Main Menu

Забытый шедевр

Наталия Вагонова, студентка 4-го курса сценарно-киноведческого факультета  ВГИК написала рецензию на документальный фильм, соавтором которого выступил Чингиз Айтматов, «Айланпа. Мир в кругах своих» 1989 года. Наталия приехала в Кыргызстан летом 2013 года и проработала во втором этапе съемок исторического фильма «Курманджан датка» ассистентом режиссера. Это ее первый опыт в кыргызском кинопроекте. Именно с этого фильма проявился  огромный интерес к нашему кинематографу. Девушка посвятила тему курсовой работы отечественному  кинематографу времен «кыргызского чуда».

С уважением пресс-служба киностудии «Айтыш Фильм»

Чолпон ИДРИСОВА

1Очень странно, но о документальном фильме «Айланпа. Мир в кругах своих», одним из авторов которого является великий киргизский и русский писатель Чингиз Айтматов, нет никакой информации в Интернете. Об этой ленте лишь сухое упоминание в списке фильмов, которые были созданы с  помощью писателя. Но эта кинематографическая вещь сильно отличается от айтматовской, сценарной деятельности в кино. Она соприкасается непосредственно с его жизнью и показывает Айтматова мыслителем и  философом.

Вначале было слово… Так и здесь. На фундамент слов Чингиза Айтматова накладываются остальные кирпичи кино — изображение, музыка, принципы монтажа… За все это, за содержание, за весь внешний и внутренний мир этого «киноздания» отвечают режиссеры В. Виленский и К. Орозалиев.

Невозможно в двух словах рассказать, «о чем» это кино.      Айтматов выступает здесь как публицист и мыслитель, он обращается к прошлому, смотрит в будущее, рассуждает и пытается понять причину как исторических событий, так и современных условий жизни людей.

Здесь авторское начало — сильнейшее звено фильма. А также важное место занимает личная судьба автора. Айтматов — активный участник всех событий, ведь вся его жизнь, судьба семьи, отца зависели от исторических обстоятельств, поэтому личность писателя является в фильме отправной точкой.

Свои размышления Чингиз Торекулович начинает и заканчивает одними и теми же строками из свидетельства космонавтов:  «Мы вышли в космос, чтобы посмотреть на себя со стороны». В начале и в финале фильма эти слова воспринимаются совершенно по-разному, и в этом цель режиссеров.

Айтматов, рассказывая о своих бабушках и тетках, говорит о древней жизни киргизского народа — носителя самобытной культуры. Эта информация и редкие кадры быта кочевья впоследствии дают явное чувство обиды за разрушение национальной исключительности народа.

Материал хроники «прочитывается» в зависимости от контекста, в рамках которого он применен. Сразу после отрывков из киргизского быта мы видим на экране мужчину с фотоаппаратом, который снимает группу людей. На первый взгляд, может показаться, что его образ делает акцент на технические достижения, которые пришли вместе с новой властью в жизнь народа. Но чуть позже по фотографиям мы уже будем смотреть на лица мужчин, которые стали участниками новой идеологии. Среди них был и отец Чингиза, Торекул Айтматов.

Порой такой насыщенный впечатлениями текст не воспринимается как слова конкретного известного писателя. Иногда чувствуется в них образ обычного человека той поры, по прошествии времени раскрывающего свои эмоции. Этот образ появляется, например, когда Чингиз Торекулович рассказывает про момент прихода советской власти — «это было головокружительно!». Или когда оправдывает свой народ —  «не замечали расхождения между словом и делом». Или когда рассеивает догадки потомков про период правления Сталина — «нет, его слушали не по принуждению». Но более всего, этот обобщающий образ раскрывала история «семьи врага народа». Ведь таких семей были тысячи, в которых дети должны были стыдится своих родителей… Мать наказывала Чингизу держать голову гордо и смело говорить, кто его отец.

Вообще, весь эмоциональный ритм фильма очень обилен. После получения какой-то доли информации режиссеры тут же дают очень точные и чувственные поэтические образы. Например, когда писатель поведал о случившимся с его отцом, на экране появляются какие-то совсем не связанные по логике, но подходящие по настроению кадры. А именно, мы видим, как человек и животные пытаются устоять в грозной степной буре, но силы не равны и стихия побеждает. Все это происходит под плачевные песни акынов. В этой целостности изображения, звука, в их идейной связности с рассказываемой историей данный эпизод является одним из самых сильных моментов в фильме.

Переход от одного исторического события к другому также сделан с применением поэтических метафор. То мы видим беркута, будто перелетающего из одного времени в другое. А чуть позже птица сменяется на поезд. Причем и взмахи крыльев, и движения механических деталей — все происходит в индивидуальном ритме, зависящем от настроения эпизода: то это рапид, то быстрые движения, но ясно одно — с их помощью было показано неумолимое время.

Смотря эту ленту, сложно сказать, то ли мыслитель комментирует изображение, то ли его размышления визуализируются на экране. Но те кадры, что предстают перед нами — это хорошо всем знакомая хроника. То есть это отобранные моменты неоспоримой действительности, но которые под воздействием авторского текста совершенно меняют к себе привычное отношение.

На экране — искренне восторженные лица людей, рукоплескание масс и бесконечная радость толпы, отнесенные в адрес товарища Сталина. И на этом фоне слышатся размышления и выводы автора о том, что «духовное рабство может быть добровольным, и даже желанным…», что «люди готовы обоготворить зло, которое многие годы делало их униженными», что «все свидетельствовало о духовном нездоровии общества в целом». И после таких слов мы видим уже не счастливых людей, а зомбированных, загипнотизированных существ, почитающих хитрого жестокого человека как своего бога.

Но не только текст меняет отношение к запечатленной реальности. Художественное сопоставление фактов этой реальности, умело подобранное Виленским и Орозалиевым, создает иной смысл. На экране мы видим хронику, в которой люди несут портреты писателей, ученых. Как хорошо, что народ чтит своих талантов! Но тут же следом еще одна хроника — люди несут гигантские, в десятки раз больше предыдущих портреты революционеров.

На стыке двух первых кадров фильма заложен конфликт — балбалы, каменные статуи, стоящие в поле — символ киргизского народа, его корней, прошлого. После — хроника взлетающей ракеты, олицетворяющая современность, цивилизацию и будущее. В следующем кадре балбалы освещены ракетой…

Фильм богат не только киргизскими символами и пейзажами. Чингиз Торекулович не оставляет без внимания уроки устных народных произведений. Он упоминает сказание о Манкурте, когда называет людей революции людьми без прошлого. Когда на экране съемка жестокого расстрела волков охотниками, он вспоминает историю о Кожожаше, которому природа отомстила за убийство священного животного. Он указывает зрителям на древние религии и мифы как на летопись бед и страданий народа…

Писатель обращается не только к национальной и древней культуре. Бедный быт киргизов в документальной съемке комментируется строками из повести Айтматова «И дольше века длится день…». Нельзя не заметить, что слова из произведения точь-в-точь отражают то, что показано на экране.

Голос Айтматова в фильме — это голос подсознания народа. И его слова — осмысленные слова людей его поколения. Он открыто критикует пассивность общества во время «оттепели» и говорит, что во всем есть вина каждого. Для чего он это делает? Только ли для того, чтобы обвинить прошлое поколение в бездейственности и трусости? Айтматов со всей художественной мудростью заставляет зрителя понять, что нынешняя и будущая жизнь зависит от него самого. «Какой она будет в ХХI веке, жизнь людей?»

Виленский, Орозалиев и Айтматов на киностудии «Киргизфильм» создали настоящую, сильную, документальную драму, где отобразили образ времени, но времени, которое создал сам человек, такой же, как и тот, что смотрит эту картину.  Сильная публицистическая составляющая совместно с четко подобранными документальными кадрами, с использованием музыки такой группы композиторов, в которую входят Вивальди, Шостакович, Моцарт, создают эффект, при котором диалог со зрителем идет через его совесть и разум, пробуждая чувство ответственности за жизнь всех людей.

Наталия ВАГОНОВА.

Москва.






Добавить комментарий