Main Menu

Как улучшить жизнь в городах, или Советы Урбан форума

     Неделю назад в Бишкеке прошло интересное мероприятие под эгидой столичной мэрии — I Бишкекский Урбан форум. Само название говорит о том, что речь идет о проблемах городов.  Круг организаторов, куда вошли общественные организации «Городские инициативы» и «Молодежный культурный центр» (при финансовой поддержке молодежной программы Фонда «Сорос — Кыргызстан»), позиционировал мероприятие как международную конференцию в области градостроительства, урбанистики и смежных дисциплин — площадку для обмена, где участники смогут начать, а в дальнейшем продолжать диалог по волнующим общество темам развития городов, в частности столиц.

     Для участия в форуме в столицу Кыргызстана прибыли архитекторы, строители,  эксперты, муниципальные служащие, чиновники мэрий городов Кыргызстана, Грузии, Казахстана,  России, Чехии, Германии, Голландии. Два дня гости и  партнеры обсуждали на секционных заседаниях темы: «Города для жизни», «Стратегии городского развития», «Центр и периферия», «Общественные пространства и природные формы в городе», «Экологические проблемы в городах», «Модернизация транспортной инфраструктуры», «Люди и города», «Проблемные зоны — новые возможности», «Внешний облик города и визуальная политика», «Городские исследования» — всего свыше 50 докладов.

Сделать жизнь в городе максимально удобной

642830792b79796f6e46642ec02cb9de     Рассказывает Михаил Яковлевич Блинкин, директор  Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (Россия), профессор Высшей школы урбанистики того же университета, председатель Общественного совета РФ по транспорту, профессор Международной академии архитектуры: 
— Какая задача стоит перед нами? Не решать  конкретно задачу пробок, транспортного коллапса и еще кучу других, а сделать жизнь в городе максимально удобной. Эта тема обсуждается во всех городах мира и в некоторых очень хорошо решается. Есть города богатые и не очень, построенные локально и развернуто, но при наличии согласия между сообществом — жителями и властью — можно договориться о том, что сделать для удобства горожан. Но договариваться очень трудно, так как на пространстве СНГ автомобилизация (в частности) наступила чуть ли не на полвека позже остального мира. У нас до недавнего времени автомобиль считался предметом престижа, имиджа, что, например, совсем не свойственно голландцам,  швейцарцам, где автомобили в широком пользовании появились перед Второй мировой войной. Сейчас у молодежи развитых стран более престижно иметь айфон, суперкомпьютер, а передвигаться по городу можно успешно и при помощи  велосипеда, метро, такси, трамваев и т.д — городского транспорта приличного качества. Технически можно, конечно, приспособить города к автомобилям, но это, во-первых, очень дорого, а во-вторых, город рискует потерять свое лицо. У меня был старинный американский друг, ученый, философ, историк. Он мрачно говорил о проблемах города: «Чтобы понять основы электротехники, можно прочесть книгу. А можно сунуть два пальца в розетку. Лучше, умнее, конечно, первый способ. К сожалению, города чаще развиваются вторым способом».
Что касается автоколлапса в городах, напомню: Париж стоял в пробках гораздо более интенсивных, чем в Москве, еще в начале 60-х годов — в многочасовых и многодневных.  Очень скоро проблему там решили на опыте США, Лондона, Вены, пустив, в частности, в центре трамвай, которым пользуется большинство парижан. Именно когда горожане долго стоят в пробках, тогда и появляется стимул договариваться с властями, как изменить ситуацию. Значит, вариантов два: либо изучать чужой опыт и его перенимать, как это сделали Корея и Япония, либо стоять в пробках и думать.
На вопрос «СК», как совместить две проблемы в развитии Бишкека: сохранять культурные ценности и одновременно  решать инженерные проблемы, М. Блинкин ответил:
— Бишкек имеет шанс попасть в первую клеточку таблицы, где можно совместить первый и второй пути — решать экологические и культурные задачи с одновременной реализацией удачных(!!!) инженерных замыслов. Ваш город имеет для этого шансы. Какие? Во-первых, удачное градостроительное решение — город удачно спланирован, хорошо продувается. Если  не делать совсем больших глупостей в части высотной конфигурации застройки (а такая угроза у вас есть!), указанное преимущество уже делает город удобным для жизни. Далее, ваш город по своему материальному положению дошел до  состояния, когда время переговоров еще не упущено. К сожалению, в Москве оно уже упущено: как сносить то, что построено неправильно, никто не знает. Я вам искренне желаю не попасть в четвертую клетку моей таблицы, когда в городе махнули рукой на экологию и культуру, весь  мегаполис постоянно стоит в пробках, все свободные клочки земли отданы под несистемную застройку энергичным девелоперам, а жить в таком городе невозможно, неудобно и тяжело.

Мэр Бишкека: сформировать взгляд в будущее столицы на 10, 30, 40 лет

2     —  Я думаю, Урбан форум даст сегодня ответ, куда нам двигаться в ближайшие 10 лет,  прояснит  многие моменты: что нам нужно делать и какие риски преодолевать. А для этого следует просчитать, сколько это будет стоить как в финансовом, так и в социальном плане. К примеру, стоит вопрос строительства транспортных развязок. Во-первых, это крайне дорогие проекты, а во-вторых, есть и иные варианты. В-третьих, строительство развязок решит, конечно, «пробочную» проблему, но  вы бы согласились жить под такой автодорогой? Мы сегодня учимся решать такие вопросы на опыте других,  столкнувшихся с ними раньше нас. Как соблюсти компромисс  финансовых и коммуникабельных интересов? Что сегодня нужно горожанину — автомобиль или возможность  коммуникации через ТВ, СМИ, связь? Города мира (в том числе Бишкек)  развиваются по  своим законам, имеют одинаковые тенденции, хотя у каждого своя климатическая, географическая специфика. Важно сегодня сформировать взгляд на будущее  нашей столицы через 10, 20 лет. Поэтому такие форумы необходимо проводить регулярно. Мэр Оша приехал сюда с командой из 12 человек — это хороший показатель, потому что муниципалитеты очень нуждаются в методологической поддержке. Нехватка специалистов — хроническая болезнь. Рад, что в форуме участвуют представители всех городских муниципалитетов Кыргызстана. Главное — диалог, пути развития страны.
На вопрос «СК»:  как планы градостроительства совпадают с финансовыми возможностями? — К. Кулматов пояснил:
— Генплан градостроительства Бишкека (на период до 2025 года)  увидел свет в 2006-м,  как и планы детальной планировки (ПДП). Сейчас депутаты рассматривают законопроект о снятии грифа секретности с генплана и скоро документ  рассекретят.  Уже сегодня следует делать планы строительства до 2040-го, 2050 годов. В этом году мы с депутатами Жогорку Кенеша определили бюджет финансирования для создания проекта детальной планировки, который даст возможность идти к детальному плану градостроительства. Сколько же идет на развитие столицы из  государственного бюджета? В текущем году — до 350 миллионов, остальные средства уходят на функционирование Бишкека. Уже скоро решится вопрос с границами города, произойдет жесткое разделение границ между городом и новостройками, которые войдут в городскую черту и не войдут. В этом году на все 47 новостроек определен бюджет всего в 200 миллионов сомов.

Неужели нужна плетка для тех, кто мусорит и плюет?

3     Гульнара Айтбаева — представитель общественного объединения «Бишкекский женский центр», который занимается оценкой качества услуг, оказываемых населению, причем не важно, кем — государственными или частными структурами:
— Не от нас зависит, как освещать улицы, налаживать безопасность и работу транспорта и прочие городские проблемы. Но  решить одну важную — сделать город чистым — можем только мы сами! Сколько на улицах мусора, как привыкли плевать нам под ноги некоторые мужчины!      Гуляю с внучкой в центре города и боюсь, что она наступит на плевок или шкурку банана. Я разговаривала с вице-мэром О. Попиковым о том, как повысить полномочия общественности в этом вопросе. Сама готова взять в руки плетку и за каждый плевок наказывать. Иногда я делаю замечания молодежи, которая обертки от мороженого, бутылки кидает под ноги, не оглядываясь в поисках урны. Иногда извиняются, но чаще убегают, а я за ними бегу и уговариваю. Но я поняла, что это нужно делать в масштабах страны, города —  официально вводить большие штрафы! Если с 1 января или февраля 2015 года в  стране введут штраф за плевки, выброс мусора — 1 000 сомов, так надо, чтобы сотовые операторы через свои сети всех жителей страны информировали об этом, и не раз. К примеру, в Сингапуре давным-давно решили вопрос с «писунами» в лифтах — настроили электронику системы управления на запах мочи. И как только хулиган сделает свое черное дело — двери автоматически блокируются, а в полицию поступает соответствующий сигнал, приезжает наряд и  арестовывает  его тепленьким!
Гражданский контроль сегодня выходит на первый план. Ведь властные структуры сами себя «мониторить» и наказывать не будут.   Например, я хочу в кафе за свои деньги выпить компот из фруктов, а не жидкость, подкрашенную марганцовкой. До тех пор,  пока мы все не станем активными, сфера услуг нас будет обманывать!

Генплан надо корректировать!

     Главный архитектор Бишкека  Бактыбек Абдиев:
— На сегодня проблемы у нас такие же, как и  в городах, откуда приехали гости. У нас действует Генплан градостроительства до 2025 года. Но везде, во всех странах после принятия такого документа его периодически пересматривают, поскольку жизнь вносит свои коррективы. К примеру, на момент составления генплана предполагалось, что население Бишкека вырастет до 1,2 миллиона к 2025 году. Но у нас уже столько жителей вместе с жилмассивами. А это означает, что надо вносить коррективы в планы развития энергетики, строительства дорог, школ, поликлиник столицы. Вы видели у входа в этот зал макеты прекрасных архитектурных проектов, предполагалось их осуществить до 2025 года, но часть  из них воплощается уже сегодня. Мы хотим обсудить  на форуме возможности  внедрения новых современных идей.
Подчеркну: если бы средства на реализацию генплана государство выделило в 2006-м, в момент его принятия, то такого неудобного для жизни города, как сегодня, не было бы, мы не тратили бы время на стояние в пробках. Деньги в бюджете Бишкека на текущее развитие есть, а на перспективное — нет!
Главный архитектор генплана, руководитель мастерской по его разработке Джанузак Кулбатыров, рассказывая о проблемах и перспективах, отметил, что самая плачевная на сегодня проблема  столицы сложилась с экологией, поэтому ее, как и демографическую, следует решать в первую очередь. Он подчеркнул, что по мере формирования бишкекской агломерации и уменьшения нагрузки на центр жизнь в городе улучшится. Имеется в виду расширение его границ при неувеличении численности, которую следует ограничить нынешними рамками — 1,2 миллиона жителей.
Гости форума представили интереснейшие доклады-презентации о путях реконструкции Берлина, Амстердама, Тбилиси и других столиц, о том, как удавалось  решать стратегические задачи и  воплощать при этом амбициозные планы, улучшая жизнь горожан. Об этом читайте в следующих номерах «СК».

     Эскиз застройки проспекта Мира на пересечении  улиц Горького и Медерова с упорядочением транспортной инфраструктуры. Аквапарк в Бишкеке.1

 

Елена МЕШКОВА.
Фото автора. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Добавить комментарий