставит страну в уязвимое от политики соседних государств положение, что влияет на энергетическую безопасность страны.
     Практикуемый дотационный подход и ручное управление отраслью способствовали устойчивому ухудшению ее хозяйственной деятельности, неспособности к реализации политики энергосбережения, невозможности внедрения и использования альтернативных источников энергии. Вследствие этого национальная энергетическая система перестала быть самодостаточной и не в состоянии полноценно решать задачи обеспечения энергетической безопасности Кыргызстана. Принятые в 2014 году меры, в том числе введение новой тарифной политики, продиктованы необходимостью преодоления кризисной ситуации. Реализация чрезвычайных мер происходила в условиях социально-экономических и политических рисков. Вместе с тем в процессе повышения тарифов не обозначены четкие цели новой тарифной политики и не представлена аргументированная методология их расчета и установления. Общественность и население страны  недостаточно проинформированы об объективно сложившейся кризисной ситуации в энергетической сфере. В результате вопрос повышения тарифов на электроэнергию из хозяйственно-экономической плоскости искусственно переводится отдельными политиками в политическую.
     Удручает неэффективное управление угольной отраслью. Существующий потенциал 70 основных месторождений угля составляет 2,2 млрд. тонн, однако топливно-энергетический комплекс оказался не в состоянии модернизировать технологии добычи, обеспечить логистику, планирование и решение других вопросов в угольной отрасли. Отсутствие государственной политики привело к неуправляемому процессу добычи и распределения угля различными компаниями, действующими не в интересах государства, что особенно проявляется в период прохождения осенне-зимнего периода.
На основании вышеизложенного и в целях принятия оперативных мер по созданию эффективной системы управления энергетической отраслью, оптимизации модели функционирования системы и развитию госполитики в угледобывающей отрасли, строительству дополнительных генерирующих мощностей в рамках задач НСУР, реализации проектов по альтернативным источникам энергии и энергосбережения Совет обороны решил: принять к сведению доклад вице-премьер-министра В. Диля и министра энергетики и промышленности К. Турдубаева о ходе исполнения решения Совета обороны и мерах по обеспечению энергетической безопасности Кыргызской Республики. Признать неудовлетворительными меры правительства по обеспечению энергетической безопасности республики. Отметить необходимость пересмотра энергетической политики Кыргызстана с выстраиванием следующих векторов стратегического развития: определение места и роли Кыргызстана как субъекта будущего энергетического рынка в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС); организация конструктивного, взаимовыгодного и не противоречащего интересам Кыргызстана диалога для гарантированного обеспечения импорта и экспорта энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза     (ЕАЭС) и двусторонних отношений;  развитие транзитного потенциала республики на основе энергетических инфраструктурных проектов государств Центральной Азии и с учетом возможностей выработки и потребления энергетических ресурсов;  обеспечение энергетической безопасности и управление энергетической отраслью республики на основе комплексного анализа и прогнозирования;  обеспечение ускоренной реализации инфраструктурных проектов в сфере энергетики в соответствии с экономическими приоритетами страны и планируемыми интеграционными процессами, а также разработка проектов по внедрению альтернативных источников электрической энергии; выработка стратегии управления водными ресурсами, предусматривающей эффективное и рациональное использование гидропотенциала страны в условиях изменяющегося климата в регионе и решения задач энергетической безопасности.
     Правительству рекомендовано:  в соответствии с рекомендациями рабочей группы Совета обороны по контролю реализации Государственной антикоррупционной стратегии республики и детализированным планом по демонтажу системной коррупции в сфере энергетики от 5 марта 2014 года обеспечить неукоснительное выполнение антикоррупционных мероприятий. В месячный срок провести анализ исполнения антикоррупционных мероприятий, разработанных рабочей группой Совета обороны и по итогам принять меры в отношении должностных лиц энергетического сектора, не исполнивших запланированные антикоррупционные меры.
     Разработать и внедрить меры, направленные на обеспечение энергетической безопасности Кыргызстана через создание системы стабильного функционирования энергетической отрасли, базирующейся на следующих ключевых элементах:
    оптимизация управления энергетическим сектором, предусматривающая его вертикализацию с внедрением принципов единого корпоративного управления компаниями и устранение излишней управленческой нагрузки, включая передачу прав по управлению пакетами акций энергетических компаний республики,  находящихся в собственности государства, Министерству энергетики и промышленности; эффективное управление активами и ресурсами посредством снижения издержек и увеличения доходов энергетической отрасли, изменения  принципов и подходов формирования управленческого кадрового состава.
     Внести соответствующие поправки в нормативные правовые акты, определяющие порядок формирования резерва кадров в органы управления хозяйствующих обществ с государственной долей. Разработать необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию основных направлений и ключевых задач, предусмотренных настоящим решением Совета обороны, и внести их в оперативном порядке на рассмотрение Жогорку Кенеша.
     В трехмесячный срок пересмотреть положения среднесрочной стратегии развития электроэнергетики Кыргызской Республики на 2012-2017 годы и разработать конкретные меры по реализации обозначенных настоящим решением Совета обороны Кыргызской Республики векторов стратегического развития энергетической отрасли, включая следующие направления:
     разработка госстратегии развития угольной отрасли как важного элемента энергетической безопасности, предусматривающей стабильное обеспечение добычи угля на месторождениях страны и использование его в промышленных целях с внедрением передовых технологий, развитие транспортной инфраструктуры для доставки угля потребителям;  определение и закрепление в нормативных правовых актах предельно допустимых попусков воды из водохранилищ, связанных с энергетическими объектами, в целях обеспечения необходимого объема для бесперебойной выработки электрической энергии и безопасного функционирования гидроэлектростанций с установлением ответственности должностных лиц и руководителей энергетического сектора за неисполнение установленных требований; формирование обоснованных тарифов на электрическую энергию, в том числе с учетом уровня инфляции, в целях исключения превалирования политических аспектов над экономическими, обеспечения сбалансированности интересов общества и энергетической отрасли с проведением соответствующей информационной и разъяснительной кампании для населения; обеспечение системности подготовки и прохождения осенне-зимнего периода путем анализа возможных рисков и прогнозирования, в том числе в целях исключения ограничений (веерных отключений) подачи электрической энергии для населения;  воссоздание системы подготовки и переподготовки специалистов (инженеров и техников) по эксплуатации энергетического (гидравлического, теплоэнергетического, электротехнического) оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей в учебных заведениях Кыргызстана и СНГ для национальной энергетической системы страны. В этих целях в оперативном порядке и в соответствии с межправительственными соглашениями и с учетом квот на обучение в России  и других странах организовать подготовку кадров в сфере энергетики; изыскание финансовых средств на внедрение автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии в энергетических компаниях республики.
     Принятие безотлагательных мер по подготовке к осенне-зимнему периоду 2015-2016 годов с разработкой детальных планов реализации мероприятий, предусматривающих стабильное прохождение указанного осенне-зимнего периода, с учетом обеспечения покрытия финансового дефицита: изыскания денежных средств для требуемого объема закупки топлива (уголь, мазут, газ) для ТЭЦ Бишкека и Оша и импорта электрической энергии для обеспечения накопления необходимого объема воды в Токтогульском водохранилище; наращивание энергетического потенциала посредством ускоренного ввода новых мощностей, в том числе строительства Кара-Кечинской ТЭС мощностью   600-1200 МВт, для минимизации зависимости от водных ресурсов, а также освоение гидропотенциала реки Сары-Джаз для увеличения генерации и создания экспортных возможностей с учетом национальных интересов.
     Министерству энергетики и промышленности с учетом положений настоящего решения Совета обороны Кыргызской Республики: в месячный срок разработать и внести на утверждение правительства программу поэтапного реформирования энергетического сектора  в целях создания единой, слаженной и эффективной системы управления всей отраслью. При этом на первом этапе правительство обязано передать право управления госпакетами акций энергетических компаний Министерству энергетики и промышленности;  в месячный срок усовершенствовать механизм учета и контроля притока и расхода воды на гидроэлектростанциях и обеспечить систематическое информирование населения об этих показателях; в трехмесячный срок разработать конкретные меры по укреплению кадрового состава менеджмента в энергетическом секторе с отстранением от должности лиц, не отвечающих требованиям профессиональной пригодности или утративших доверие по коррупционным мотивам. Осуществить подбор и формирование группы кризис-менеджеров в целях выстраивания эффективной системы управления энергетической отраслью, исходя из поставленных перед ней задач; в трехмесячный срок разработать и внедрить обновленную систему обязательной экспертизы проектов по строительству новых ГЭС и ТЭС (техническая, финансовая, экологическая) на предмет их устойчивого функционирования с учетом обеспеченности водными и топливными ресурсами и целесообразности привлечения заемных финансовых средств для их реализации.
     В течение 2015 года обеспечить реализацию мер по автоматизации системы управления, контроля и учета электрической энергии, а также реабилитации инфраструктуры по приоритетности; до конца 2015 года разработать госполитику по энергосбережению и энергоэффективности с учетом передовых технологий, создать условия для ее практической реализации, включающей в себя развитие генерации с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ); на постоянной основе проводить широкую информационную кампанию для  населения о необходимости экономии электрической энергии и  об объективных причинах ее дефицита.
     Рекомендовать Жогорку Кенешу в приоритетном порядке рассмотреть проекты нормативных правовых актов, предусматривающие выстраивание системы единого корпоративного управления энергетическими компаниями, создание единого координирующего органа и реализацию основных направлений и ключевых задач, определенных настоящим решением Совета обороны Кыргызской Республики.
     Контроль за исполнением настоящего  решения возложен на секретариат Совета обороны.

 






Добавить комментарий