Main Menu

Темир Сариев: «Главное — человек, рост его благосостояния». Интервью с министром экономики

     Завершается очередной, 2014 год — год реализации Стратегии устойчивого развития страны, год, объявленный Президентом Алмазбеком Атамбаевым Годом укрепления государственности. На мировом уровне нашу республику перестали считать бедной, перевели в разряд развивающихся стран. Взят пусть небольшой, но все-таки рубеж. А что еще удалось сделать в уходящем году?
Вопрос адресую министру экономики Темиру Сариеву, ведь его ведомство — основной двигатель реформ: здесь продвигают инвестиции, готовят документы для вступления Кыргызстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, не дают в обиду бизнесменов — придумали «гильотину», помогают экспортерам, воюют с бюрократами; одним словом, в этом министерстве рождается множество интересных, важных для страны дел.

1     — Темир Аргенбаевич, чего достигла наша республика в 2014 году? Нам есть чем гордиться?
— Как вы знаете, несколько лет назад мы взяли курс на устойчивое развитие. Для Кыргызстана как страны с небогатым населением, особенно в сельской местности, и ограниченными природными и финансовыми ресурсами такое направление представляется логически и политически обоснованным. Модель устойчивого развития сама по себе предполагает стремление к системности, комплексности и сбалансированности в развитии. Переход к устойчивому развитию предлагает рассматривать экономический рост через призму человеческих ценностей и разумного использования природных ресурсов.
Центром и конечной целью такого развития становятся исключительно человек, рост его благосостояния, комфорта, возможности реализовать себя как личность. Поэтому и сегодня, и в долгосрочной перспективе развитие человеческого капитала будет оставаться национальным приоритетом Кыргызстана.
     — И в чем это выражается?
— Для всех граждан нашей страны нужно создать условия, чтобы они могли зарабатывать, получать стабильный доход, качественное образование, медицинское обслуживание, приобрести жилье и т.д., то есть проживать в приемлемой для здоровья окружающей среде.
Каждый кыргызстанец должен чувствовать поддержку государства, если захочет открыть собственный бизнес. Создание условий для развития у людей экономической активности, предпринимательской жилки — приоритетное направление работы государственных органов, ведь основа рыночной экономики — частный сектор, именно он пополняет налогами казну, создает рабочие места, участвует в производстве и умножении внутреннего валового продукта. А с ростом ВВП государство имеет больше шансов повысить старикам пенсии, увеличить пособия инвалидам и малоимущим, помочь детям.
     — Однако в Кыргызстане предпринимательство, производство все еще находятся на стадии становления, процветает лишь «купи-продай».
— Вы правы, большая часть деловых людей республики занята в основном в сфере торговли и услуг, гораздо меньше рискуют вкладывать кровные в реальный сектор экономики. Подобный путь ведет к нерациональному использованию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.
Сегодня острая проблема — конкурентоспособность бизнеса, так как крупных предприятий, за исключением отдельных компаний, имеющих необходимый производственный, человеческий и научный потенциал, в стране попросту нет.
     — Что необходимо предпринять для улучшения условий ведения бизнеса в Кыргызстане? Какие шаги в этом направлении делает правительство?
— Последние несколько лет мы последовательно и целенаправленно проводили кардинальные реформы в сфере предпринимательства. Во-первых, создали нормативно-правовую базу, законодательно закрепляющую и разграничивающую права, а также обязанности как государства, так и бизнеса.
Отмечу: регуляторные изменения позволили создать благоприятный деловой и инвестиционный климат в нашей стране. Так, количество лицензий и разрешений для занятий бизнесом уменьшилось в четыре раза (с 508 до 101), значительно сокращены количество государственных услуг (с 2 000 до 308), сроки проверок, снижено число контролирующих органов,  внедрены критерии риска.
Желающий попробовать себя в предпринимательстве может оформить все документы за три дня (еще недавно на это требовалось более 20 дней). Но этого, я думаю, недостаточно. Необходимы более активные и решительные действия со стороны правительства для устранения барьеров бизнесу и инвестициям.
     — Не секрет, что наши чиновники не торопятся соблюдать букву закона, существует ряд недостатков и в самой нормативно-правовой базе. 
— Вы, наверное, имеете в виду лазейки в законодательстве, большое количество дублирующих, часто противоречащих друг другу нормативных документов, а также наличие юридических коллизий, несоответствие принимаемых подзаконных актов законам и т.д.
Отвечу: несмотря на реформы, до сих пор у нас есть административные барьеры в частном секторе, ограничивающие выход фермеров на внутренний и внешний рынки сбыта, создающие проблемы при ведении бизнеса. Сохранилась практика необоснованных проверок малых и средних предприятий контролирующими органами.
Государственное регулирование в контрольно-надзорной сфере показало свою неэффективность, да и частенько такая деятельность носит чисто формальный характер. Расходуются значительные государственные средства, это неоправданно высокие траты народной казны, к тому же возникают коррупционные риски. Для роста производительности труда, ускорения экономики и диверсификации экспорта следует более тщательно поработать над инструментами регулирования.
Следует обратить внимание на отрасли хозяйствования, где Кыргызстан имеет потенциальные преимущества: гидроэнергетика, натуральные продукты питания, швейное и текстильное производство, туризм.
     — Готовы ли государственные органы самостоятельно реализовать такие реформы? Нигде в мире чиновники сами себя не реформируют. 
— В соответствии с ноябрьским Указом Президента Алмазбека Атамбаева «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» (2013 год) перед правительством поставлена задача снизить административный пресс на предпринимательскую деятельность с применением «принципа гильотины». То есть в законопроектах автоматически отсекается все вредное, несущее дополнительные расходы бизнесу, осложняющее его работу.
А в марте текущего года распоряжением правительства одобрен меморандум о взаимопонимании между кабинетом министров и Центром организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в реализации проекта регулятивной реформы «Системный анализ регулирования».
В этом ключе и начнется его осуществление с целью оздоровления бизнес-среды и инвестиционного климата в стране.
Данный проект поможет правительству повысить конкурентоспособность республики, особенно в преддверии ее вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, снизит уровень коррупции путем пересмотра и упрощения законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, с использованием передового международного опыта.
Особо подчеркну: скоро появится совет по регулятивной реформе при правительстве, который возглавит премьер-министр Джоомарт Оторбаев. При нем будет действовать специальный отдел по регулятивной реформе, иными словами — по системному анализу регулирования.
Сотрудники отдела станут тесно работать с государственными органами — их более тридцати, проведут инвентаризацию законодательной базы, сделают независимый анализ нормативно-правовых документов, предоставленных чиновниками и бизнес-сообществом.
Отдел по регулятивной реформе уже есть, но еще не определен его правовой статус как рабочего органа совета, что может привести к определенным трудностям. Планируется создать внутриведомственные рабочие группы, в которых еще раз пересмотрят нормативно-правовые документы, дадут рекомендации по их изменению.
     — Господин министр, что вы пожелаете деловым кыргызстанцам в канун Нового года?
— Верить в свои силы, правительство вас всегда поддержит.

Интервью вела
Галина ЛУНЕВА.
Фото предоставлено пресс-службой Минэкономики.






Добавить комментарий