Main Menu

РЕРИХ — В СЕРДЦЕ И В ПАМЯТИ

     «Там, где культура, там мир», — писал выдающийся русский художник, учитель, ученый, мыслитель и миротворец Николай Константинович Рерих. Эта мудрая мысль стала как бы девизом международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность», который инициировали Международный центр Рерихов и Международный комитет по сохранению наследия семьи Рерихов. В рамках этого проекта в Кыргызско-Российском Славянском университете имени Б. Ельцина состоялось открытие одноименной выставки, организаторами которой выступили КРСУ, Министерство образования и науки КР, Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО, Тянь-Шаньское общество Рерихов, общественное объединение «Центр гуманной педагогики» . 

1     — Николай Рерих внес огромный вклад в развитие мировой культуры, — отметил в своей приветственной речи на церемонии открытия ректор КРСУ, академик НАН В.Нифадьев. — Замечательный художник и философ был уверен, что без сохранения и развития культуры, без обращения человека к ее истокам дальнейшая эволюция человечества невозможна. Рерих твердо знал, что, только расширяя пространство культуры, мы сумеем уменьшить возможность возникновения вооруженных конфликтов и прочих катаклизмов, — сказал В. Нифадьев.  — Кыргызстан — страна с огромным историческим и духовным наследием, — заметил далее ректор. — Археологические памятники охватывают период с каменного века до позднего средневековья и связаны с такими мировыми историческими явлениями, как скифо-сакская цивилизация, Великий Шелковый путь, с эпохой великого переселения народов, тюркской цивилизацией. Многие из них по своей уникальности и значимости могут быть включены в список мирового культурного наследия вслед за Сулайман-Тоо и эпосом «Манас».
2     Проект «Пакт Рериха. История и современность» направлен на популяризацию миротворческих идей Николая Рериха и посвящен международному договору «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который вошел в мировую историю как Пакт Рериха. Это увековечило имя его автора, отметил в своем выступлении доктор философских наук, профессор, заместитель генерального директора по науке музея имени Н. К. Рериха, руководитель Объединенного научного центра проблем космического мышления (Россия, Москва) В. Фролов.
3     Пакт стал одним из важнейших событий ХХ века в области международной защиты культурного наследия человечества. Документ был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года  представителями 21 государства Панамериканского Союза, включая США. Его принципы в мае 1954 года легли в основу Гаагской конвенции о защите культуры ценностей в случае вооруженного конфликта. Идеи Пакта Рериха, утверждающие безусловную защиту исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, сегодня приобретают особую актуальность.
В. Фролов сообщил, что начало данному проекту было положено в 2012 году открытием выставки в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. А в следующем году выставка с большим успехом прошла в странах Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили) и в Европе (Берлин, отделение ООН в Женеве). В международный день культуры (15 апреля 2014 года) она открылась во Дворце мира в Гааге. Теперь Знамя Мира, сотворенное и созданное мыслью Н. Рериха, развивается над этим дворцом рядом с флагом ООН. В странах Содружества весной этого года стартовал международный выставочный проект “Пакт Рериха. История и современность”. В марте-апреле проект с большим успехом прошел в столице Казахстана — Астане и в Алматы. А 14 мая выставка открылась в столице Кыргызстана — Бишкеке.
Кроме этого, учитывая, что 2014 год в России объявлен Годом  культуры, Международный центр Рерихов и Международный комитет по сохранению их наследия начали на территории РФ новый этап, который завершится в будущем году  открытием итоговой выставки с участием стран мира. Эта выставка пройдет в Москве во время празднования 80-летия Пакта Рериха, заключил В. Фролов.
4     Отличительным знаком Пакта Рериха является Знамя Мира, которое означает единство прошлого, настоящего и будущего в кольце культуры. Знак Триединства — это древнейший символ человечества, который прошел через тысячелетия, он был представлен в экспозиции, открытой в КРСУ. Его изображали в гончарных орнаментах глубин неолита, на предметах из сокровищниц фараонов Древнего Египта, на скалах Монголии. Он же был изображен на щитах крестоносцев и гербах тамплиеров, на изображениях Гесэр-хана и Регден-Джапо, на Тамге Тамерлана. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же встречается на буддийских знаменах, на гербе Самарканда, на стенах мечети в Египте. Есть он и на старинной иконе Св. Николая, на старинном изображении преподобного Сергия, на изображениях Св.Троицы.
5     В 1998 году по инициативе Тянь-Шаньского общества Рерихов, Чингиза Айтматова, Ильгиза Айтматова, Владимира Плоских, Владимира Нифадьева и Комиссии по делам ЮНЕСКО в КР в поддержку международного форума ЮНЕСКО «За культуру мира и диалог цивилизаций против войны и насилия» при участии группы альпинистов из нескольких стран мира на высочайших вершинах Кыргызстана — пиках Хан Тенгри и Победы — было водружено Знамя Мира — Знамя Культуры. В “Послании в Третье тысячелетие”, что было заложено в памятную капсулу, написаны такие слова: «Друзья! Мир так прекрасен и так хрупок! Только единение, культура и созидание будут прочной основой грядущего Третьего тысячелетия. Пусть будет миру хорошо!».

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий