Main Menu

Чем измеряется элитность?

Принадлежность к элите должна определяться интеллектом, а не наличием «крутых» машин, особняков и  зарубежными поездками. У нас в Кыргызстане пока все наоборот.

Существование государства, его перспективы сегодня определяются образовательным и интеллектуальным потенциалом общества, подрастающего поколения. Самые развитые страны понимают, что наступает новый век — нанотехнологий, роботов, суперкомпьютеров, искусственного интеллекта и т.д. Кто первым овладеет ими, тому и править миром.
Научная революция аналогична политической: во многом начинается с  сознания,  что существующая парадигма перестала соответствовать современным требованиям. Если старая модель топчется на месте, кризис усиливается. Если не предпринимать никаких действий, это может привести к непредсказуемым последствиям, отбросить страну назад на десятилетия.
Со дня обретения Кыргызстаном независимости реформа системы образования вызвала массу дискуссий. Все — от чиновников до работников образовательных учреждений и рядовых граждан — спорили, по какому пути идти, ломали копья, какой следовать модели (выбрать европейскую или продолжать развивать советскую), которая из них может вывести из тупика?
Корень проблемы в том, что с самого начала у нашего государства отсутствовала политика в сфере образования и не было стратегии. Реформаторы не ставили целью изменить все к лучшему, создать благоприятные условия для интеллектуального развития молодежи. Сама реформа не была подготовлена ни организационно,  ни технически, ни научно-методически  и в результате оказалась половинчатой, непоследовательной и непродуманной. Все приходящие и уходящие руководители Министерства образования и науки не хотели или не пытались изменить сложившуюся систему, понимая, что при этом будут задеты интересы их родственников, земляков, знакомых, друзей, в конце концов, вышестоящих органов. Тем временем проблемы росли как снежный ком, и это продолжается.
За время советской власти в сфере образования был накоплен огромный опыт, созданы и эффективно работали  учебно-методические советы, экспериментальные институты, кафедры методики преподавания, где  трудились опытнейшие педагоги. Вся  эта инфраструктура как единый механизм тщательно изучала различные передовые методики преподавания, анализировала учебные пособия и учебники, начиная с дошкольных, и только после этого рекомендовала их к изданию. Однако с распадом Союза все эти достижения в одночасье уничтожили под предлогом того, что западная технология обучения якобы более эффективна, нежели советская — «устаревшая и заидеологизированная, не связанная ни с практикой, ни с производством». Принялись необдуманно внедрять систему кредит-часов, бакалавриат и магистратуру без учета специфики условий, не имея ни соответствующей материально-технической базы, ни квалифицированных кадров, обладающих интерактивными методами обучения, инновационными технологиями с применением компьютерной, мультимедийной программ и т. д. и т.п.
Нужно признаться, что при этом государство как бы само отстранилось от насущных проблем образования, отдав его на откуп проходимцам. В результате наша система подготовки специалистов превратилась в профанацию, фикцию. Качественный состав профессорско-преподавательского состава оставляет желать лучшего, учебно-образовательные стандарты не соответствуют современным требованиям, большинство предметов и дисциплин устарело. Новые разработки с  применением компьютерных технологий если даже кем-то и создаются, то  не поддерживаются администрацией вуза ни материально, ни морально. Что касается повышения квалификации и научной стажировки за пределами страны, то это из области фантастики. Короче, продолжаем вариться в собственном соку, и это, видимо, устраивает всех. Отсюда все наши беды и неудачи.

Образование — это неустанное открывание собственного невежества.

Уилл Дюрант
(американский публицист)

Многие вузы в погоне за увеличением студентов поголовно набирают  абитуриентов — лишь бы пополнить бюджет. Ректораты не предпринимают никаких кардинальных  шагов для поднятия престижа высшего образования, не торопятся реорганизовать управленческий аппарат, оптимизировать учебный процесс, повысить качество профессорско-преподавательского состава, ввести новые образовательные технологии, укрепить материально-техническую базу и т. д.
На заседании Совета обороны 3 ноября  2013 г. Президент А. Ш. Атамбаев  выразил недовольство качеством подготовки специалистов, отметив,  что «уровень компетентности выпускников вузов составляет всего лишь 5-10%, и как можно с этим багажом осуществить реформу в стране?». Он совершенно прав. Сегодня в 52 академиях, университетах и институтах страны обучаются 232 тыс. студентов, но лишь один из пятерых выпускников востребован на рынке труда. Неудивительно, что, согласно проведенному рейтингу, Кыргызстан по качеству высшего образования занял самое последнее место среди 165 стран. При этом, к великому сожалению, качество образования не волнует ни министерство, ни ректоров,  все пущено на самотек. На критику со стороны здоровой части профессорско-преподавательского состава руководство вузов совершенно не реагирует либо воспринимает ее неадекватно.
Большинство наших учебных заведений, не вкладывая ни одного тыйына в развитие материально-технической базы, продолжают эксплуатировать ресурсы, созданные еще в советские времена. Многие корпуса, лаборатории, библиотеки дышат на ладан, некоторые из них в аварийном состоянии.  Следует отметить, что учащиеся и их родители вправе требовать от ректоратов создания нормальных условий учебы, ведь за это заплачены деньги. Но и они пассивны.

Университет развивает все способности, в том числе глупость.

Антон Чехов
(русский писатель)

Мы ошибочно предполагали, что чем больше будет у нас высших учебных заведений, тем станет  лучше, ведь среди них появится конкуренция и в последующем, согласно закону диалектики, количество перейдет в качество. Однако вопреки прогнозу этот «чудо-закон» в условиях Кыргызстана не заработал, наоборот, кризис усугубился. По сути, мы опровергли алогичными действиями гегелевско-марксистскую диалектику закона перехода количественных изменений в качественные.   

Отдельная тема для разговора — нравственное и духовное состояние студенческой молодежи. За годы независимости мы так   и не научили ее  созидательному и творческому труду. Большая  часть юношей и девушек считает, что, не прилагая особых усилий, не принося обществу пользу, но имея могущественных покровителей из числа родственников и знакомых, можно добиться в жизни всего. Пусть, мол, «дураки вкалывают», а «умные» пользуются благами общества. Увы, действительно в коррумпированном государстве можно разворовывать страну  и припеваючи жить,  имея «крутую» машину, особняк и продолжая занимать высокооплачиваемую должность. Молодежь все это видит, слышит и берет пример. Впоследствии  ложное представление ведет ее к духовно-нравственной деградации.
Если мы действительно хотим добиться прорыва в сфере образования и при удачном стечении обстоятельств совершить интеллектуальную революцию, то для этого необходимо выполнить несколько важных условий: определить приоритеты государства в этой области и поэтапно сократить количество вузов и ссузов; целиком возложить  ответственность за качество подготовки специалистов и за материально-техническую базу на ректоров и их команду; ответственность за востребованность специалистов на рынке труда   возложить на государство, точнее, на Минобразования и науки,  на Минсоцтруда; Министерству образования и науки разработать критерии отбора профессорско-преподавательского состава и согласно этому произвести тарификацию по заработной плате, т.е. отказаться от уравниловки; в корне переформатировать управленческий аппарат, сократив его и сделав гибким, компактным и мобильным, чутко реагирующим на изменения в мировом образовательном пространстве, оперативно принимающим адекватные решения (т.е. сократить количество проректоров, начальников департамента, директоров, замдиректоров институтов. Управление научными учреждениями должно перейти от  администраторов к руководителям проекта);  по примеру цивилизованных стран безотлагательно ввести для молодых преподавателей  лицензирование сроком на 5-7 лет, за это время определить их профпригодность; перейти к выдаче дипломов 1-2-й степеней выпускникам;  отменить практику дублирования специальностей и направлений внутри вузов, прекратить набор непрофильных специальностей; наконец, создать элитные школы, колледжи и вузы для особо одаренных детей с кыргызским, русским и английским языками обучения, как это практикуется во всех развитых  странах. Выпускникам элитных учебных заведений должны быть открыты все двери государственных учреждений, престижных компаний и организаций, им  необходимо предоставлять все условия для  дальнейшего карьерного роста.
Тут же возникает сакраментальный вопрос: где взять деньги на реформу образования? Как ни странно, источники финансирования находятся в недрах самого учебного заведения. Как известно, 12% его бюджета обеспечивается государством  как плата за госзаказ, остальные 88% — контрактные деньги  студентов. Львиная доля средств уходит на содержание управленческого аппарата, т.е. ректората, дирекции институтов, центров и различных внеучебных структур. При этом  вуз неподотчетен за расходование денег ни перед министерством, ни перед коллективом, ни перед родителями студентов — ни перед кем.
Необходимо коренным образом изменить сам принцип финансирования учебных подразделений:  все дотационные из них перевести на самообеспечение, при необходимости объединить по смежным направлениям.  После того как  будет создана мощная материально-техническая база, сформировать на конкурсной основе высокоинтеллектуальный научно-педагогический коллектив из числа молодых и опытных преподавателей, владеющих новейшей интерактивной технологией обучения, и уже затем повысить оплату за обучение в 3-4 раза, по некоторым специальностям в 5 раз. Таким образом, бюджет университета пополнится за счет сокращения управленческого аппарата и повышения оплаты. Сегодня стоимость обучения  увеличивается не с целью  укрепления материально-технической базы или библиотечного фонда — кабы так! — а ради приобретения дорогих машин, офисной мебели, ремонта кабинетов и содержания многочисленных проректоров, замдиректоров. В каждом структурном подразделении в соответствии с занимаемой должностью устанавливается солидный оклад. Только из-за высокой зарплаты проректоров бюджет университета, точнее, карманы родителей влетают в копеечку.
Реформирование позволит  нашим вузам выйти на новый качественный уровень, восстановить былой престиж. Хотя, конечно, для осуществления стратегии развития недостаточно одних благих пожеланий или идеальной программы. Необходимы политическая воля руководства,  последовательные действия и ответственность.
Я уверен, что возрождение Кыргызстана возможно через подъем образования, науки и культуры. Элита не появляется на пустом месте, её нужно взращивать с малых лет, приобщать к достижениям мировой науки и искусства. Элитность должна измеряться интеллектом, а не  наличием «крутых» машин, особняков и  зарубежными поездками.

Тынчболот ДЖУМАНАЛИЕВ,
доктор исторических наук, профессор.






Добавить комментарий