Main Menu

Госзаказ: недорого и качественно. Разработана методология оценки закупочной деятельности

Эффективное использование казенных денег  у всех на слуху. В республике начались соответствующие реформы, совершенствуется законодательство. Кыргызстан ведет переговоры о присоединении страны к системе госзакупок Всемирной торговой организации. Но вот проблема: отсутствует единый подход к проверкам, каждый аудитор пользуется своими наработанными методами. 

Сразу два ведомства — Счетная палата Кыргызской Республики и Министерство финансов — озаботились положением дел в народной казне, эффективностью использования государственных денег. В условиях дефицита средств нужно перестать транжирить, следует скрупулезно отслеживать движение каждого государственного сома, только так страна может решить взятые на себя социальные обязательства.

В общественной организации — Институте политики развития — прошла пресс-сессия: как остановить коррупцию в государственных закупках? Спорили о том, как добиться прозрачности проведения тендеров, соблюдения законодательства по закупкам, как поднять профессионализм тех, кто постоянно покупает товары или услуги для школ и больниц, муниципалитетов, силовых ведомств.

Существующая в Кыргызстане система госзакупок децентрализованная, процедуры согласования сведены к минимуму. Поэтому возросла роль Счетной палаты — высшего органа финансового контроля, который следит, чтобы закупки не превратились в очередной способ «умыкания государственных денег», чтобы не нарушались процедуры проведения аукционов.

Помню, отечественные производители, работающие в регионах, а также гражданское общество, пытаясь восстановить справедливость, потребовали вскрывать тендерную документацию в присутствии журналистов, снимать весь процесс на видеокамеру, чтобы недовольные могли оспорить результаты тендера в суде.

Как ни рассуждай, а получить бизнесмену гарантированный правительством заказ — сегодня дело выгодное, дающее возможность избежать многих непредсказуемых рисков. За получение госзаказа борются во всех странах мира, неудивительно, что суммы здесь вращаются огромные — миллиарды долларов. В Кыргызстане, к примеру, заказ правительства ежегодно достигает 40% от республиканского бюджета. Закупочная деятельность у нас практикуется с 1997 года.

По словам заведующего отделом методологии Минфина Айдека Шайбылдаева, в финансовом ведомстве постановлением правительства создан Департамент по госзакупкам, который ведет целенаправленную работу, обучает инспекторов. В финансовом ведомстве есть центр, в котором можно пройти обучение и получить сертификат соответствия.

С помощью международных специалистов апробируется проект внедрения интерактивного веб-портала в учреждениях, финансируемых из бюджета, что должно свести к нулю влияние человеческого фактора.

В Интернете размещают всю информацию о государственных закупках: видно, сколько компаний участвует в тендере, какую предлагают цену за свои товары и услуги, здесь же можно ознакомиться с протоколами вскрытия заявок, их обжалованием, узнать, кто стал победителем. Никаких секретов, все прозрачно и доступно. С тендерными документами можно ознакомиться через сайт бесплатно, не выходя из офиса. Поставщики сообщают, что так называемых откатов чиновники стали брать меньше, но совсем они не исчезли.

СИГНАЛ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Всем кыргызстанцам известна ситуация с импортируемыми в республику лекарствами (мы своих не производим, поэтому состояние больных зависит от доступной им стоимости медикаментов в аптеках, а так же от цены, по которой приобретают снадобья чиновники из Министерства здравоохранения.). Если цены зашкаливают, это ли не тревожный сигнал для гражданского общества?

Зайдите в Интернет, посмотрите на предлагаемые фармацевтическими компаниями цены. Кто выиграл? Почему ? Вся информация открыта, на сайте госзакупок — исчерпывающая картина тендерных торгов. Кстати, в последнее время заметно поднялось доверие людей к членам постоянно действующей комиссии. Если в 2011 году насчитывалось всего 24 обращения, то в прошлом — уже 37, подкупает то, что любую жалобу здесь рассматривают в течение недели, ни одна не остается без внимания.

К сожалению, полномочия сотрудников Счетной палаты, контролирующих государственные траты, ограничены законом. Обнаруженные финансовые нарушения превращаются в предписания, рекомендации, затем материалы передаются в следственные органы для принятия кардинальных решений.

Как известно, в наших условиях доказать корпоративный сговор невозможно. Поэтому в Счетной палате пошли другим путем: подготовили свою методологию проведения аудита использования казенных денег, это значит, что наша республика близка к принятию международных стандартов контроля бюджетных средств.

Экспертизу документа провел специалист по госзакупкам, привлеченный Всемирным банком. Он же обучил новому сотрудников высшего органа финансового контроля. Руководитель аппарата Счетной палаты КР Самат Кылжиев считает, что эффективность там, где существуют четкие и ясные правила, а не там, где поймают за руку дающего или принимающего взятку. — Закон — это базис, на котором держатся государственные закупки, документ не должен допускать двоякого толкования, — говорит

С. Кылжиев. — Конечно, в нем невозможно прописать все детали проверки, обязательно понадобятся инструкции по их применению. Глава аппарата Счетной палаты не вспомнил ни одного случая применения уголовной статьи к недобросовестным покупателям или продавцам, наделенным полномочиями приобретать товары или услуги на деньги налогоплательщиков.

На ум приходит недавняя история с национальным проектом «Таза-Суу». Азиатский банк развития профинансировал строительство водопроводов в ряде сел Ошской и Джалал-Абадской областей, но они не просуществовали и года. Одна за другой начали выходить из строя проложенные в траншеях трубы. Водозабор приостановили. «Разбор полетов» показал, что подрядные организации использовали старые негодные материалы и оборудование, приобретенное по сходной цене.

Азиатский банк приостановил финансирование до лучших времен, фермеры на юге остались без воды, чиновники из Департамента водного хозяйства лишились своих кресел, но никто так и не был наказан в судебном порядке, никто не возместил потери бюджета.

Подобную картину можно наблюдать и при ремонте автодорог. Приобретенный некачественный битум рассыпается уже через год, требуются новые дотации, и так до бесконечности.

Аналитик Илим Исаков кратко рассказал о методологии проведения аудита государственных закупок. В марте специалисты подготовили специальное руководство по ее применению, а также контрольные листы, показали, как их заполнять.

Совет Счетной палаты КР принял эти документы в качестве временного руководства, чтобы затем апробировать в Министерстве сельского хозяйства, Кыргызском государственном техническом университете, Министерстве образования, Лебединовском айыл окмоту Аламудунского района Чуйской области.

Поступившие после пилотного применения рекомендации аудиторов касались прежде всего проверки правомерности заключенных контрактов, целесообразности приобретения товарно-материальных ценностей министерствами и айыльными аймаками. Сотрудники Счетной палаты настаивали на более тщательной проверке тендерной документации и отчетности.

Результаты проведенных аудитов в пилотных ведомствах выявили типичные недостатки в процедурах закупок и делопроизводстве: тендерная документация часто не соответствовала Закону «О госзакупках». Недостатки имелись в оценке конкурсных заявок, оформлении протокола заключения договоров, а суммы контрактов нередко превышали выделенную бюджетом сумму.

Кроме того, поставщики не давали никаких гарантий, хотя стоимость их услуг была выше рыночной. К ним не применяли штрафы за просрочку поставки товаров, в договорах об этом ничего не говорилось, а это уже нарушение. Не было и должного администрирования заключенных контрактов. Потому и теряла наша казна деньги.

Все упирается в отсутствие уполномоченного госоргана, осуществляющего контроль за проведением госзакупок. Необходимо внести дополнения в Закон «О госзакупках», — считают аудиторы, — четко разграничив функции тендерной комиссии и самой процедуры закупок. Надо строго регламентировать, какие положения тендерных документов являются обязательными, а какие при проверках можно и не использовать.

Методологию планируют доработать, усовершенствовать. «Работу наш ошибками» завершат уже к лету.

Галина ЛУНЕВА. 






Добавить комментарий