Main Menu

Время электронного правления

В Бишкеке прошел круглый стол, посвященный обсуждению проекта стратегии внедрения электронного управления в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления КР, а также плана действий по ее реализации на 2014-2017 гг.

«Основная цель НСУР в области государственного управления —  восстановление доверия граждан к институтам власти: законодательной, исполнительной, судебной. Стоит задача повысить качество предоставления государственных услуг главному потребителю — гражданам Кыргызстана», — рассказала статс-секретарь Министерства экономики Айдай Курманова.

По ее словам, введение электронного управления в Кыргызстане очень актуально. Это приведет к внедрению электронных услуг, дебюрократизации госаппарата, уменьшению административной нагрузки на граждан и бизнес-сообщество в их взаимоотношениях с государством на всех уровнях.

Стратегия будет базой для создания общегосударственной системы ЭП. Она позволит ликвидировать коррупционные схемы, а также даст возможность предоставлять качественную информацию и услуги населению. «В странах, которые ввели электронное управление, вырос ВВП на 2-5%, а также сократился уровень коррупции», — указала А. Курманова.

Она отметила, что ряд министерств и ведомств уже предпринимали попытки ввести информационно-коммуникационные технологии, в частности, создавались базы данных, реализовывались проекты в Соцфонде. На эти цели в общем  израсходовано 20 млрд. сомов. «Однако они были разрозненные, «островные», неэффективные. Получив, например, справку из Соцфонда, гражданин вынужден обращаться еще и в Налоговую  инспекцию, т. е. нет экономии средств и времени», —  подчеркнула она.

1Электронное управление в Кыргызстане будет внедряться в три этапа с 2014-го по 2017 год. Первый этап — подготовительный, второй — переходный и третий — эксплуатационный. Первый, который будет реализовываться в 2014 году, предусматривает ряд действий: формирование структуры управления и координации, подготовку подробных «дорожных карт» по приоритетным направлениям, разработку индивидуальных планов органов госуправления, ревизию действующих и подготовку новых нормативных правовых актов, подготовку технического задания для закупок оборудования и программного обеспечения.

Во втором, переходном этапе в 2015 году планируется принять полный пакет НПА по всем направлениям, организовать тендеры, закупку и установку общих сервисов ИТ-ИКТ архитектуры электронного управления.

На заключительном, третьем этапе, который будет проводиться в 2016-2017 годах, намечается ввести в эксплуатацию общие инфраструктурные, платформенные и программные сервисы, предоставить приоритетные электронные услуги, обучить кадры и начать информирование населения, провести оценку реализации и подготовки плана на 2018-2020 годы.

“На реализацию всех этапов потребуется 20,5 млн. долларов. Первый  обойдется в 500 тысяч долларов, второй и третий потребуют по $10 млн. «Деньги на внедрение проекта будут выделены из республиканского бюджета, из бюджета министерств и ведомств, также задействуем международных доноров и государственно-частное партнерство», — пояснила статс-секретарь.

В первую очередь электронными сделают 27 направлений госуслуг, которые имеют острый социальный характер, в частности, уплату налогов, услуги здравоохранения, поиск работы и т. д.  Данный перечень  составлен в ходе глубокого анализа, в частности, показателем была степень зрелости госуслуги, то есть насколько она готова к внедрению в электронный формат. «В настоящее время 16 ведомств из реестра предоставляют 30 электронных государственных услуг,  которые носят информационный характер. Доступ к ним можно получить через Интернет, но без возможности двустороннего взаимодействия между ведомством и получателем услуги», — сообщила А. Курманова.

Она добавила, что в стране высок уровень доступа к Интернету — 51,4 процента, покрытие мобильной связью — 118,6 процента. И это нужно использовать для создания электронного управления.

В свою очередь министр экономики Темир Сариев отметил, что информационно-коммуникационные технологии влияют на многие отрасли общества и экономики, а также являются инструментом  развития страны. «Правительство ставит перед собой цель за 5 лет провести работу и вывести республику в топ-30 в рейтинге  ведения бизнеса. Кроме того, войти в 50 стран по рейтингу восприятия коррупции. Мы должны восстановить доверие ко всем институтам власти и предоставлять качественные услуги населению», — заявил Т. Сариев.

Министр подчеркнул, что это не первая попытка внедрения информационных технологий и создания электронного управления. Стратегию уже утверждали в 2002 году. «Однако анализ показал, что только достигнуто 30 процентов поставленных целей. Правительство признало, что нужен другой подход к работе, чтобы обеспечить доступ к современным услугам», — сказал Т. Сариев.

По его словам, в настоящее время разработано 80 проектов стандартов государственных услуг, в министерствах и ведомствах начата разработка административных регламентов их     предоставления: «В прошлом году началась масштабная работа по утверждению стандартов госуслуг, предоставляемых населению. Мы должны разработать стандарты для каждой госуслуги, это позволит обеспечить более высокое качество».

Министр напомнил, что решением правительства ранее количество госуслуг в Кыргызстане было сокращено с 20 тыс. до 400.

На круглом столе также выступил заместитель постоянного представителя ПРООН в КР Прадип Шарма. Он считает: для того чтобы внедрение электронного управления в Кыргызстане было успешным, важно партнерство правительства с частным сектором и гражданским обществом. «Частный сектор может сообщать о нуждах и потребностях населения. Международные организации также являются хорошими партнерами в части предоставления опыта», — сказал он.

Когда электронное управление было относительно новым, появлялись электронная медицина, электронное сельское хозяйство и многое другое. Они внедрялись, чтобы показать возможности новейших технологий. Но больше внимания нужно уделять не электронной части, а комплексным решениям. «Если мы недостаточно подготовимся к внедрению новых технологий, то многие инициативы не будут осуществлены с полным потенциалом», — заметил П. Шарма.

По его мнению, нужно интегрировать электронное управление в политику развития страны. Также нужно обеспечить правовые аспекты ЭП и стратегию действия. Как показывает мировой опыт «электронное управление сыграло большую роль в сокращения коррупции, но это только частичное воздействие. У нас есть огромное количество новых информационных технологий, которые нужно использовать», — заключил он.

Координацией процессов внедрения электронного управления в государственных органах будет заниматься специально созданный при правительстве КР государственный центр.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий