Main Menu

Асанбек АЛЫМКОЖОЕВ: «Держим порох сухим»

     На расширенной коллегии Генерального штаба Вооруженных сил подведены итоги учебного года в Министерстве обороны, Национальной гвардии и Государственной пограничной службе, входящих в состав Вооруженных сил страны. Для военных он выдался особенно напряженным. Части и подразделения армии принимали участие в ряде крупномасштабных международных учений под эгидой СНГ, ШОС и ОДКБ, а помимо этого, выполняли учебно-полевые задачи в условиях, приближенных к боевой обстановке. Учились войска на фоне происходящих интенсивных и глобальных преобразований, в системе обеспечения военной безопасности государства, в частности, в Вооруженных силах. О приоритетных направлениях реформирования и боевой подготовки в завершившемся учебном периоде мы поговорили с начальником Генерального штаба ВС Асанбеком АЛЫМКОЖОЕВЫМ.

1     — Товарищ генерал, расскажите, пожалуйста, о самых значимых событиях в жизни Вооруженных сил страны в уходящем году. 
— Прежде всего это участие наших армейских подразделений в четырех крупных международных учениях. Особенно ответственными и сложными для нас стали два из них. Это «Нерушимое братство-2014» на территории Кыргызстана с участием военных миротворческих контингентов стран-членов ОДКБ и антитеррористическая тренировка частей специального назначения государств-участников ШОС в Китайской Народной Республике. В последних мы задействовали более 500 кыргызских военнослужащих. На своей технике они совершили марш, преодолев около пяти тысяч километров. Впервые в истории Вооруженных сил страны осуществлялись погрузка и разгрузка военных эшелонов, обеспечивались их безопасность и надлежащее техническое состояние боевых машин. Скажу так, на всех этапах учения наши военнослужащие показали себя не хуже, чем другие, а в некоторых случаях даже лучше. Например, при освобождении захваченного по сценарию террористами стратегического объекта с заложниками наш спецназ показал отличную выучку и мастерство.
Еще одним знаковым событием для нас, военных, в уходящем году стало создание по инициативе Президента — Главнокомандующего ВС Генерального штаба. В соответствии с военной доктриной Кыргызстана, принятой на Совете обороны, он — центральный орган военного управления и главный орган оперативного руководства Вооруженными силами и другими воинскими формированиями при введении военного или чрезвычайного положения либо возникновении кризисных ситуаций. Генштаб также — единый центр координации сил и средств других силовых структур, госорганов и органов местного самоуправления, вовлеченных в систему обеспечения национальной безопасности. Национальная стратегия устойчивого развития на 2013-2017 годы четко определяет, какие Вооруженные силы нам нужны: обученные, хорошо вооруженные и мобильные, способные профессионально действовать как при внешних, так и при внутренних угрозах.
     — Любая реорганизация — процесс сложный и, как правило, болезненный, а при реформировании системы управления войсками особенно. В этой связи какая роль отводится Министерству обороны? 
— ГШ создан на базе главного штаба оборонного ведомства, но при этом их функции и полномочия разграничены. За министерством закреплены вопросы проведения военной политики, международного сотрудничества, подготовки кадров и материально-технического обеспечения. О полномочиях Генерального штаба я уже сказал. Такая практика оправдала себя во многих развитых странах. Отмечу, что в нашем случае Генштаб — самая оптимальная система военного управления в условиях дефицита государственных средств.
     — Асанбек Тунгучпаевич, вернемся к армейским будням. Какой, по-вашему, оценки заслуживает боевая подготовка военнослужащих за прошедший учебный период? 
— Все запланированные мероприятия в войсках выполнены в ходе практических стрельб, специальных занятий, ротных и батальонных полевых тактических тренировок и учений. Правда, по содержанию и регулярному проведению они оставляют желать лучшего. Например, применяется мало боевой техники из-за отсутствия средств на поддержание ее в нужном состоянии. Те же летчики должны летать не менее 40 часов в год, а на самом деле в воздухе находятся около 3-4. Проблема в недостаточном финансировании и обеспечении Вооруженных сил. Конечно, Генеральный штаб не в состоянии решать ее самостоятельно, для этого нужна поддержка государства.     С учетом сказанного боевая подготовка войск за прошедший учебный год заслуживает удовлетворительной оценки. Добавлю, что в уходящем году особое внимание уделялось боевой подготовке развернутых войсковых и специальных подразделений, несмотря на трудности, нам удавалось изыскивать собственные средства на повышение профессионального уровня их военнослужащих.
     — Известно, что у Генштаба ВС сложились тесные и конструктивные взаимоотношения с военными ведомствами стран ближнего и дальнего зарубежья по линии двусторонних и многосторонних соглашений. Расскажите о них подробнее.
— Они развиваются динамично и плодотворно. Особенно хочу отметить в этом плане Россию. Сегодня наши Вооруженные силы нуждаются в первую очередь в современных и модернизированных видах вооружения. По договоренности главы государства Алмазбека Атамбаева с Президентом Владимиром Путиным Россия выделяет для Вооруженных сил Кыргызстана военно-техническую помощь в размере 1 миллиарда рублей. Это боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры, артиллерийские орудия, разведдозорные машины, запчасти, комплектующие к радиолокационным станциям, огнестрельное оружие и другие виды вооружения. Поставлять их решено поэтапно.      Отмечу, что начиная с баткенских событий 1999-2000 годов Министерство обороны России постоянно увеличивает размер безвозмездной помощи ВС Кыргызстана, являясь нашим надежным партнером в обеспечении военной безопасности государств СНГ-членов ШОС и ОДКБ. Активно развиваются отношения в сфере военного сотрудничества с Китаем, Турцией, Азербайджаном, Казахстаном и другими странами ближнего и дальнего зарубежья.
     — Асанбек Тунгучпаевич, вы участник баткенской кампании. Как руководитель ведомства, отвечающего в том числе за военную безопасность государства, скажите, какова вероятность повторения подобного сценария вероломного вторжения через нашу государственную границу в условиях обострения региональных противоречий, активизации террористических и экстремистских организаций?
— Не драматизируя ситуацию, замечу: образно говоря, мы должны держать порох сухим. Осложнение военно-политической обстановки в Центральноазиатском регионе, в частности в Афганистане, война в Сирии, нарастающая волна протестных выступлений в ряде других исламских государствах дают основания усилить бдительность. В немалой степени осложняют обстановку нерешенные вопросы по делимитации и демаркации границы с соседними государствами, конфликты в приграничных районах на ее спорных участках. Все это может стать поводом для боевиков, чтобы разыграть новый сценарий вторжения. Учитывая уроки Баткена, следует создать силы, способные адекватно реагировать на угрозы безопасности в мирное и военное время. И главная роль в этом отводится профессиональной армии, оснащенной современным оружием и техникой и умеющей действовать не только в традиционных видах боя, но и в антитеррористических операциях. Над этим мы сейчас работаем.
Реализация задач по укреплению обороноспособности страны находится под постоянным контролем Президента — Главнокомандующего Вооруженными силами. Если иметь в виду внешние угрозы, хочу отметить наше конструктивное сотрудничество с уставными органами ОДКБ. У нас общие интересы в выстраивании реальной линии защиты от терроризма.
     — И все-таки, товарищ генерал, в рамках возможного поделитесь, пожалуйста, информацией о ситуации на таджик-
ско-афганской границе, полученной из армейских источников.

— Непростая обстановка складывается в Горном Бадахшане, граничащем с северными провинциями Афганистана. Здесь заметно усилилось влияние исламистских боевиков, в том числе Исламского движения Узбекистана, несмотря на то что они потерпели сокрушительное поражение в 1999-2000 годах, вновь планируют захват власти и создание автономии на территориях бывших среднеазиатских республик СССР. Спецслужбы и наша армейская разведка работают достаточно продуктивно, и это позволяет обладать достоверной информацией, отслеживать ситуацию и принимать превентивные меры противодействия. Да и      Таджикистан уже не та страна, какой была во время баткенских событий. В текущем году правительственные войска провели ряд успешных спецопераций по блокированию и уничтожению бандформирований религиозных фанатиков.
     — Самыми больными вопросами для армии остаются состояние воинской дисциплины, соблюдение законности и правопорядка…
— Сегодня они не настолько актуальны, как раньше, тем не менее, к сожалению, еще имеют место такие негативные явления, как дедовщина, неуставные отношения, хищения, злоупотребление служебным положением, и другие. Это происходит по вине отцов-командиров, пустивших на самотек воспитательную работу с подчиненными, ведь в армейских уставах четко прописано, что они несут персональную ответственность в целом за боевую подготовку военнослужащих, включающую в себя поддержание воинской дисциплины, благоприятного морально-психологического климата, сохранность вооружения и боевой техники. Нерадивых руководителей мы жестко наказываем, освобождаем от занимаемых должностей и даже привлекаем к уголовной ответственности, отказавшись от практики утаивания ЧП, произошедших в войсках. Как пример, недавнее происшествие в ракетно-зенитной бригаде, где офицер, находясь в нетрезвом состоянии, случайно застрелил из пистолета военнослужащего-контрактника. Сняты с должности командир, начальник штаба, замполит бригады и несколько старших офицеров Сил воздушной обороны.
С другой стороны, армия является отражением общества. К нам приходят молодые ребята с уже сформировавшимся мировоззрением и воспитанием. За год службы мы не можем резко изменить их жизненные принципы и направить в правильное русло. Позитивную роль в этом могут сыграть начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание в школах.
И еще, сегодня Вооруженные силы Кыргызстана остро нуждаются в офицерах-воспитателях и военных психологах, способных по-настоящему пестовать и готовить профессиональные военные кадры. В наших ближайших планах — подготовка таких остро востребованных временем специальностей на базе Военного института им. К. Усенбекова.
     — Хочу спросить вот о чем. Один мой знакомый, старший офицер, прослуживший в армии более 20 лет, до сих пор скитается с семьей по съемным квартирам…
— Решение социальных проблем военнослужащих, особенно в обеспечении жильем, — один из важнейших факторов высокой боевой готовности. Надежный тыл, домашний уют для офицера и контрактника — главный стимул к добросовестному служению Отчизне. Да, жилищная проблема в армии стоит довольно остро. У нас нет собственных средств на строительство домов для военных. Но надо отметить, что, несмотря на экономические трудности, Главнокомандующий — Президент Алмазбек Атамбаев находит возможности решать ее. По его инициативе в текущем году началось интенсивное строительство домов для военных во всех регионах страны. Впервые за всю историю Вооруженных сил суверенного Кыргызстана планируется построить 400 квартир в Бишкеке, 200 — в Баткене и 100 — в Оше. Мы тоже не сидим сложа руки: изыскиваем средства на ремонт военных городков, улучшение их инфраструктуры и условий жизни семей офицеров и контрактников.
     — Последний вопрос, товарищ генерал: состоится ли в столице парад в честь 70-й годовщины Великой Победы, а то вокруг этой темы ходят всякие разговоры со ссылкой на экономические трудности? 
— Обязательно состоится. Если к тому времени не поступит военная техника из России, привлечем свою, имеющуюся на вооружении, с участием, как планируется, личного состава российской авиабазы в Канте. Это наша общая Победа, и мы в неоплатном долгу перед теми, кто завоевал ее ценой собственной жизни.
Пользуясь случаем, хочу поздравить личный состав Вооруженных сил страны, семьи военных, всех кыргызстанцев с наступающим Новым годом, пожелать им здоровья, счастья и… зачехленных стволов любого оружия, кроме учебного.

Сергей СИДОРОВ.

 






Добавить комментарий