Main Menu

Обсуждать или делать?

Как известно, в Кыргызстане уже давно предпринимаются усилия по  созданию полноценного электронного правительства. Отдельные подвижки сделать за эти годы удалось, но в целом система взаимосвязи по Глобальной сети всех госведомств и общения с гражданами страны посредством Интернета у нас все еще не работает. Вот и новый премьер-министр, вступая в должность, объявил внедрение «е-правительства»  одной из задач руководства кабмина Кыргызстана на предстоящий срок. Мы попросили присутствующего сейчас в Бишкеке директора по развитию бизнеса в Центральной Азии и Восточной Европе всемирно известной компании Microsoft Евгения Данилова высказать экспертную оценку по развитию у нас электронного правительства.

— Ситуация, в которой находится Кыргызстан, накладывает определенные ограничения. Одно дело страны, например Азербайджан, которые чувствуют себя свободно благодаря своим сырьевым ресурсам, а другое —  ваша страна. Надо признать, что электронное правительство в любом случае проект весьма дорогостоящий. Значит, без привлечения внешних источников финансирования не обойтись.

Долгое время информационные технологии не считались первоочередными задачами, сейчас во многих странах это отношение меняется. Но когда речь идет о привлечении внешних средств, всегда находятся куда более важные проблемы, как, например, социальные проекты, здравоохранение, образование или что-то еще.

Чуть более года назад я, как представитель Microsoft, тоже стал вникать в этот проект и могу отметить, что Кыргызстану без помощи внешнего финансового института реализовать его будет тяжело. Я знаю, что определенная работа в этом направлении правительством страны  проделана. Например, концепция электронного правительства много раз переписывалась, пересматривалась, утрясалась… Но и технологии не стояли на месте.

Я на своем опыте знаю об этом эффекте. К примеру, на Сочинских олимпийских играх наша компания была генеральным партнером в части поставки программного обеспечения и его интеграции. Четыре года назад, когда  только приступали к этому проекту, мы предлагали совсем не то, что впоследствии было реализовано, но обсуждали уже тогда такие продукты, которые еще даже не были готовы. Они только разрабатывались.

Так вот, в ситуации с электронным правительством все ровно наоборот. Те разработки, которые в свое время внедрялись в России, выглядели, как громоздкие мощные серверы, занимавшие большие помещения, на которые крепились базы данных… Сегодня можно существенно сэкономить на таких инвестициях, в них нет необходимости. Можно создать некую гибридную систему, условно говоря, подвесив ее «в облако», и все будет работать. Такие проекты есть, то есть нет необходимости в дорогих «железных» составляющих.

За эти годы даже в Кыргызстане во многих госведомствах произошло переосмысление того, на какой платформе это делать. И сегодня есть широкий выбор. Но я всегда говорил: можно годами сидеть и обсуждать, как бы это хорошо сделать. А можно просто нормативным административным рычагом ввести специальные меры или законы, которые заставят государственные организации разговаривать между собой не на бумаге, а электронным образом,  обеспечить минимальный набор сервисов для граждан и бизнеса. И как только это административно накатывается, сразу находятся ресурсы и процесс начинает обретать совершенно другое качество.

Можно годами отшлифовывать концепцию портала государственных услуг. А можно взять 3-4 самые востребованные госуслуги и сделать их рабочими, просто заставить 4 ключевых ведомства объединить  свои базы данных, создать коннекторы для бизнеса и граждан. К примеру, оплачивать штрафы ГАИ электронно, сдавать декларации и т.д.

Всегда будут возникать те или иные спорные моменты и новые задачи. Например, Министерство здравоохранения станет отказываться предоставлять Министерству обороны данные о здоровье потенциальных призывников, ссылаясь на свои нормативы о запрете предоставления  сведений из истории болезни пациента. Но это частности, о которые не стоит ломать копья, они решаемы…

К примеру, для компании Microsoft «е-правительство» было бы интересным полем работы. Но мы не можем писать концепции или искать внешние источники финансирования…

Чинара АСАНОВА.






Добавить комментарий