Main Menu

О 45-м много лет спустя: зачем нужна была ПОБЕДА?

     Гитлер может спать спокойно. И Гиммлер, и Геббельс, и Геринг тоже. Весь  адов квартет. Как ни кощунственно допускать эту мысль, и как бы ни хотела выводить эти слова рука, а надо. Нацизм, сегодня он называется неофашизмом, приобретает второе дыхание.  Сначала в Прибалтике, потом в России, теперь в Украине…. Кто следующий? Как повернется   все через пять, семь, десять лет у нас в Кыргызстане, где пока никто не позволил себе вслух подвергнуть сомнению  значение Великой Победы в войне 1941-1945 годов и где  ни у кого из юношей  рука не взметнулась в приветственном «Зиг хайль!». Наверное, действительно, такое у нас пока невозможно. Тем более что сам Президент — сын фронтовика. Недавно  в России на  митинге  в честь Дня Победы у разъезда Дубосеково, где побывала делегация из нашей  страны, депутат Жогорку Кенеша Каныбек Иманалиев торжественно поклялся, что «мы, кыргызстанцы, подобного никогда не допустим!». Однако уроки Эстонии, Украины и России учат, что самоуспокаиваться нельзя.

1     Россия спохватилась. Вот и Первомай на Красной площади возродила. Может  быть, он и к нам вернется. В какой-нибудь среднесрочной перспективе. В ближайшей — вряд ли. Честно говоря, празднование 9 Мая в Бишкеке  в последние времена вызывает больше грусти и сожаления, чем вдохновения. Я уже писала об этом в прошлогоднем репортаже со столичной площади Победы. И тогда же  нашла ему определение:  точечное и локальное празднование!
23     …Накануне даты немногим оставшимся в живых ветеранам развозят скромные подарки, для тех из них, которые в состоянии выбраться из дома, устраивают два-три концерта. 9 Мая  — кульминация: митинг-реквием  на площади Победы с участием главы государства, несколько залпов салюта, традиционная гречневая каша в имитированной солдатской палатке… Вот и все, праздник складывает  крылья и гаснет, ограничившись островком  в центре города, обтянутым красной лентой и охраняемым  милиционерами в парадной  форме. Когда Президент уезжает, оцепление снимают, отведавших каши и едва переступающих ногами ветеранов дети и внуки уводят домой, иные сами отправляются на троллейбусах. Вход на площадь свободен, можно возложить  цветы к Вечному огню, постоять в раздумье…  А отойдешь какие-нибудь триста метров в сторону — ноль ощущения праздника. На всем протяжении улицы Абдрахманова — одной из главных в городе и прилегающей к площади Победы, о священной дате на календаре в этом году напоминал  единственный плакат на пересечении с проспектом Чуй. Атмосфера города как всегда была заполнена монотонным шумом машин  и ревом клаксонов вместо победных и патриотичных песен фронтовых лет, вылетающих — как это должно быть! — из динамиков. Еще пару лет назад на антеннах многих автомашин развевались георгиевские ленты — ныне не повстречалась ни одна. Интересно, какая цифра обозначилась в этот раз в отчетах столичной мэрии о расходах на праздничное оформление города и почему она получила лишь слабое отражение в убранстве? Сорок лет назад в моем родном селе на юге Казахстана с характерным названием «Ленинское» праздник отмечался гораздо  ярче и масштабнее, чем сейчас в столице Кыргызстана. Весны тогда были прохладнее, сирень и огромные полевые тюльпаны в нашем краю не успевали к 9 Мая отцвести. Вся школа плела из них гигантскую гирлянду и, растянувшись колонной, мы несли ее к  скромному серебристому обелиску в  центре села, воздвигнутому в память о сражавшихся за нашу  свободу. В большом многонациональном селе каждое мгновение этого дня, вся атмосфера были пронизаны ощущением праздника.
4     …И все же каким бы локальным ни было празднование Дня  Победы, даже кусочек территории жизни Бишкека, ограниченный красной лентой, дает представление о нравственном состоянии нашего общества, об его отношении к Памяти, о его надеждах и устремлениях. Для  внимательного глаза  и деталь о многом говорит. Скажу больше: пожалуй, ни один другой день в году не характеризует так  ярко изменения, произошедшие в стране, и не прогнозирует, чего  же следует ожидать.
У доктора Акрамова, который по самым большим праздникам в году — и среди них День Победы — устраивает в оперном театре бал классической музыки и танца, есть любимое обращение к пожилым  фрунзенцам, обожающим его концерты: «Не  спешите к своим кастрюлькам-сковородкам, послушайте, как божественно звучит  музыка!»  День 9 Мая  стоит того, чтобы выйти из дома не только  ветеранам, которые еще в силах передвигаться, но и представителям всех поколений.
Оторваться от мониторов, дисплеев, диванов, от закупки продуктов для традиционной «маевки» и хотя бы просто пройтись по площади, чтобы быть солидарным с Победой.
…Год назад Президент как главнокомандующий дал приказ ветеранам дожить и до 80-летия, и до 100-летия Великой Победы. Не все выполнили приказ. Ряды поредели еще больше. Но вот среди пришедших мелькнуло знакомое лицо: Александр Семенович Палько! Авиамеханик 5-й Воздушной армии на 2-м Украинском фронте, готовил к боевым вылетам самолеты в эскадрилье ночных бомбардировщиков, в которой воевали лишь девушки — «ночные ведьмы», как их называли фрицы. Александр Семенович награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Праги». Я впервые увидела его ровно год назад на этой же площади. Познакомившись, написала о нем очерк «Московский шов и юбка клеш».
6     Бывший авиамеханик оказался еще и талантливым закройщиком: после войны обучал  ребят ПТУ пошиву мужской одежды. Рада, что он  выстоял еще один год после Победы. Правда, заметно сдал — шел, поддерживаемый внуком.
В этот раз, как и в прошлом году,  на  площади  было много девчонок и парней в солдатской  форме времен Великой Отечественной войны. Это ребята из Молодежной инициативной группы «Соотечественник». Они прошли от памятника Курманджан датке, расположенного в Дубовом парке, до Вечного огня, держа в руках флаги 15 союзных республик СССР. Когда марш закончится, парни и девушки сдадут на хранение  стяги, но две  девчонки  с развевающимся знаменем еще долго будут стоять со счастливыми лицами среди народа.      Удивительное стечение обстоятельств (возможно, неслучайное) — полотнище в их руках окажется флагом Украинской Советской Социалистической Республики: по нижнему краю — сочно-синяя, как  весеннее небо, полоса, выше — яркий алый цвет, и в самом верху, как на всех союзных знаменах, звезда, серп и молот. Может, девчонки таким образом выражали солидарность с той частью украинского народа, которая сегодня протестует против реанимации фашизма.
А вот еще один показательный штрих: некоторые родители нарядили своих детей — совсем еще крошечных девочек, в форму рядовых Красной Армии: пилотка с красной звездочкой,  прямая юбка, гимнастерка, подпоясанная ремнем с широкой пряжкой.
…Кто-то размножил  и раздал «Комсомольскую правду» военных лет. На одной стороне листка отпечатан номер за 24 июня 1941 года,  на  другой — победный за 9 Мая. Ничто так точно не  отражает время, как газетные строки и фотографии. В номере за 24 июня — выступление
В. Молотова, объявляющего о начале войны, Сталин в профиль (портрет уже сам по себе  агитация: «Наше дело правое. Враг будет разбит!»), сводка за 22-23 июня, поражающая данными: даже в первые дни, несмотря на внезапное и массированное вторжение германцев, наши взяли в плен около 5 тысяч их солдат и офицеров. Указы за подписью   М. Калинина  о мобилизации: вначале  призвали военнообязанных  1905-1918 годов рождения и с территории от Ленинграда по Кавказ, Урал и Сибирь. Как видим, Средней Азии она не коснулась. Это потом, когда пасть войны потребует все новой и новой крови, объявят  всеобщую мобилизацию и будут забирать даже 18-летних. В номере за 9 Мая (была среда!) глаз выбирает и запоминает строки из редакционной передовицы: «Фашистского зверя мы доконали. … Какие огромные творческие перспективы открываются перед нами сегодня! Какие великие созидательные дела нас ждут!»
…В импровизированной солдатской палатке труженица тыла с  медалями на груди, кивая на портрет Сталина в «Комсомолке» военных лет, которую держит в руках ее сосед по столу, не знавший  войны, отстаивает свою правду о Верховном Главнокомандующем: «А все ж-таки он не пожалел своих сыновей, послал на войну!»
5     …Внимание многих привлекает мужчина в белоснежном костюме, который  держит в руках  фотографии молодого кыргыза в буденовке. Бектемирова Кувана привело к Вечному огню стремление напом-нить всем о родном человеке, пусть хотя бы так соприкоснуться с памятью о нем, почувствовать, что он живой. Ведь этот День Победы — его тоже. Куван рассказывает, что раньше не ходил на  площадь. Но недавно, когда переезжал  на другую квартиру, вдруг обнаружил эти фронтовые фотографии. В семье о них знали, но подзабыли. Бережно сосканировали, увеличили, поместили в рамку. Отца звали Айткул, он родился в 1917 г. недалеко от нынешнего Бишкека — в селе Воронцовка. В 1936-м его забрали в армию. Война началась для Айткула с Советско-Финской — он командовал на ней санитарной ротой. Великую Отечественную прошел почти всю, но в 1944-м попал в плен, находился в концлагере под Кенигсбергом. После освобождения Красной Армией  в 1945 г. был направлен в Карелию — в один из сталинских лагерей для бывших советских военнопленных. Домой вернулся только в 1953-м  и всю оставшуюся жизнь работал на Фрунзенской «трикотажке».
…На  углу мощеной дорожки,  сбегающей от Вечного огня к цветникам, стоит мужчина с непроницаемым  лицом и держит в руках развевающийся  флаг СССР с серпом и молотом. Кто-то интересуется: «Вы сами по себе или представляете какую-то партию?». Коммунистическую, отвечает  мужчина. На уточняющий вопрос, какую из двух, у нас же в Кыргызстане две компартии, он также невозмутимо парирует: «Третью». Понимай как хочешь. Я поняла так: мужчина не признает партию ни Исхака Масалиева, ни Клары Ажибековой  и считает единственной и истинной КПСС.
…Много школьников  в пионерской форме советских лет. В наше  время их, как известно, носили по 7-й класс — пока не вступали в комсомол. Однако среди ребят 18-й столичной школы, пришедших в красных пилотках и галстуках, есть и старшеклассники. Десятиклассник Артем Прыганов один из них. Он рассказывает: слышал от родителей,  что в Великой Отечественной войне сражался прадедушка, но, к сожалению, никаких фотографий и документов в семье нет. Артем уверен, что нельзя допускать новой войны. На вопрос о том, хотел бы он возрождения детско-юношеской  организации типа пионерской и комсомольской,  отвечает: «Да».
7     Год назад  красивая молодая бишкекчанка по имени Марина, набрав  букет пионов и  купив пачки вкусного печенья, вместе со своими детьми раздавала их ветеранам, пришедшим на площадь. В этом году я увидела семью Акуновых Айбека и Жанны с детьми Кариной, Алиханом, Раидой  и Айханом. Они накупили примерно три десятка пакетов с мыломоющими средствами, каждый стоимостью 500-600 сомов, и раздавали фронтовикам и труженицам тыла. На вопрос, почему они это делают, Жанна ответила: «Никто из наших дедов не был на той войне. Но сейчас некоторые говорят, мол, зря их поколение воевало. Это неправда. Мы хотим, чтобы наши дети знали, как нужна была Победа и как она тяжело далась».
Такими были впечатления от 9 Мая 2014 года.

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий