Main Menu

«ИССЫК-КУЛЬ-2015» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, или С чем пришли к новому курортному сезону

На прошлой неделе в санатории «Кыргызское взморье», что в районе села Бостери Иссык-Кульского района, состоялась очередная  туристическая ярмарка «Иссык-Куль-2015».  Это семнадцатое по счету презентативное мероприятие туристических и бальнеологических возможностей Иссык-Кульской курортной зоны, направленное на привлечение и увеличение числа туристов. Именно ярмарка уже многие годы считается официальным началом курортного сезона, своеобразным отчетом всех официальных служб о готовности здравниц к приему отдыхающих.

1     Выступившая на открытии ярмарки вице-премьер-министр страны Дамира Ниязалиева подчеркнула, что успех наступающего летнего сезона во многом зависит от условий комфортности и мер безопасности, которые будут созданы местными органами власти и жителями курортного региона. Кроме того, она заметила, что одним  из важнейших условий увеличения туристического потока является улучшение качества сервисных услуг. В этой связи до июня будет проведен круглый стол с участием туроператоров, представителей правоохранительных органов и здравоохранения, местных властей для обсуждения конкретных мер по созданию комфортности и режима наибольшего благоприятствования приезжающим к нам на Иссык-Куль отдыхающим. «Надеюсь, ярмарка даст серьезный импульс развитию туризма и все ее участники внесут вклад в это дело. Правительством КР принимаются меры для обеспечения комфортного пребывания туристов в стране. Создаются все условия для успешного ведения бизнеса», — подчеркнула вице-премьер.

ИССЫК-КУЛЬ ЗНАЮТ ВО ВСЕМ МИРЕ

2     В своем выступлении Д. Ниязалиева  выразила  надежду, что туризм в нашей стране приобретёт  еще большие масштабы…  Хотя, казалось бы,  куда уж больше — в  2014 году страну, по официальным данным,  посетило более 4 миллионов  600 тысяч иностранцев. Только за июнь-август на Иссык-Куле и в его окрестностях отдохнуло  около миллиона человек. И это не только жители стран СНГ, но и  Европы, США, Канады. Заметно повысился интерес к курортному региону и у жителей юго-восточной Азии. Кстати, этому во многом способствовала отмена визового режима с 45 странами мира.  А также запущенные  и уже успешно действующие маркетинговые программы — Visit Kyrgyzstan , направленная на продвижение туристического потенциала на мировые рынки, и  «Айыл туризм», нацеленная на развитие отрасли в регионах.
Директор Департамента по туризму Максат Чакиев на состоявшейся после ярмарки пресс-конференции выразил уверенность, что в этом году туристический поток будет еще больше, так как страна вступает в ЕАЭС, что,  по его мнению, является благоприятным фактором для  развития туристической отрасли экономики. Более того, он считает, что Кыргызстан станет основным  поставщиком туристических услуг в новом экономическом содружестве. Кстати, именно потому, что страна вступает в ЕАЭС, на данной ярмарке не было российских тур-
операторов, что поначалу вызвало недоумение журналистов. Оказалось, что для них предполагаются отдельные информационные программы-туры в мае, на которых вопросы туристического потенциала страны будут освещаться с учетом требований и заявок  российского турбизнеса.

НУЖНА ЛИ ТУРЯРМАРКА?

     Этот вопрос был совсем непраздный. Как уже отмечено, данное мероприятие было  семнадцатым по счету. Как показалось, оно мало отличалось от всех предыдущих, и некоторые мои коллеги, например, считают, что уже пора что-то менять, так сказать, однообразие стало бросаться в глаза, «приедаться».  Меняются только места проведения, суть остается прежней.  Высказывалось мнение, что организаторы многие годы идут по пути наименьшего сопротивления. Может, им не хватает креативности, может,  берет свое инертность чиновничьего мышления и понимания важности туристической отрасли вообще. Многие туроператоры, например с юга Иссык-Кульской области и Каракола,  единожды приняв в ней участие, более туда не возвращались…
И все же мнение нынешних участников (а на ярмарке на сей раз побывало около стал туроператоров, 30 из которых — зарубежные) скорее позитивное, чем негативное.  По-любому,  эта площадка хороша для установления контактов, выяснения возможностей для сотрудничества, заключения договоров о намерениях. Однако  идею как-то разнообразить подобные мероприятия поддержали все. Особенно это необходимо при  учете, что,  вступая  в ЕАЭС, мы позиционируем туризм  чуть ли не главной экспортной отраслью Кыргызстана. И для ее продвижения на рынки, а главное — в сознание будущих партнеров по содружеству необходимы новые формы. Упоминались и презентативные карнавалы, и экскурсионные «форумы на колесах», и площадки по обмену опытом  «на пленэре», и… в общем у людей, непосредственно занимающихся турбизнесом,  гораздо больше идей на этот счет, чем у чиновников, передающих «по цепочке» идею, родившуюся у «коллег» еще в далекие девяностые… Конечно, «модернизация» традиционной турярмарки предполагает и совершенно другие деньги для её организации. Но пора уже понять, что для получения предполагаемой выгоды требуются определенные вложения.   Как позитивный образец, кстати, упоминались  проведенные в прошлом году  первые Всемирные игры кочевников. Их организация обошлась государству приблизительно в 2 миллиона. Принесли же они почти 10 миллионов! На играх побывало 50 тысяч туристов, более пяти тысяч — иностранцы из дальнего зарубежья… Вторые игры уже планируются, и подобное новаторство как нельзя кстати для продвижения идеи туризма…
Не будем забывать, что подобные мероприятия — это своеобразная, пусть и усеченная, реклама малого и среднего бизнеса, занимающегося производством сувениров, причем в широком спектре — от игрушек и предметов национальной одежды до продуктов питания и  туристического снаряжения.

ИМИДЖ РЕШАЕТ ВСЁ?

     Участники ярмарки много рассуждали об имидже Иссык-Кульской курортной зоны. Она, как уже упоминалось, проходила в районе села Бостери, буквально в нескольких километрах от Чолпон-Аты, где сконцентрировано огромное количество здравниц.  Что странно, на протяжении многих лет местные чиновники на данных форумах оперируют впечатляющими цифрами «эффекта» от турсезонов, выражающегося семизначными  цифрами в долларовом эквиваленте. Ведь в разгар сезона цены в местных здравницах, например, колеблются от $250 до 650! Без преувеличения можно сказать, что и цены на здешних рынках, в торговой сети и общепите зашкаливают.  Но…  все эти «прибыли» совершенно не отражаются на внешнем облике упомянутых населенных пунктов. Даже Чолпон-Ата, считающаяся Меккой отечественного туризма, выглядит совершенно так же, какой была еще в приснопамятные советские времена — деревня-деревней. О Бостерях и говорить не приходится. Казалось бы, такой существенный доход должен был сделать эти населенные пункты если не подобием  дубайских здравниц, то хотя бы египетских или турецких.
Где оседают эти баснословные прибыли от многолетней эксплуатации рекреационной зоны Прииссыккулья? — вопрос,  интересующий не только участников турярмарки. Почему за многие годы так и не снята с повестки здешних пресс-конференций проблема очистных сооружений и экологической безопасности акваториальной зоны? Создается устойчивое впечатление, что государство и местные территориальные органы как его часть остаются в стороне от туристического  денежного потока. Бабки оседают в карманах владельцев здравниц, кем бы они ни являлись. А те совершенно не озабочены вопросами «высокого» порядка, в том числе имидживого. И за примерами далеко ходить не надо. Банеры и рекламные щиты выглядят, как после шторма. Трасса от Балыкчы до Чолпон-Аты и далее похожа на мусорную свалку — ветер носит по окрестностям полиэтиленовые пакеты и прочие остатки человеческой жизнедеятельности. Прибрежное дно Иссык-Куля усыпано пластмассовыми бутылками и осколками… Кстати, участник пресс-конференции — начальник водолазной службы при МЧС КР Алмабек Айдакеев — по этому поводу поведал, что его служба готова заняться очисткой озерного дна хоть завтра, но… нет заказов от владельцев здравниц. Из 160 руководителей объектов, расположенных в курортной зоне и занимающихся приемом отдыхающих, лишь двое подали заявки на проведение очистки дна прибрежной пляжной зоны. Цены услуг колеблются в пределах 5-8 тысяч сомов. Казалось бы, копейки в сравнении с реальными прибылями, но… жаба душит. Он же, кстати, заметил, что бутылка воды в магазине стоит максимум 20 сомов, но процедура «доставания» её с озерного дна  «удораживает» её  не менее чем в пять раз! Причем, он уверяет, что разбрасывание  бутылок и прочего мусора — дело рук вовсе не отдыхающих из дальних пределов, а наших земляков… И все это имидживые моменты,  которые могут негативно повлиять на позиционирование отечественного туризма в новом экономическом пространстве…

БЕЗОПАСНОСТЬ ОТДЫХАЮЩИХ — ЗАДАЧА ПЕРВОСТЕПЕННАЯ

     Об этом тоже говорилось немало и многими, начиная с вице-премьера, которая подчеркнула, что от силовиков зависит всё в решении этой задачи. Но надо признать, что с 2011 года, когда в курортной зоне было совершено убийство отдыхающего гражданина Казахстана, в этом смысле относительно спокойно. Усиленные патрули ДПС на автотрассах и в пределах здравниц, как показывает опыт предыдущих лет, обеспечивают безопасность отдыхающих. В этом смысле и предстоящий сезон не будет другим. А вот безопасность на водах — под вопросом? Во всяком случае  главный водолаз страны Алмабек Айдакеев  гарантий на этот счет дать не может, поскольку, по его мнению,  спасателей в курортной зоне катастрофически не хватает. И опять же по вине руководителей здравниц, которые считают накладным использовать специалистов из его ведомства либо с их помощью готовить таковых  непосредственно на местах. Да и добровольцев на эту работу не наблюдается, так как их работу те же руководители здравниц оценивают по минимуму. Вообще, создается впечатление, что этим самым руководителям здравниц закон не писан и каким-либо контролем со стороны госорганов  они не обременены.  Несмотря на многочисленные законы и подзаконные акты…

ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ — В СФЕРУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ!

     Данный лозунг не раз звучал из уст участников турярмарки «Иссык-Куль-2015». Очень многие сходились в одном: туризм — это в большей мере экономическая отрасль страны, на которую делается чуть ли главная ставка в новом экономическом содружестве.  Между тем он  является всего лишь структурным подразделением  чисто гуманитарного министерства, даже в названии которого он стоит на последнем месте — после культуры и информации…  Поэтому, возможно, и внимание к нему строится по остаточному принципу. И, признаем, это наследие от прошлой системы правления, которую скинули  путем революционного переворота. Может, пора уже произвести «революцию» и в структуре данного министерства?
Сейчас в стране новый глава кабинета министров, на которого все мы возлагаем большие надежды.  Новый министр экономики, который, кстати,  выходец из Иссык-Кульской области, и, надеемся, ему  по определению  должны быть небезразличны проблемы туристической зоны — и в человеческом, и в экономическом смыслах.  Хочется верить, что государственный интерес к туристическим возможностям Иссык-Кульской области, вошедшей в список ЮНЕСКО как биосферный резерват  «Иссык-Куль», усилится и  наступит наконец осознание, что  туротрасль  может стать локомотивом для всей экономики страны. Самой природой предначертано, чтобы ее возможности использовались круглогодично, а не только с открытием летнего сезона.  Вспомним практически неограниченные ресурсы для организации не только летнего, но и  зимнего отдыха. При правильном и, подчеркну, патриотическом их использовании город Каракол, например,  с его лыжными базами и трассами  может стать кыргызским  Куршевелем уже в обозримом будущем…  Мечты, скажете? Для простого обывателя — да. А когда так начинают «мечтать» государственные мужи, это уже называется стратегией развития.  Нужно только помнить, что природные богатства нельзя бесконечно эксплуатировать. А чтобы туризм стал по-настоящему экспортной статьей  дохода страны в новом экономическом пространстве, нужно в него инвестировать не только финансы, но любовь к родному краю.

Татьяна ПОПОВА.
Фото автора.

 






Добавить комментарий