Main Menu

Эра реэкспорта заканчивается

Вся история социально-экономического развития кыргызского народа показывает, что в прошлом мы были в первую очередь аграрной страной, с развитым кочевым скотоводством и экстенсивным земледелием. 

Веками в нашем сельском хозяйстве сосредотачивались оcновы самобытности, традиционного уклада жизни и уникальной кочевой культуры, выращивали экологически чистые продукты питания, которые тесно связаны с рациональным использованием богатых кладовых биосферы, простирающихся с долин до высокогорных ледников. Горы кормили и защищали от завоевателей, даже Александр Македонский и Чингиз-хан не смогли достичь.
agro Аграрная специфика нашей горной страны — исторически сложившаяся базовая ценность кыргызского государства, состоящего из синтеза лучшего национального опыта ведения хозяйства и идеи. Не ошибемся, если скажем, что состояние сельского хозяйства страны являлось зеркалом развития кыргызской государственности, отражало степень развития общества в разных социально-экономических формациях.
Поэтому правительство обязано постоянно заботиться о развитии сельского хозяйства — оплота кыргызской государственности, это важно для обеспечения собственной продовольственной безопасности, качества жизни, сохранения генофонда нации.
Одна из важнейших составляющих — не только изучение, но и предпринимаемые шаги по решению проблем сельскохозяйственного производства и социального сегмента села в условиях глобализации мира.
Проблемы села копились годами, пора переходить к их полноценному, комплексному решению, чтобы сельскохозяйственное производство получило реальные шансы для своего развития, это укрепит основы нашей государственности.
До сих пор экономический рост в нашей стране в значительной мере фокусировался на непромышленных секторах: строительстве, торговле, связи, риелторских и финансовых услугах. Сегодня в структуре народного хозяйства Кыргызстана торговые отношения и услуги составляют 43%, на сельское хозяйство приходится 25%, 5-7% связаны с финансовым сектором, 20% направлены на развитие страны. Итак, в нашей республике с рыночной экономикой значительную занятость населения обеспечивают малый и средний бизнес (особенно на рынке услуг) и сельское хозяйство, которое работает в основном на самообеспечении. Именно рынок услуг формирует существенную долю ВВП Кыргызстана. Если быть еще точнее — экономика нашего государства стала сервисной, где значительную долю занимает реэкспорт товаров из КНР, мы этим отличаемся от других развитых стран мира, у нас царит неограниченная экономическая свобода торговли без оглядки на общество. Однако эра реэкспорта подходит к концу.
Поэтому в государственных программах правительства придается весомое значение сельскохозяйственной отрасли, особенно перерабатывающей промышленности, но решение насущных вопросов села упирается в недостаток финансирования, что не      позволяет решать проблемы кардинально. Накопилось много проблем, негативно влияющих на продовольственную безопасность страны.
Сегодня угроза продовольственной безопасности исходит из системного кризиса, в котором оказалось отечественное сельское хозяйство за последнюю четверть века, когда проводимые в Кыргызской Республике аграрные реформы привели к коренным правовым, финансово-экономическим и земельным изменениям, но эти преобразования не дали ожидаемого развития сельскохозяйственного производства. За прошедшие годы перерабатывающая промышленность пришла в упадок, а ведь она — основная составляющая агропромышленного комплекса государства.
Кроме того, мы пока не имеем свободный доступ в страны Таможенного союза, и это тоже негативно влияет на сельскохозяйственное производство. К примеру, рынки Казахстана часто закрываются для наших сельскохозяйственных товаров, фермеры несут огромные убытки. Без расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции в странах Таможенного союза у нас нет перспективы. Аграрный бизнес не любит границ.
В нашей стране до сих пор не создана работающая экономическая модель в агропромышленном комплексе, конкурентоспособность сельского хозяйства очень низкая. Сегодня особое внимание следует уделить поддержке отечественного производителя. Напомню: в настоящее время мы импортируем около 84% сахара, 75% растительного масла, 46% мяса и мясопродуктов, 58% яиц, а также зерно, другие продукты питания. Причем основное их количество завозится из стран ТС, наблюдается дисбаланс импорта к экспорту.
Поэтому нам нужны долгосрочные государственные программы, которые станут самодостаточными. Задача состоит в том, чтобы в сельском хозяйстве Кыргызской Республики производить то, что мы сами можем вырастить на своей земле, а импортировать только те товары, которые не производим.
У нас низкий уровень валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения    (1 075 долларов США), который по сравнению с соседним Казахстаном в 10 раз меньше, а от аналогичного показателя Российской Федерации отличается в        20-кратном размере. Это говорит о том, что нужно незамедлительно решать вопрос интенсификации сельскохозяйственного и промышленного производства.
Подобное отставание уровня ВВП таит опасность разрушения экономических, социальных и политических основ кыргызской государственности и должно будоражить умы власти предержащих, заставить их сделать вывод: существующий порядок нужно менять, причем изменения эти должны быть коренными и всеобъемлющими.
И горько признавать, что откат сельскохозяйственного производства назад от интенсивного развития к экстенсивному производству управленцы преподносят как большое достижение в аграрном реформировании. Но не бывает успеха при потере достигнутых рубежей. Так, даже при сравнении показателей сельскохозяйственного производства с 80-ми годами ХХ столетия мы сдали многие позиции, тогда как другие государства ушли далеко вперед.
При крушении планово-экономической системы, во время непростого переходного периода основная часть нашего крестьянства выжила и укрепилась, наши люди оказались крайне живучими в любых социальных неурядицах. Прошедший период научил крестьян самостоятельности, они в критическую минуту рассчитывают в первую очередь на себя, а не на помощь государства. Однако пришло время оказать всемерную государственную поддержку сельскому хозяйству, в первую очередь следует восстановить агрономическую службу в штатах айыл окмоту, тесно координировать их работу с Министерством сельского хозяйства и мелиорации.
За это время мы видели, что отдавать сельское хозяйство в ведение рыночной экономики — дело неблагодарное и неэффективное. Бизнес будет заниматься только тем, что рентабельно и что быстро возвращает инвестиции, а «закапываться» в кредитах для сельского хозяйства ни одному бизнесмену неинтересно, кроме самих крестьян.
До сих пор основное количество крестьянских хозяйств Кыргызстана не работали на внешний рынок, а были заняты исключительно самообеспечением и снабжением внутреннего рынка. Это следствие экстенсивного пути развития, что ведет к созданию общества потребления.
Наше государство пока не учитывает того, что к развитию сельского хозяйства надо подходит комплексно, оно очень наукоемкое, требует разнообразных технологических операций. Надо признать, что в сельскохозяйственном производстве Кыргызстана технологии остались на уровне середины XX века, тогда как сельское хозяйство в развитых странах мира ушло далеко вперед, охватив базовые отрасли шестого технического уровня (ТУ), где правят бал био- и нанотехнологии, методы генной инженерии, мембранные и квантовые технологии, а также инновационные сельскохозяйственные машины. Эти страны захватывают новые мировые продовольственные рынки, вытесняют слаборазвитых производителей.
Как мы говорили выше, сельское хозяйство у нас отсталое, в таком состоянии конкурировать с развитыми зарубежными государствами мы не можем. А без современных технологий наше сельское хозяйство так и будет оставаться на том же экстенсивном уровне, на котором топчемся сегодня. Поэтому говорить можно сколько угодно, сколько угодно выделять деньги, прощать долги, ничего не достигнем, если мы не займемся сельским хозяйством комплексно и на высшем государственном уровне.
Государство должно инициировать кардинальные изменения в аграрной политике, выделять достаточное финансирование для    сельскохозяйственной отрасли, открыть путь к новым рынкам сбыта продукции. Необходимо обновить сельскохозяйственную технику, привлечь современные технологии. Эти изменения ведут к необратимым и качественным сдвигам в организации труда и производства, системах снабжения, маркетинга и потребления. Новшества изменят базовые структуры экономической жизни села, полностью перестроят социум и привычные способы его регулирования. Преобразуются и политические институты.
В аграрном секторе мы должны смотреть дальше, шире и глубже, цели преследовать эпохальные, уходящие за горизонт, иметь амбициозные планы, что и сработают на укрепление кыргызской государственности.
Тогда получим должное развитие сельского хозяйства — колыбели развития кыргызской государственности.

Н. КАРАБАЕВ,
декан факультета агрономии и лесного хозяйства
Кыргызского национального аграрного университета
им. К. Скрябина, профессор, доктор
сельскохозяйственных наук.






Добавить комментарий