Main Menu

Т. Ибрагимов: «Реализм — это то, за что в нашей стране раньше наказывали». Кыргызское кино: уроки любви и доброты

Журналистская дорога иногда совершенно неожиданно сводит нас с интереснейшими людьми современности. Одна из таких недавних встреч — с режиссером документальных и художественных фильмов Тынаем Ибрагимовым, заслуженным деятелем культуры Кыргызской Республики, народным артистом КР. Только перечень документальных и художественных фильмов, снятых им с 1971 года сначала в качестве оператора, а впоследствии и режиссера, займет немало строк. Начав творческую деятельность оператором «Кыргызтелефильма», он снял десятки фильмов и сотни передач, работал с такими известными и талантливыми режиссерами, как Мелис Убукеев, Альгимантас Видугирис, Геннадий Базаров, Актан Арым Кубат, Каридин Акматалиев, Усен Дайирбеков, Эркин Рыспаев. Сейчас Тынай готовит к выпуску одновременно две ленты — документальный фильм о кинорежиссере Мелисе Убукееве, друге и коллеге, и телефильм «Уроки доброты».

1     — Тынай Кудайбергенович! Расскажите, о чем вы сейчас снимаете фильмы и где берете сюжеты? 
— Одна из знаковых встреч моей жизни — с талантливым и ныне ушедшим от нас режиссером, культурологом, кинодраматургом, историком Мелисом Убукеевым, с которым мы дружили около 20 лет. Этот выдающийся кинематографист делал уникальные киноленты. Они отражали нашу суровую действительность, что не нравилось власть имущим: за реализм в нашей стране раньше серьезно наказывали. Во время просмотра худсоветом очередного рабочего материала кинофильма «Тайна мелодии» его подвергли критике, обвинили в национализме, фильм закрыли, а режиссер в начале 1970 годов был вынужден уехать в Казахстан. Он прожил там около восьми лет, жил, творил, общался с крупными деятелями культуры — такими, как писатель, драматург, культуролог Аскар Сулейменов, оператор Игорь Вовнянко, писатель, сценарист и режиссер Сатыбалды Нарынбетов, писатель, культуролог Мухтар Ауэзов.
В апреле 2015 года Мелису Айткуловичу исполнилось бы 80 лет, к сожалению, в 1996-м он умер от инфаркта. Поэтому появилась идея создать фильм его памяти. Я посчитал своим долгом это сделать как друг и коллега. Запущен в производство 30-минутный фильм о Мелисе Убукееве и его творчестве. Мы уже поработали в Казахстане, сделав там три интервью с его коллегами и единомышленниками, сейчас снимаем его друзей и соратников в Кыргызстане — Болота Шамшиева, Талипа Ибраимова, Кенеша Жусупова. Побывали у него на родине, в селе Кара-Кунгой Кочкорского района. Премьеру планируем сделать на КТР 17 апреля — к юбилейной дате. Мне посчастливилось поработать с Убукеевым в качестве оператора-постановщика, в частности, мы сняли две большие художественно-публицистические картины — «Прикосновение к вечности» — о художественной культуре кыргызского народа, и «Вселенная Манаса» — в   1989-м начали, в 1995-м закончили…
     — А о чем второй ваш нынешний фильм?
— Параллельно я заканчиваю полнометражную (50 минут) картину «Уроки доброты». Начал ее снимать еще летом 2014 года, сейчас монтируем фильм. Это будет документальная лента о судьбе 52-летнего жителя Каракола, который в 18 лет, будучи студентом, получил травму позвоночника во время купания в Иссык-Куле. После долгого лечения он передвигается на кресле-коляске. Идея создания фильма возникла не вдруг. Я давно искал героя, который вопреки обстоятельствам не сломился, не стал считать себя обиженным судьбой. Мой герой Ренат — именно такой. Мне рассказали о нем во время пешеходного марафона, организованного людьми с ограниченными возможностями здоровья, которых у нас в стране тысячи.
В моем фильме две части: «Пеший марафон» и «История одной любви». Впервые такой марафон у нас в стране организовали в 2008 году — из Балыкчы до Каракола по северному берегу Иссык-Куля, а далее до Балыкчы — по южному. Первыми «ласточками», если можно так выразиться о людях в инвалидных колясках, стали всего несколько человек, среди которых был и мой будущий герой. Проведению марафона помогали волонтеры из Японии. Собственно, и идея марафона принадлежала девушке Аяка Китто из Токио. Ренат и Аяка познакомились поближе, подружились. До знакомства с японкой у него несколько лет была жена, но детей Аллах не дал. Из-за этого они с женой расстались.
Когда в жизни Рената появилась Аяка, которая была младше лет на 15-16, многое изменилось. Ренат рассказывал мне о жизни, о ней, об их совместных мечтах и надеждах. Через некоторое время после марафона незаметно для обоих дружба переросла в любовь. Он сделал ей предложение руки и сердца, и японская девушка искренне приняла его. К тому же ей очень понравилась наша страна, она не раз говорила своему избраннику, что в Кыргызстане ей очень комфортно жить и работать. По профессии Аяка врач-физиотерапевт, поэтому она в большей степени помогала улучшить и физическое состояние моего героя. Обряд бракосочетания проходил по местным обычаям — Аяка приняла ислам, мулла в мечети провел обряд, мама Рената одела на нее платок. Три года они спокойно и счастливо прожили в Караколе.
     — Что вас привлекло в этом человеке? 
— То, что он, несмотря на ограниченные возможности здоровья, живет как обычный человек, работает в благословенной Аллахом организации, где взрослые люди-инвалиды помогают детям-инвалидам — с ДЦП, передвигающимся на колясках.
Благодаря проведенному международной организацией тендеру Ренат, ставший победителем, смог на средства доноров открыть в центре города компьютерный класс, где он обучает детей с ограниченными возможностями. Освоив автомобиль еще в 80-е годы, он ежедневно приезжает в свой компьютерный класс. Ренат говорит, что не чувствует себя в чем-то ущемленным, у него даже часто друзья занимают деньги в трудные минуты. Хотя однажды он откровенно поведал мне о том, что в первые годы после получения травмы его нередко посещали грустные мысли и даже появлялось желание уйти из жизни.
А Аяка через несколько лет поехала домой в отпуск, чтобы проведать родителей и решить накопившиеся дела. Маме она говорила ранее о своем замужестве в далеком Кыргызстане, но вот отец ничего не знал. Когда дочь рассказала ему о своем мусульманском муже, отец категорически возразил и запретил ей возвращаться в нашу страну. Она не посмела тогда пойти против воли родителей — в Японии с этим строго.
С Ренатом они продолжали общаться при помощи Интернета — по почте и по скайпу. Правда, вскоре отец Аяки сменил гнев на милость — любому родителю хочется видеть детей счастливыми. Он предложил дочери вариант: пусть ее друг переезжает в Японию. А Ренат и рад бы, но он проживает с матушкой весьма почтенного возраста и является ее опорой. Супруги решили пожить отдельно, надеясь, что время все расставит по местам. Прошло около двух лет.
Когда мы снимали в прошлом году часть ставшего ежегодным пешего марафона от Боконбаево до Каракола, я узнал, что Ренат еще раз женился: поскольку больная мать требовала ухода, родственники нашли девушку, которая согласилась стать его женой. Но сноха не смогла найти общий язык со свекровью и ушла из этой семьи. Опять Ренат остался с мамой вдвоем. Электронная переписка и общение по скайпу с японской женой продолжались изредка, поскольку Аяка подписала контракт на работу в ближней островной стране, а в Токио приезжала  раз в несколько месяцев на два-три дня.
Через несколько месяцев, в начале декабря 2014-го, мы вернулись в Каракол на досъемку зимней натуры. Поскольку мы с Ренатом уже сдружились, я на правах старшего товарища посоветовал ему вновь налаживать отношения с Аякой. Уже в начале этого года я узнал, что он поговорил с японской подругой и она обещала приехать в начале этого лета. Ренат питает надежды на то, что Аяка останется с ним на всю дальнейшую жизнь. В последних кадрах, которые мы сняли с его участием, он откровенно говорит: «Я ее люблю, она любит меня»… Да и свекровь очень ждет ее возвращения, говорит, что даже вещи Аяки так и остались висеть в шкафу. В последних кадрах сын с мамой наряжают новогоднюю елку и желают друг другу исполнения самых сокровенных желаний.
Как режиссеру фильма, конец мне пока неясен: как закончить ленту? Будет ли это счастливое воссоединение или рассказ наш останется на неоконченной ноте? Надеюсь, что летом этого года фильм увидит зритель. Лента смонтирована и почти готова, надо подобрать музыку — и нашу, и японскую, и, возможно, мировую классику.
Я хочу рассказать эту историю одной талантливой местной писательнице, чтобы она написала сценарий, основанный на этих реальных событиях, для художественного фильма. Уверен: этот фильм станет интересным для людей и нашей страны, и Японии, и иных стран мира.
     — Я знаю, что вы — многократный призер разных кинофестивалей в жанре “документальный фильм”. Расскажите о последних наградах — когда, за что?
— В 2013 году мы с коллегами закончили 45-минутный фильм «Таштанбек» о нашем прославленном земляке — чабане из Тонского района Иссык-Кульской области — Таштанбеке Акматове. Это как бы продолжение ленты 1979 года — фильма режиссера Михаила Яковлева «Вслед за отарой», где я работал в качестве оператора. Т. Акматову заслуженно присвоено звание Героя Социалистического Труда, он стал депутатом Верховного совета СССР, а в конце 80-х — и Верховного совета Киргизской ССР, получив и вторую звезду Героя Социалистического Труда. В 1981-м на Всесоюзном фестивале телефильмов в Ереване тот фильм получил специальный приз жюри. Сейчас Т. Акматову 77 лет. Два года назад мы с ним случайно встретились в больнице, он рассказал, что переехал в Кочкорский район на высокогорное пастбище Каракуджур, где развел большое стадо, начав при переезде всего с нескольких голов скота — лошадей и яков. Второй фильм о нем мы снимали в крайне суровых, без преувеличения, условиях зимнего, а затем и летнего нарынского высокогорья. После этого фильма ему присвоили звание Героя Кыргызстана, так что он теперь трижды Баатыр. За этот фильм на Международном фестивале документального кино в Самаре (Россия) мы получили один из главных призов.
После этого я снял фильм «Тринадцатый» — о мальчике, который пришел первым на скачках, а лошадь, преодолев финишную черту, пала и умерла. На основе этих документальных кадров и получился сюжет — я познакомился с мальчиком, выступавшим под номером 13, и его семьей. Этот фильм получил на фестивале в Самаре в 2013 году один из главных призов. Затем нас пригласили в октябре 2014 года в Екатеринбург на 25-й, юбилейный Фестиваль документального кино стран СНГ, куда мы также повезли эту ленту и получили там главный приз в номинации «Лучший короткометражный фильм» и спецприз «За гуманизм в киноискусстве». Причем, отмечу с гордостью, что за наш фильм все члены жюри проголосовали без обычных споров, единогласно, отметив, что это образец документального кино. Мне было особенно приятно, что преподаватель ВГИКа Д. Григорьев взял наш фильм как учебное пособие и обещал пригласить на проведение мастер-классов.
В ноябре 2014 года нас пригласили на международный кинофестиваль национального и этнического кино «Акбузат» в Уфу (Россия) и там «Тринадцатый» также отметили призом за лучший сценарий документального фильма.
     — Зрители ждут от вас новых, запоминающихся работ! Успехов!

Беседовала Елена МЕШКОВА.
Фото автора.

 






Добавить комментарий