Main Menu

Много разговоров и мало результатов

     В Кыргызстане продолжается многолетняя дискуссия о необходимости ускорить развитие малой энергетики. Никто вроде бы не против, но дело не сдвигается с почти нулевой отметки.

И вновь о малой энергетике

     Не менее 20 лет в Кыргызстане идет дискуссия о необходимости развивать гидроэнергетику, которая, по мнению многих, панацея от всех бед и рецепт нашего счастья. Вот уже начата реализация масштабных проектов, в первую очередь Верхне-Нарынского каскада, и не за горами, надеемся, и Камбар-Ата-1, вкупе с которой заработает наконец в полную силу и Камбар-Ата-2, пока не вышедшая на проектную мощность.
Но, говоря о крупных проектах, нельзя скидывать со счетов и малую энергетику — возведение низкозатратных ГЭС локальной мощности на стоках столь многочисленных у нас небольших горных рек, а также получение электроэнергии путем использования т. н. ВИЭ — возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, биогазов), которые могут быстро решить проблемы жителей высокогорных отдаленных районов и сёл, повысить уровень их жизни, вывести из круга бедности.
Никто не спорит, что малые ГЭС нам бы очень не помешали, но вот дальше разговоров и небольшой донорской подпитки на такие проекты дело никак не движется — у государства нет на это средств. Тема эта как нельзя более актуальна в нынешнем осенне-зимнем сезоне, поскольку энергообеспеченный вроде бы Кыргызстан из-за засушливых лета-осени 2014-го впервые за много лет начал покупать электроэнергию в Казахстане.
На днях в Бишкеке тему малой энергетики вновь обсуждали на республиканском совещании с участием курирующего эту сферу вице-премьера Валерия Диля и министра энергетики К. Турдубаева, финансовую поддержку оказал проект «Развитие малых ГЭС», реализуемый ПРООН при поддержке Глобального экологического фонда (ГЭФ).
На совещание прибыло более ста участников, среди них — чиновники правительства, губернаторы и акимы всех регионов, представители международных финансовых институтов, государственных и неправительственных организаций, частного сектора, а также местные и иностранные инвесторы, в частности, из Китая, Южной Кореи, Турции, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана. Начиная совещание, вице-премьер отметил важность и значение этой не столь популярной, как бы хотелось, сферы малой энергетики. «Сегодня первоочередной задачей правительства и всех органов власти, которые непосредственно связаны с энергетикой, является создание условий по строительству новых генерирующих мощностей, — подчеркнул В. Диль. — По расчетам специалистов, даже после выхода из водно-энергетического кризиса в стране сохранится дефицит мощностей, которые генерируют электроэнергию».
«Поэтому правительство приняло концепцию развития малой энергетики до 2017 года. Развитие малых ГЭС дает возможность планировать развитие энергетики на годы вперед. Если посмотреть на проекты, которые мы сейчас реализуем в этой сфере, они спроектированы еще в 60-70-е годы. Когда мы говорим о развитии малой энергетики, нужно оглянуться назад и сделать исторический анализ. До 1974 года в Кыргызстане электроэнергию давала малая и средняя энергетика. Но после ввода в эксплуатацию Токтогульской ГЭС малая энергетика практически перестала существовать. Не было необходимости в эксплуатации этих ГЭС. Сейчас работают в полную силу только Чаканская и Ат-Башинская станции, относящиеся к предприятиям малой энергетики. Остальные пришли в негодность. Мы должны в кратчайшие сроки ввести в строй новые генерирующие мощности. Малая энергетика позволила бы сделать прорыв в этой сфере, так как для нее нужны небольшие инвестиции, что позволит быстро окупить вложенные средства», — отметил вице-премьер.
Почему же инвесторы не особо жалуют сектор малой энергетики? Как утверждают эксперты, вложению денег препятствует ряд отнюдь не малых барьеров, среди них:
— отсутствие госгарантий возврата инвестированных средств как для собственных, так и для иностранных инвесторов, а также постоянно «прыгающая» курсовая разница валют;
— отсутствие в законодательстве    республики твердых норм по землеотводу и надежности использования воды, земли;
— излишние бюрократические проволочки при отводе земель;
— местные власти не информируют население о необходимости долгосрочной стратегии введения малых ГЭС в регионах;
— отсутствуют и гарантии от распределительных компаний по своевременной оплате за электроэнергию, выработанную малыми ГЭС, и т.д.
Весьма полезным опытом в деле развития малой энергетики поделились представители энергосектора Турции. Гендиректор компании   TEMSAN Хильми Баштюрк рассказал о турецком технологическом опыте возведения новых ГЭС, а чиновник департамента, ответственного за гидроэнергетические сооружения Главной электрической компании Турции (EUAS), Яхья Бекташ сделал обзор рынка электроэнергии, рассказал о процессе приватизации объектов энергорынка и познакомил с проблемами и перспективами малых ГЭС в этой средиземноморской стране.

Что имеем на сегодня?

     Какие же законы сегодня действуют в сфере малой энергетики и ВИЭ? Это законы «Об энергетике» (1996), «Об электроэнергетике» (1997), «Об энергосбережении» (1998), «О возобновляемых источниках энергии» (2008). Но эксперты обоснованно утверждают, что механизмы их реализации недостаточно проработаны. В 2012 г. в первый и последний из перечисленных законов внесены изменения — отменено лицензирование деятельности, связанной с ВИЭ.
Между тем общая величина потенциальных гидроэнергетических ресурсов Кыргызстана — это 268 учтенных рек, 97 наиболее крупных каналов и 18 водохранилищ, что составляет 28 828 тыс. кВт по мощности и 143 млрд. кВт/ч по выработке электроэнергии в год при средней водообеспеченности. Но пока этот немалый потенциал используется всего на 10% от возможностей.
Суммарный валовой гидропотенциал малых рек и водотоков составляет около 5-8 млрд. кВт.ч в год, из них страна использует примерно 3%. Расчеты профессионалов свидетельствуют: гидроэнергопотенциал малых рек по всем областям страны позволяет уже в ближайшей перспективе соорудить до 87 новых малых ГЭС с суммарной мощностью около 180 МВт и среднегодовой выработкой до 1 млрд. кВт/ч электроэнергии.
В 2014 году, по свежим официальным данным, в Кыргызстане эксплуатируются 13 малых ГЭС (с общей мощностью 42 МВт и среднегодовой выработкой электроэнергии около 145 млн. кВт/ч). Это 6 аламединских ГЭС, Малая Аламединская, Лебединовская, Быстровская, Найманская, Калининская, Иссык-Атинская, Ак-Сууйская.
Есть идея восстановить эффективно работавшие ранее малые объекты — 23 станции с общей мощностью 20,7 МВт и среднегодовой выработкой до 90 млн. кВт/ч. В Таласской области их две (Ленинпольская и Кыркказыкская), в Нарынской — пять, в Чуйской — четыре, в Иссык-Кульской — две, в южных областях — десять малых ГЭС.
Напомним, что малой принято считать ГЭС мощностью от 100 до 30 000 кВт. Наиболее крупной в Кыргызстане считается Быстровская МГЭС (8,7 МВт).

Еще одна концепция малой энергетики

     В ходе совещания эксперты Минэнергопрома представили вниманию участников Концепцию развития малой гидроэнергетики Кыргызской Республики на 2015-2017 гг.
Вообще-то, как напомнил вице-премьер, впервые Концепцию развития малой и средней энергетики в Кыргызстане разработали еще в 2000 году и она очень скоро получила одобрение доноров из Евросоюза. В ней предполагалось реконструировать и построить 42 малых ГЭС. К сожалению, реализовать ее не удалось. «Проекты по развитию малых ГЭС инвестиционно непривлекательны. Все проекты, которые удалось реализовать в энергетической отрасли, долгосрочно окупаемы. Средний срок окупаемости — 20 лет. Отчасти причина тому — существующие социальные тарифы на электроэнергию. Чтобы улучшить инвестиционную привлекательность проектов в области малой и средней энергетики, необходимо сократить срок их окупаемости», — отметил В. Диль.
Эксперт Минэнергопрома Элеонора Казакова, представляя новую Концепцию развития малой гидроэнергетики, сообщила, что документ сделан совместно специалистами Минэнергопрома и проекта ПРООН «Развитие малых ГЭС». Цель концепции — наметить первоочередные меры и направления реализации проектов возведения малых ГЭС, основываясь на реальных финансовых и иных ресурсах, а в глобальном плане — повысить энергетическую безопасность страны, привлекать инвестиции в гидроэнергетику, улучшая соответствующий климат.
Почему столь важны малые ГЭС? Эксперты постоянно бьют тревогу: дефицит электроэнергии растет и может составить в 2017 году около 3 млрд. кВт/ч. По-прежнему остро стоит вопрос с электроснабжением отдаленных населенных пунктов. Кроме того, производство электроэнергии путем переработки угля, мазута, газа, дизтоплива усугубляет экологические, транспортные и экономические проблемы. К тому же запасы природных энергоносителей истощаются, а капвложения, наоборот, растут. Поэтому очевидно — нужны энергетические альтернативы!
МГЭС также могут выступать (и в разных странах выступают) в качестве аварийного резерва для стабилизации работы энергосистемы.
Пока что одним из барьеров на пути широкого внедрения МГЭС у нас являются первоначальные затраты и долгий срок окупаемости, зато рентабельность этих станций высока из-за долгого срока службы (свыше 70 лет), низкой себестоимости энергии и затрат на техобслуживание.
Дискуссия, как водится, тут же обнажила все слабые места проекта концепции. Все точки зрения нет возможности здесь приводить, отмечу тезисно наиболее важные.
Представитель правительства Т. Джунушалиев подчеркнул, что при росте цен на все товары, в том числе на продукты (только мясо за последние годы подорожало втрое, по его словам), «нельзя удерживать тарифы на энергоносители на низком уровне — это пережиток социализма.  Вводится много мощностей, всем нужна электроэнергия. Правительство много инвестиций закачало в энергетику — более одного миллиарда долларов. Их надо восстанавливать. И малая энергетика — это полезная идея, а проблемы следует решать незамедлительно».
Дискутирующие задавали наболевшие вопросы: почему не работает закон о ВИЭ, почему органы МСУ не информируют население о необходимости поддержки инициатив по малой энергетике? Они отмечали, что сегодня малые ГЭС работают в большинстве случаев благодаря личным инициативам отдельных людей, но такие инициативы не решают проблему в целом. Встал вопрос и о необходимости создавать и внедрять систему лизинга оборудования для МГЭС.
Представитель проекта ПРООН «Малые ГЭС» рассказал, что в Китае есть Центр помощи в сфере энергетики и там готовы помочь с ТЭО по одной-двум станциям для Кыргызстана. ПРООН же запланировал в скором времени провести тренинг для предпринимателей по этим темам. «Во многих странах созданы региональные центры по развитию малой энергетики, в Кыргызстане назрела такая необходимость, и ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию) может помочь с этим при финансовой помощи ГЭФ», — предметно и конструктивно выступил инвестор.
Один из участников резко критиковал представленный проект концепции: «Предложенная концепция составлена преступно шаблонно! Там не учтены исходные природные условия! Именно такие проекты и привели в недавнем прошлом к двум социальным взрывам, потрясшим страну».
Главное, что интересовало всех: как решится вопрос с тарифами на вырабатываемую на МГЭС энергию и каков срок окупаемости? Не раз называлась цифра: восемь лет. Но льготные условия кредитования правительство обещает инвесторам всего на пять лет. Поэтому многие призывали чиновников правительства учесть пожелание: льготный период тоже повысить до восьми лет.
Инвестор из Китая, внимательно слушая перевод дискуссии, не выдержал: «Почему ко мне никто не подходит и не просит денег на малые ГЭС?!».
Вторая часть встречи как раз и была посвящена презентациям по конкретным проектам, встречам бизнесменов с потенциальными инвесторами и налаживанием прямых контактов. Остается ждать конкретных и весомых результатов.
Кроме того, участники совещания в числе полезных предложений выдвинули идею создания ассоциации малых ГЭС, а также — необходимость организации площадки для обсуждения идей малой энергетики, обмена опытом.

 Елена МЕШКОВА. 

 P.S. Через полгода состоится следующее совещание по малой энергетике, на котором у госорганов управления и МСУ спросят: что сделано?

 






Добавить комментарий