Main Menu

Задачник Госрегистра

     Подать заявление в загсе, не  выходя из дома, восстановить потерянные документы без долгих поисков бумажных записей в архиве и даже получить справку о месте жительства, сидя за компьютером, —  все эти возможности в скором времени будут доступны всем кыргызстанцам. Государственная регистрационная служба проводит реформы, которые благоприятно отразятся на жизни каждого гражданина страны и значительно упростят общение с регистрационными органами.

2     В это трудно поверить, но сейчас государственные органы точно не знают, сколько в стране граждан, где они живут и чем занимаются. Базы данных социальной, налоговой и других служб разнятся, зачастую информация, содержащаяся в них, уже неактуальна. Это снижает эффективность работы государственных органов, считает Дастан Догоев, заместитель председателя Государственной регистрационной службы при правительстве:
«Даже Национальный статистический комитет обновляет информацию и выводит статистические данные о населении всего один раз в год. И сразу можно ставить вопрос: насколько решения, которые принимает правительство, актуальны и соответствуют реальным условиям? Нужна единая база о населении, из которой любой государственный орган сможет получить информацию о количественном и качественном составе населения, на основе которой он сможет принимать обоснованные, аргументированные решения в целях удовлетворения интересов и потребностей населения. Этим мы и занимаемся».
Единая база, или Единый государственный регистр населения (ЕГРН), свяжет четыре хранилища данных — адресный регистр, автоматизированную электронную систему загс, базу выданных паспортов и биометрическую информацию. Сообщаться между собой они станут через специальный сквозной идентификационный номер, так называемый ПИН, который присваивает Социальный фонд с 1996 года. По этому ПИНу можно узнать Ф.И.О., паспортные данные, дату рождения и пол, адрес постоянного и временного проживания. То есть информацию, нечувствительную с точки зрения защиты интересов человека и его безопасности.
1     «Это общедоступная информация, благодаря которой человека можно идентифицировать. Мы свои персональные данные — ПИН, пол, Ф.И.О., дату рождения везде оставляем, даже делая копию паспорта, и нет никакой гарантии, что эта копия нигде не осталась. А есть чувствительная информация, представляющая  угрозу личной безопасности. Например, национальность, вероисповедание, история болезни, владение недвижимым и движимым имуществом, бизнес. Это конфиденциальные сведения. Доступ к ним можно получить только в соответствии с требованием закона», — объясняет Дастан Догоев.
Основа базы данных —  адресная система — уже внедрена и работает. В нее внесено более 30 тысяч наименований улиц во всех населенных пунктах страны. Причем все эти данные в открытом доступе. На сайте darek.kg каждый может найти в списке свою улицу, а если вдруг ее там не окажется — сообщить об этом, чтобы этот факт проверили и внесли в систему. Сейчас названия улиц дополняют записями по номерам домов, квартир и жилых зданий, а таких более трех миллионов. Параллельно идет работа над ошибками.
«В жилых массивах, которые застроены путем самозахвата, все хаотично. Название улицам давали как заблагорассудится. И никакого постановления сельской управы не было: соседи собрались, решили и повесили таблички», — рассказывает Акын Мамбеталиев, заместитель директора ГП «Инфоком» при ГРС.
Встречается путаница и с пропиской. Бывают случаи, когда человек прописан на земельном участке, на котором пока не построено никакого жилья. Или даже в вагончике на поле.
«За полгода я три-четыре паспорта таких видел. Буквально значится — “на поле красный вагон”. Попробуй найди, где этот красный вагон и на каком поле находится. А если завтра этот вагон исчезнет, получается, что и человека нет?» — удивляется Акын Мамбеталиев.
С окончательным внедрением ЕГРН подобные накладки останутся в прошлом. В ГРС надеются, что кыргызстанцы сами будут в этом заинтересованы. Ведь если данные некорректны, гражданину уже не смогут предоставить государственную услугу, то есть в интересах каждого позаботиться о том, чтобы записи в документах оказались правильными.
Параллельно с работой над адресным регистром и поддержанием в актуальном состоянии базы выданных паспортов на всей территории страны внедряют систему ЗАГС. В ней полностью автоматизированы все виды актовых записей — рождение, перемена Ф.И.О., установление отцовства, заключение и расторжение брака, предусмотрена даже опция «брак с иностранным гражданином», которому предварительно присваивают ПИН. Такой же ПИН получает при рождении каждый ребенок, теперь он останется неизменным вне зависимости от смены фамилии или, например, потери свидетельства о рождении.
«В системе такая логика, что человек распознается по ПИНу. Раньше как было? Например, на юге человек женился. Приехал в Бишкек на заработки, здесь встречает другую женщину, снова женится. Потому что пока в загсе запрос отправят, пока ответ придет, он уже заключил новый брак. А теперь, если он где-то женился, в системе появится информация об этом. Придется сначала развестись, а потом уже можно оформлять новые отношения», — говорит Акын Мамбеталиев.
Чтобы научиться работать по-новому, сотрудники проходят специальное обучение. Продолжается оно несколько месяцев. Баян Исакова, специалист отдела управления проектами ГП «Инфоком», посетила с таким мастер-классом не одно отделение загса.
«Нельзя сказать, что сотрудники загсов сразу все освоили, но они постепенно учатся. Каждый человек индивидуален. Тем, кто старше 50 лет, нужно больше времени. В Бишкеке, где у всех есть опыт работы на компьютере, обучение идет быстрее. А бывает, что нам нужно с основ начинать, с компьютерной грамотности. Пока мы учим просто работать в электронной системе, а уже на следующем этапе осваивать online-возможности», — отмечает она.
Перспективы интересные. Например, в ближайшем будущем подать заявление на регистрацию отношений можно будет, не выходя из дома. Оформляться в электронном виде станут все услуги в загсах, а также регистрация постоянного и временного места проживания. Но произойдет это только после полной готовности базы данных. Первые изменения сможем  почувствовать в ближайшее время — уже с начала 2015 года сильно упростится процедура получения справок.
«Сейчас на практике как происходит — человек идет в ЦОН и ждет очереди, теряет много времени. А так он заполняет на сайте заявление, отправляет его, и ему приходит сообщение — в такое-то время к такому-то оператору подойти с оригиналами следующих документов. Он пришел, его быстро обслужили, и он ушел. Это удобно», — обрисовывает процедуру заместитель главы службы.
Похожая схема начнет действовать для предоставления справки о месте проживания. Заходишь на портал ГРС, запрашиваешь услугу, система в лице оператора тебя проверяет, и после подтверждения ты получаешь возможность самостоятельно распечатать справку. Причем запрашиваемый документ будет защищен.
«На справку ставят специальный штрих-код. Если вы, например, предоставляете ее в коммерческий банк, банк потом получит  технические возможности и средства проверить этот документ. Таким образом, мы уже исключаем ваше физическое посещение Центра обслуживания населения. Постепенно в этой же форме мы реализуем подачу документов на получение ID-карты и общегражданского паспорта, при этом можно будет отслеживать статус рассмотрения вашего заявления. Если сотрудник паспортного стола документы обработал, гражданин получает сообщение, что все нормально, документы приняты», — рассказывает Д. Догоев.
Идет работа над созданием электронного архива. Все актовые записи отсканируют. Уже оцифрованы все актовые записи о смерти за последние десять лет, и это только начало.
«Будем сканировать все виды актовых записей, тогда у нас появится электронный архив. Чтобы, если вдруг гражданин потерял документы, он смог бы их восстановить. Сейчас же как — ушел в архив, и месяц его нет, пока вручную всю картотеку переберет — это долгая история. А так начнут  выдаваться по фамилии отсканированные версии документов, которые есть на него, подтверждающие, что на самом деле есть такой человек, найти его станет легче, и это тоже удобство для граждан», — говорит Акын Мамбеталиев.
Для получения всех этих и многих других услуг  создадут специальный портал электронных услуг населению. Также вводятся новые стандарты для государственных услуг. Сейчас разрабатываются новые инструкции, регламентирующие процесс, определяются четкие требования к заполнению форм и перечню документов, которые гражданин должен предоставить для получения той или иной государственной услуги.
«В них пропишут конкретные шаги, в соответствии с которыми наш сотрудник будет работать. С точки зрения стандартизации государственных услуг, наш сотрудник не должен иметь свободу для размышлений или для действий. У него появится  четкий регламент, в соответствии с которым он должен предоставлять услуги, не более этого. В этом направлении вся работа и ведется», — отмечает Дастан Догоев.
Уже определены три услуги, связанные с коррупционным риском, — регистрация постоянного и временного места пребывания, получение ID-карты и общегражданского паспорта, их будут оказывать по новой модели. Специалисты паспортных столов, которые принимают решения, больше не станут общаться с гражданами напрямую. Все документы предстоит  принимать оператору, причем не остается никакой возможности узнать, к кому именно они в итоге попадут на обработку.
«Это касается всех наших услуг — человек, который принимает решения, лишается прямого контакта с клиентом, а только через оператора.      И при этом хотим реализовать принцип случайной выборки, когда оператор принимает документы, они могут попасть к любому специалисту. Это исключает возможность сговора — не возникнет  никакой гарантии, что документы от этого оператора попадут конкретно к этому специалисту. Мы хотели бы это реализовать уже с 2015 года», — делится планами представитель Государственной регистрационной службы.
И еще одно важное направление работы ГРС — создание базы биометрических данных. Их  в том числе используют в электронных (биометрических) паспортах, которые планируют выдавать начиная с 2016 года. “Сначала биометрические технологии применим только в загранпаспортах, но постепенно  модернизируем и другие документы государственного значения.”
«ID-карты мы также планируем постепенно заменить на биометрические документы. И параллельно свидетельства, которые выдаются загсами,  водительские удостоверения и т.д. В Российской Федерации, например, начал выдаваться один документ, который заменяет и водительское удостоверение, и пенсионную карту, и другие документы. Мы тоже хотим рассмотреть такой вариант, чтобы иметь один документ, который использовался бы во всех сферах», — говорит Дастан Догоев.
«И важно отметить, что каким бы защищенным ни был биометрический паспорт,  это не гарантирует достоверности этого документа. Выдача паспорта — финальная стадия, сопроводительные документы для получения паспорта можно подделать на уровне первичной регистрации, например загса, и получить настоящий паспорт. Мы должны исключить такие моменты с самого рождения и до выдачи паспорта. И Единый государственный регистр населения позволит обеспечить этот цикл. И тогда мы сможем говорить о том, что наш паспорт защищен.”

Ариадна МАЛАБАЕВА,  независимый журналист.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 






Добавить комментарий