Main Menu

МСУ. Не озираясь на Бишкек

     За истекший год, по отчету спикера Жогорку Кенеша, в парламентской республике было принято 180 законов из рассмотренных 265 законопроектов. Только в экономическом блоке Министерство экономики рассмотрело 1 243 нормативно-правовых акта. Центральные органы власти интенсивно продвигают экономическую политику, озвучивая ее в различных СМИ. Тем не менее общеизвестно, что любая политика реализуется в городе или селе. Понимает ли местное население направления развития страны в свете заявлений власти? Проводником политики центральных органов власти на местах являются органы местного самоуправления (МСУ). Со своими вопросами  мы обратились к Накену Касиеву, директору Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве Кыргызской Республики.

1     — Накен Касиевич, ваш орган призван выражать чаяния и заботу об органах МСУ на местах. Скажите, что является, по-вашему, самым актуальным на сегодня на муниципальном уровне?
— В стране с 2010 года действует новая Конституция. В ней усилена роль местных органов власти, что созвучно с идей демократизации общества. По существу, децентрализация прежнего устройства власти обрамляется усилением прав населения на местах. Отныне в каждом селе или городе население может избирать органы власти и через них решать проблемы местного значения. Более  того, стратегия реформы государственного управления направлена на усиление МСУ путем передачи полномочий центральных органов власти. Поэтому самым актуальным вопросом на сегодня является установление порядка и условий передачи некоторых функций министерств и ведомств на муниципальный уровень.
 — А для чего это надо?
— Видите ли, мы привыкли, что все проблемы должны решаться на центральном уровне  в Бишкеке. Две революции показали, что все проблемы в регионах собрать и решить на площади Ала-Тоо невозможно, сколько бы революций ни было. Раз уж мы пошли по пути демократизации и живем в рыночных условиях, то решением своих проблем каждый должен заняться сам. Перенос полномочий с центра на МСУ позволяет   своевременно решать вопросы на местах, не оглядываясь на Бишкек. Нами были проведены полевые исследования и проанализированы отчеты органов местного самоуправления. В результате выявлено, что органы местного самоуправления больше выполняют делегированные государственные полномочия, нежели свои задачи местного значения, соответственно большая часть местного бюджета расходуется на исполнение общегосударственных функций.
Хотя в Конституции, в Законе «О местном самоуправлении» оговорено, что делегирование государственных полномочий допускается лишь в случаях, когда полномочиями предусмотрены и целевые трансферты из республиканского бюджета в местный, но ни одним     госорганом до сегодня не соблюдалась указанная норма.
     — Не считаете ли вы, что в нынешних условиях более актуальной является проблема накормить население?
— Безусловно, экономика — основа решения всех проблем. Это должно выражаться прежде всего ростом целого ряда показателей и индикаторов. В их числе мы обычно рассматриваем демографический рост, снижение смертности, повышение качества жизни, увеличение дохода на душу населения. Но мы уже более 20 лет как провозгласили свободу предпринимательства. Темп жизни ускорился, и, слава Богу, население давно само себя кормит. Внедряются новые технологии, Интернет. В таком темпе  развития крайне важно на ходу успевать решать проблемы. Решения задач должны быть адекватными переменам на селе и в городе. МСУ в регионах призвано регулировать жизнь, не пуская на самотек различные проблемы, важно создавать правовые условия для любых  возникающих задач. Причем заранее, до превращения экономических проблем в социальные, а уж тем более в  политические.
     — Ну хорошо, убедили. И все же остановимся на делегировании государственных полномочий и функций подробнее. Можете ли вы привести конкретный пример необходимости такого шага?
— Возьмем функцию Министерства обороны по мобилизации призывников. Вам должно быть известно, что призывом занимаются военкоматы на местах. Сейчас  эту функцию выполняют МСУ. Однако каждая проблема должна быть подкреплена финансированием, и это закреплено законодательством страны. В нашем примере есть МСУ, которые из-за нехватки средств в местном бюджете отказались выполнять эти задачи. И таких примеров предостаточно. В данное время вопросы статистики, сельского хозяйства, нотариата и другие исполняются органами МСУ бесплатно.
     — Но ведь это как-то же раньше решалось? Нельзя ли было оставить все как есть, в связи с чем возникла такая необходимость? Ведь для обывателя без разницы, что местная, что республиканская власть. В любом случае это  власть.
— Исполнение любых законов на практике осуществляется на местах. Мы привыкли критиковать центральные органы власти. Однако из Бишкека управлять каким-нибудь районом, селом реально невозможно. Можно принимать сколько угодно законов, но если они не реализуются на местах  и не работают, то можно считать, что их нет. Ведомства, заинтересованные в реализации своих нормативно-правовых актов на местах, возлагают ответственность на представителей местных органов власти. А местные лидеры в свою очередь — это сыны и дочери электората, избравшего их, доверившего им своё будущее. Вы правы, для обывателя без разницы, какая власть стремится улучшить жизнь. Так вот, при разграничении полномочий между центром и МСУ четко становится понятно, кто виноват и ответственен за отсутствие решения тех или иных проблем.
     — А не будет ли это выглядеть как перекладывание ответственности с центра на регионы?
— Сегодня население стало более требовательным, демократия все-таки приносит свои плоды. Идет открытая критика действий или бездействия власти. Но в разных регионах разные проблемы, поэтому обвинять только центральные органы за всевозможные проблемы на местах несправедливо. Вполне логично перераспределять социальный заказ туда, где есть настоящее  решение проблемы. А ведь есть и позитивные показатели в различных регионах по отдельным отраслям и сферам. Почему бы не довести до общества сравнение, что то или иное МСУ более качественно предоставляет свои услуги при равных возможностях по стране в целом? По сути, это и есть государственная политика: направлять критику на провинившихся и поощрять отличившихся. В продвижении демократии население тоже должно понять, что, продвигая во власть своих, надо выбирать лучших, тщательно подходить к этому выбору. И это, по сути, его личная и гражданская ответственность за качество жизни и среды обитания.
     — Не склоняете ли вы к тому, что, перераспределив полномочия из центра на места, можно уповать на гарантированную счастливую жизнь во всех селах и городах?
— Делегирование полномочий — это этап передачи исполнения. Не факт, что даже после делегирования функций можно гарантировать мгновенное улучшение качества жизни. За каждым исполнением непременно должен следовать его контроль. Во главу угла ставится вопрос финансового контроля. Налогоплательщик вправе спросить, куда и насколько эффективно затрачиваются его средства. При перераспределении функций и полномочий перераспределяется и бюджет. Таким образом, контролируя эффективность исполнения бюджета, можно контролировать и качество государственных услуг.
     — Сколько будет это длиться — месяц, год? Можно ли сказать, что по истечении этого срока все регионы заживут хорошо?
— Гарантировать сразу счастливую жизнь после внедрения каких-либо нововведений никто не может. Но условия для этого будут созданы. Делегирование полномочий — это сложный процесс. Он может быть в некоторых случаях и временным, если МСУ не справятся с реализацией делегированных им полномочий. Так что все зависит от кадров. Работа над нормативными документами займет короткое время — счет исчисляется неделями. А вот их внедрение в жизнь может занять куда более длительный срок. Вы знаете, в медицине есть понятие рефлекса: когда рука дотрагивается до горячего чайника, человек автоматически её отдергивает. Сложный процесс передачи сигнала от   нервов на кончиках пальцев в мозг и обратно происходит за доли секунды. Аналогично и в государственном управлении страной: МСУ должны автоматически решать возникающие проблемы на месте, не озираясь на Бишкек.
     — Ваше агентство проводит какие-нибудь мероприятия в данном направлении? 
— Да, во исполнение Закона «О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий», принятого 9 июля 2013 года  и постановления правительства «О делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий» от 17 марта 2014 №145, которым утвержден типовой договор, мы проводим определенную работу.
В правительстве под председательством первого-вице-премьер-министра Т. Сарпашева мы провели заседание межведомственной рабочей комиссии по указанному вопросу, где поручено всем госорганам определить номенклатуру делегированных полномочий органам местного самоуправления и представить по ним расчеты в Министерство финансов, чтобы   заложить трансферты на 2015 г. Помимо этого, проводится инвентаризация законодательных актов, имеющих коллизии с Законом «О местном самоуправлении», с последующим внесением в них изменений.
     — Спасибо вам за беседу.
— И вам спасибо.

Интервью взял
Замир АМАНКАЛИЕВ.

 






Добавить комментарий