Main Menu

Электроэнергия и тепло: как будем платить

     Интервью с директором Государственного агентства по регулированию ТЭК при правительстве Нурбеком ЭЛЕБАЕВЫМ.

1     — Нурбек Беккулович, в чем принципиальная новизна и отличие Среднесрочной тарифной политики, утвержденной постановлением правительства.
— Они  заключаются в следующем. Во-первых, устраняется разделение потребителей на 1- и 3-фазных абонентов, как в прежней тарифной политике. Во-вторых, при потреблении электроэнергии бытовым абонентом в пределах гарантированного льготного объема 700 кВт.ч в месяц он оплачивает  свет по тарифу 70,0 тыйына за 1 кВт.ч. В случае использования свыше 700 кВт.ч стоимость определяется по средневзвешенному тарифу электроэнергии с учетом цены импорта и ежегодной корректировки на величину фактической инфляции за предыдущий год. То есть за гарантированный объем льготного потребления электрической энергии до 700 кВт.ч цена составит 70 тыйынов с ежегодным ростом с 1 апреля 2015-го до 2017 года на 20%. В-третьих,  введен новый тариф с учетом импорта электроэнергии, который составляет:
     — для бытовых потребителей свыше 700 кВт.ч — 205 тыйынов/кВт.ч;
— для промышленности, сельского хозяйства, бюджетных и прочих потребителей — 219 тыйынов/кВт.ч (без учета налогов).
И в-четвертых, в ранее установленных тарифах на тепловую энергию для населения в размере 917 и 1 557 сомов за 1 Гкал возникли трудности в понимании и администрировании. В связи с этим введен единый тариф в размере 917 сомов за 1 Гкал.
     — Как рассчитан гарантированный объем потребления 700 кВт.ч?
— В структуре потребления в среднем по всей энергосистеме  удельный вес группы «население» составляет порядка 65%. Анализ показывает, что отечественная энергосистема на предстоящий осенне-зимний период 2014-2015 года способна выработать, передать и распределить 7,5 млрд. кВт.ч. Следовательно, возможно обеспечить население 692 кВт.ч на 1 потребителя в месяц.
Согласно данным распределительных энергокомпаний,  максимальное потребление электроэнергии бытовыми абонентами с 1-фазным вводом в январе 2014 года по всем регионам страны в среднем составило 667,1 кВт.ч. Исходя из этого и предложено  установить ежемесячную норму потребления в размере 700 кВт.ч.
     — Что вы можете сказать по импортной электроэнергии?
— С 1 декабря 2014 года ОАО «Электрические станции» начало импортировать электроэнергию с Джамбульской ГРЭС Казахстана в месячном объеме 200 млн. кВт.ч. Всего ожидается поставить по импорту 1 млрд. кВт.ч. Цена за 1 кВт.ч на 30 октября, взятая нами в расчеты, составляла 5,13 сома с учетом курса валюты того дня. По сегодняшнему курсу валюты — 5,528 сома. В этой стоимости не учтены затраты энергокомпаний Кыргызстана на передачу и распределение импортной электроэнергии.
Новые тарифы введены с 11 декабря этого года и сохранятся до 1 апреля 2015-го в установленных значениях.
     — Каким образом рассчитан средневзвешенный тариф с учетом цены импортной электроэнергии?
— Для абонентов группы «население», потребляющих свыше 700 кВт.ч электроэнергии, тариф установлен в размере 2,05 сома за 1 кВт.ч.;
— для небытовых потребителей, кроме насосных станций, к ним относятся промышленность, сельское хозяйство, бюджетные и прочие потребители, с учетом импорта — 2,19 сома за 1кВт.ч.
При расчетах вышеуказанных средневзвешенных тарифов использовался следующий алгоритм. Первое действие: объем отпуска отечественной электроэнергии умножается на действующие тарифы для каждой группы конечных потребителей электроэнергии (1,38 сома) или на стоимость (1,20 сома) для населения, потребляющего свыше 700 кВт.ч в месяц. Второе: объем отпуска импортной электроэнергии каждой группе потребителей умножается на тариф, равный цене импортной покупки на границе со страной-экспортером (5,13 сома), который применяется для всех групп конечных потребителей электроэнергии, за исключением населения, до 700 кВт.ч/месяц и насосных станций. Третье: складывается объем отпуска отечественной и импортной электроэнергии, получается общий объем электроэнергии. Четвертое: складываются суммы оплаты за отечественную и импортную электроэнергию, и получается общая. Пятое: общая сумма оплаты делится на общий объем электроэнергии, в результате получаем средневзвешенный тариф на нее для каждой группы конечных потребителей. Таким образом, средневзвешенный тариф для бытовых потребителей (свыше 700 кВт.ч) — 205 тыйынов/кВт.ч. Средневзвешенный тариф для небытовых потребителей (промышленность, сельское хозяйство, бюджет и прочие) — 219 тыйынов/кВт.ч.
В этой связи следует отметить, что все  потребители импортной электроэнергии получат отсрочку в платежах за нее для облегчения нагрузки на свой бюджет. Расчет они могут производить в течение всего 2015 года.
     — А в случае отсутствия импорта электроэнергии по каким тарифам планируете учет и оплату? 
— Применение средневзвешенного тарифа на электрическую энергию будет производиться в течение срока, обеспечивающего покрытие разницы между стоимостью импортной электроэнергии и средневзвешенным тарифом. По нашим расчетам, на покрытие этой разницы потребуется 13 месяцев. То есть оплату по средневзвешенному тарифу для покрытия стоимости импортной электроэнергии в объеме 1,0 млрд. кВт.ч  намечено производить с декабря 2014-го до конца 2015 года.
Когда произойдет полное покрытие разницы в цене и в случае отсутствия новых объемов импорта в 2016-м и 2017 гг. для населения, потребляющего свыше 700 кВт.ч/месяц, начнут  действовать тарифы 137,7 и 147,4 тыйына за 1 кВт.ч соответственно, а для  промышленных и бюджетных потребителей, сельского хозяйства и прочих — в размере 158 и 169,1 тыйына за 1 кВт.ч соответственно с ежегодной корректировкой на уровень фактической инфляции за предыдущий год.
Отвечая на этот вопрос, хотелось бы особо подчеркнуть, что импорт электроэнергии — объективная реальность в условиях нехватки собственной, и это не внутренняя государственная политика, а рыночная составляющая на мировом рынке электроэнергии. Многие страны сегодня импортируют электроэнергию, и это нормально. Это для нас пока такое не укладывается в голове как реальное явление. В этой связи тарифы с учетом импорта  — состояние, к которому нужно привыкать в условиях  недостатка мощностей и возрастающих объемов потребления. Только импортная составляющая заставляет нас сегодня  говорить о повышении тарифов,  так как в странах-поставщиках электроэнергия стоит гораздо дороже, чем у нас. Что касается ее внутреннего производства, то для населения свет не  подорожает. Наоборот, мы даже ушли от повышения цен для 3-фазников и всех потребителей этой группы, установив социально-ориентированный тариф в 0,70 сома.
     — Как расчитывается социально-ориентированный тариф в новой тарифной политике на тепловую энергию?
— В прежней среднесрочной политике вводилась социальная «норма потребления» тепловой энергии. Она определялась по количеству, необходимому для отопления жилого помещения общей площадью не более 35 м2 на первого прописанного в жилом помещении человека, плюс количество тепловой энергии, требуемой для отопления дополнительных 14 м2 общей площади жилого помещения на каждого последующего (второго, третьего и т.д.) прописанного в данном жилом помещении. При потреблении в этих пределах стоимость 1 Гкал составляет 917 сомов, свыше этой нормы по другому тарифу — 1 557. Второй тариф, по сути, это стоимость тепловой энергии.     Практика показала, что разделение потребителей с учетом социальной «нормы потребления» при расчётах за потребленную тепловую энергию не дает никакого результата. Наоборот, это возмутило потребителей, потому что создаются трудности при расчёте тарифов и администрировании. Поэтому при расчетах на тепловую энергию мы  отказались  от разделения потребителей по «норме потребления» и установили единый тариф вне зависимости от прописанных для всех потребителей в размере 917 сомов за 1 Гкал.
     — На каких принципах  основана новая тарифная политика на тепловую энергию?
— В целях сохранения социальной ориентированности тарифов и повышения доступности потребителей к использованию тепловой энергии и горячей воды правительство разработало новую тарифную политику, взяв за основу три принципа: тарифы должны покрывать все расходы на производство, передачу, распределение и продажу тепловой энергии; социально-ориентированный тариф на тепловую энергию распространяется только на категорию потребителей «население»; всем небытовым потребителям (промышленность, бюджетные и прочие потребители) тарифы рассчитываются по стоимости тепловой энергии.
     — В какие сроки и на сколько процентов повысится тариф на тепловую энергию?
— С даты введения (11 декабря 2014 г.) регулятором новых тарифов  и до 1 апреля 2015 года единый тариф за 1 Гкал тепловой энергии для населения составит 917 сомов.
С 1 апреля 2015 года тариф на тепловую энергию для населения ежегодно станет увеличиваться в среднем на 20% и к 2017-му  постепенно достигнет стоимости 1 Гкал в размере 1 615,3 сома.
Тариф для небытовых абонентов, установленный в размере 1 557 сомов,  ежегодно увеличивается начиная с 1 апреля 2015 г. на 8% в год, т.е. на уровень инфляции.
     — Какие льготы предусмотрены социально нуждающимся гражданам?
— Если потребителю требуется соцпомощь, он сможет воспользоваться льготами на электрическую и тепловую энергию в пределах механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения, разработанных по поручению правительства совместно с министерствами социального развития, финансов, энергетики и Соцфондом. Жители Бишкека могут получить материальную помощь для оплаты за тепло в Центре жилищных субсидий.
     — Какие альтернативные виды отопления могут эффективно применяться?
— В целях рационального использования электроэнергии и энергосбережения для отопления строящихся многоэтажных и  частных домов можно использовать не только электроэнергию, но и альтернативные виды топлива. Для этого должны разрабатываться соответствующие программы на правительственном уровне. Греться можно газом, ГСМ и др. Во всем мире пользоваться электроэнергией для обогрева жилья считается слишком дорогим удовольствием, которое могут позволит себе только очень богатые люди. Поэтому с повышением цен на нее и с учетом импорта электроэнергии, думаем, большинство населения станет меньше использовать ее  для    отопления. Значит, люди станут чаще прибегать к энергоэффективным способам отопления, которые следует шире развивать и поддерживать в нашей стране. Сегодня мы уже изучаем эти вопросы и в скором времени сможем об этом открыто поговорить.

Подготовила
Анастасия ЛЕВИНА.

 






Добавить комментарий