Main Menu

В краю злых морозов и летнего зноя

В мае прошлого года Таалайбек Уметов принимал участие в международном фестивале детских народных игр в Калужской области — «Этномир». Возвращаясь в Кыргызстан через Москву, он  был приглашен  поучаствовать в работе  круглого стола, где присутствовали и студенты педагогического института  Северо-Восточного федерального университета им. М. Амосова из Якутии.  Выступление нашего земляка им настолько понравилось, что они рассказали о нем в своем вузе. 

А в нынешнем январе на электронку профессора поступило предложение посетить Якутию и провести несколько лекций и семинаров. 

Сегодня доктор педагогических наук, академик Академии педагогических и социальных наук Российской Федерации делится впечатлениями о своей поездке с  нашим корреспондентом. 

2— Таалайбек Эгембердиевич, вы рискнули отправиться в Якутию в январе?!

— Нет, конечно, я ведь южанин. Для начала поинтересовался, что у них там на столбике термометра. Оказалось, минус 50-55 градусов. Испугавшись, попросил перенести сроки поездки на конец  февраля — начало марта.  «Хорошо, — согласилась моя собеседница, — в эту пору уже гораздо теплее: минус 40-45 градусов».

—  Успокоила, называется… А  вам доводилось уже бывать в этих краях?

— Я был там впервые. Скажу честно, были и сомнения: в Москве мои работы признают  интересными, а как примет аудитория в Сахе, насколько серьезно отнесется к моим выступлениям. Но в то же время хотелось  посмотреть на республику, пообщаться с ее людьми, возможно, почерпнуть какой-то опыт. И я полетел…

 

Традиция — это та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.  

 

— Как приняли коллеги?

— Очень понравилась организация программы моего пребывания, график работы. По прилете сразу поехали сначала в миграционную службу, затем на кафедру «Возрастной и педагогической психологии». Поразили оформление и техническое оснащение ее. Представляете, компьютеры без процессоров, мягкая мебель, всюду чистота, уют.

Вкратце изложил по просьбе работников кафедры концепцию моей деятельности. Затем собрались студенты, с которыми познакомился в Москве. Обрадовались встрече, вместе попили чай, поговорили, они скачали себе видеофильм, что я снимал на прошлогоднем круглом столе…

Когда меня знакомили с директором института Алексеем Голиковым, я сказал: «А я  вас знаю». «Откуда?» — удивился он. «Благодаря Интернету», — улыбнулся ему в ответ. Прежде чем ехать, я изучил присланную программу,  особенности региона. Нашел информацию о Северо-Восточном федеральном университете, о местах, в которые придется ехать для проведения семинаров-тренингов, о людях, с кем  предстояла встреча, их званиях и должностях.  А также, готовя материал для   выступлений, старался соотнести его с образовательными  стандартами Республики Саха и РФ.

— Одним словом, отнеслись к визиту со всей серьезностью ученого человека. А тема выступлений как  обозначалась?

— «Народные  игры как средство развития детей: дошкольников и начальной школы». Очень понравился график работы: с 10 утра до 20 часов. В 10 — одна  аудитория, в 14 —  другая. С 18 до 20 — встреча с родителями. В целом охвачено было пять категорий слушателей: студенты, преподаватели вузов,  слушатели курсов повышения  квалификации, учителя начальных  классов, работники дошкольных учреждений и родители.

Из столицы в улус

DIGILIFE DIGITAL CAMERA— В Якутске  вы встретились с какими-либо национальными традициями народа?

— На другой день моего пребывания в республике  мы отправились в Татинский улус, который  находится в 256 км от центра. Вот там-то я увидел некоторые из обычаев.

Дорога в этот улус была довольно долгой.  Ехали по реке Лене. Говорят, что даже в эту пору, почти весной, толщина льда на ней достигает двух метров. Путешествие не было для меня  утомительным. Я любовался природой: тайга, чистый  снег, все этак похрустывает от морозца. Минус 35 градусов, а не мерзнешь сам и ноги не стынут, как у нас зимой в холода. Заметил по пути несколько раз лошадей, очень красивых и тучных. Удивился, что они гуляют без присмотра. Спросил у своих попутчиков:

«А у вас есть такое  явление как скотокрадство?» Сказали, что нет. Крайне редко могут увести одну, а так животные свободно гуляют. Копытом разгребают снег и добывают пищу. Раз-два в неделю хозяин может подбросить им  сенца, а в основном они на самобепечении.

Добравшись до места, вошли в один из домов, где жила знакомая сопровождавшей  меня Александры Егоровны Ушницкой. Выпили по пиалочке чая с дороги. А потом  хозяйка сказала: «У нас существует  особый ритуал. Если дом  посещает гость, а тем более прибывший издалека, он должен задобрить Духа  этого жилища». В таких случаях жарят оладушки. Каждый смазывают сметаной. И их надо положить в печь. Мне было интересно поучаствовать в этой процедуре. Открыли печь и я аккуратно один  за другим  отправил в нее  подношение духу. Обернулся к хозяйке: «Наверно, надо что-то сказать?». «Да, можете про себя произнести хорошие пожелания», — ответила она. Но я предпочел сделать это вслух.

По окончании семинара снова столкнулся с  народным обычаем, который есть и у нас. Меня в знак благодарности окуривали арчой, желали доброй дороги, успеха в работе, как водится, здоровья  и еще,  чтобы злые духи обходили меня стороной.

 

  •  Мнение специалиста

А. Ушницкая,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Возрастная и педагогическая психология» педагогического института СВФУ имени М. Амосова.


— Т. Уметов имеет очень богатый опыт работы. Мы ведь действительно очень часто начинаем обучать маленьких детей как взрослых. Если организовать всю  познавательную деятельность как игровую, начиная с раннего возраста, то усвоение азов будет более эффективным. Это в свою очередь станет способствовать более плодотворному развитию творческого мышления и интеллектуальных способностей  ребят. 

Практические занятия Т. Уметова будут полезными  для наших дошкольников, учащихся младших классов, в наибольший же степени для их учителей и родителей, которым  необходимо обратить внимание на особенности  формирования познавательной сферы. 

(Из газеты «Кыым» (Искра). 

Республика Саха). 

«Игра — высшая форма исследования»

DIGILIFE DIGITAL CAMERA— Эти слова принадлежат Альберту Эйнштейну. Какова ваша цель в изучении проблемы  влияния народных  игр  на воспитание подрастающего поколения?

— Если не будем знать традиции своего народа,  забывать его культуру, уверен, может произойти необратимое. И оно худшим образом  отразится на духовном и нравственном воспитании наших детей.  Моя идея  сводится к тому, что в сфере образования  следует опираться на обычаи, традиции, фольклор и народные игры. И это надо передавать из поколения в поколение, потому как все азы воспитания исходят от народной мудрости, что мы называем народной  педагогикой.

А что касается игры, то с ее помощью можно раскрыть огромный потенциал ребенка. Участвуя в ней, дети творят, понаблюдайте как-нибудь за стайкой играющих ребят, чтобы убедиться в этом.  Первые шаги познания малыши  совершают тоже в ней. Она оказывает влияние  на формирование их характера, особенности взаимоотношений. Абсолютно бесспорно, что работа у доски в школе воспринимается учениками   младших классов сложнее, чем игровая деятельность. При помощи игры легче  привить ребенку определенные умения и навыки.  Поэтому своей целью я ставлю — показать, насколько она  влияет на сферу деятельности ребенка.

— Какую аудиторию в  столь отдаленном улусе заинтересовала предложенная вами тема?

— Приходили учителя начальных классов, воспитатели  и методисты детских садов, а также родители. Там,  где планировалось максимум 40 человек, собрались  78, к примеру. Слушали с живым интересом, видно было по  лицам. Сокрушались, что и у них теряется очень много национальных  традиций. Признавались, что мои лекции и практические  занятия заставили по-иному смотреть на важность  и возможность использовать их в воспитании детей сегодня.

— Вы чувствовали, что владеете  вниманием аудитории?

— Знаете, я  акцентировал для себя один момент:  женщины там менее раскрепощены, чем наши. Они труднее  идут на контакт. Вызвать обратную реакцию непросто…

— Может, они более рассудительны и осторожны? Сначала слушали, решая про себя, стоит ли вам  доверять?

— Пожалуй так, потому что на второй день та же  аудитория уже была  поживее. Они пели колыбельные песни, рассказывали о своих национальных играх: камуска, кабылык, туксан,    сонор и других.  И  я в очередной раз убедился, что игры  разных народов схожи. Возьмем, нашу бешташ (пять камешков), у них, оказывается, она тоже есть. Только используют в ней деревянные кубики, леса ведь вокруг полным-полно. Правда, одна из слушательниц заметила, что кубики менее травмоопасны. Но я уверен, что использование именно камней дает больше напряжения на пальцы, а значит они лучше для развития моторики. Есть у них и веревочка, а   также множество других знакомых нам игр,  особенно  по развитию физических навыков, потому что у любого  народа одна цель в воспитании — помочь детям социализироваться в определенных условиях. Когда мои  собеседники пришли к этому выводу, я  заметил им, что это неудивительный факт.  Мы все — люди  одной Земли. Все стремимся  физически развивать своих  детей, а для этого исстари нужны  были какие-то соревнования, подвижные и игры на смекалку, стрельба из лука и т.д.

Мы едины, и разделять нас бесполезно, даже если  есть различия в том, как мы выглядим внешне, каким  языком владеем, к какой вере относимся. В игре детей  объединяет сюжет и дух команды, а национальность не имеет никакого значения.  Скажите, разве это не формирование  культуры межэтнических отношений?

— К тому же в каждой игре существуют правила.  Если ребенок не нарушает их, то, наверное,  в нем  формируется такое качество, как дисциплинированность, например?

— Безусловно, набор обретенных в игре по правилам  качеств  в жизни  детей станет регулятором социальных  норм и установок.

— Вы работали только с контингентом взрослых?

— В Саха-гимназии замдиректора перед началом семинара, может, проверяя,  спросил: «А если мы  приведем к вам и детей?..» «Да, пожалуйста, — ответил ему, — с ними даже проще работать, чем со взрослыми». Он  предложил целый класс, но я заметил: «Если  хотите увидеть эффект, то не более десяти, потому что в аудитории будут и учителя, и родители. Если уделю больше внимания детям, взрослые заскучают».

Выступление я начал с сообщения о коре головного мозга, о его свойствах. О том, сколько нейронов в нем. Каким образом они работают.  Наукой уже доказано, что во внутриутробном состоянии мозг ребенка развивается на 70 процентов, на 15 — до трех лет и на 15 — до окончания  дошкольного возраста. Представляете, какой потенциал заложен в детях уже до 1 класса. Гленн  Доман в работе «Гармоничное развитие ребенка» говорит, что человеческий мозг способен хранить информацию в 13,5 триллиона бит. Это в 10 раз  больше той информации, что хранится в национальных архивах США. А мы сюсюкаем с малышами. Я спросил  у приведенных  на тренинг ребят: «Кто из вас встречал животное, которое  называется «гав-гав», а «мяу-мяу»? В ответ  дружный детский  смех и смущение взрослых.

Нет, будущего первоклассника  не надо стараться   обязательно научить писать, читать, считать, а  следует подготовить прежде  всего психологически.

 

  • В тему

Важный ликбез для родителей

«Занятия Т. Уметова мне понравились. Для меня  это особенно актуально, потому что моему ребенку  сейчас всего лишь один год.  Он акцентировал наше внимание на том, что общение с ребенком должно начинаться уже тогда, когда малыш еще находится в утробе матери. Я слышала об этом, но не придавала значения. На тренингах Таалайбека  Эгембердиевича настолько убедилась в правоте утверждения, что подумала даже: возможно, я что-то упустила в воспитании своего ребенка…  Но зато прошедшие занятия помогут мне в дальнейшем  правильно обращаться с ним, понимать и обучать  его». 

Люба ВЛАСОВА,

магистрант 1-го курса.


«Игры разных народов, мне кажется, способствуют развитию детей сегодня так же, как и в прошлые времена. В первую очередь это должны понять родители. А мы сможем использовать обретенные благодаря нашему гостю знания в дальнейшей  профессиональной деятельности, организуя игры таким образом, чтобы они  служили учителю средством  развития детей». 

Айтолина ДЬЯЧКОВСКАЯ,

студентка 5-го курса Педагогического института». 

(Из газеты «Кыым» (Искра). Республика Саха). 

Студенчество

— Их студенты чем-то отличаются от наших?

—  В целом нет. Но я  ни разу не наблюдал там, чтобы кто-то плевался или матерился из молодежи. Вежливо здороваются даже с незнакомым человеком, но места в транспорте  старшим не уступают. Могут в гардеробной института перед  носом преподавателя просунуть свою одежду.

Удивила их любознательность. Многие уже с первого курса имеют возможность выезжать в Малайзию, Грецию, Францию и другие страны  за счет родителей, конечно, а потом  публиковаться в международных журналах. Пусть это всего лишь наброски, не имеющие под собой научной  основы, но это уже апробирование пера и мысли.

Изумил  Симуляционный центр в мединституте.  Я и представить себе не мог такого. Лежит кукла-муляж, здорово напичканная электроникой и стонет,  как больной человек: «Ох, больно мне…  Больно…»

Студентам сообщают диагноз. Их задача — назначить соответствующее лечение и провести процедуры:  капельницы, внутривенные уколы, прочие манипуляции. Если что-то делается с ошибкой, на дисплее появляется фраза: «Кукла умерла!» и показывается погрешность. Подобные муляжи  для педиатров одни, для неонатологов другие.

Позавидовал, прямо скажу, условиям в общежитии педагогического института. Стиральные машины-автоматы, гладильные установки с паром по 3 млн. рублей каждая, тренажерный и читальный залы.  В комнатах на двоих  — душевые кабинки, туалет. Чистота, уют. Только учись!

DIGILIFE DIGITAL CAMERA

На Чужбине

— Получилось ли у вас встретиться с мигрантами из Кыргызстана?

— Да, познакомился с председателем нашей  диаспоры, которая называется «Манас». Эсен Сайдыкулов работал балетмейстером в Кыргызстане, а сейчас заслуженный артист Республики  Саха. Он сообщил, что, по официальным данным, кыргызстанцев   там около 15 тысяч, неофициально — приблизительно 30. Местное население относится  к нашим мигрантам с уважением. Особенно к тем,  кто  давно приехал в республику и уже получил российское гражданство, пустил, как говорят, корни в эту землю. Портят  имидж приезжающие в последнее время. Едва заработают одну-другую тысячу долларов — сразу в рестораны. Кутят. Кричат. Нарушают порядок. Это дома  у нас  можно «развести», типа «байке, давай договоримся». А там подобное не проходит. Сразу забирают в полицию. «И депортируем, — с досадой сообщил мне Улан, наш земляк, работающий в органах. —  Они уезжают, а нехорошая слава остается».

8 Марта я приглашен был на празднование его диаспорой. Собрались за столом представители  всех семи регионов Кыргызстана. Много среди них  иссыккульцев. Но все они, вне зависимости откуда родом, дружны. Мне понравилось, как тамада в шутку устроил  перекличку: «Талас? Нарын?», а в ответ многоголосье: «Здесь!..»  Если кто обанкротился, тому помогают подняться, в горе тоже собирают деньги,  вместе встречают праздники и кыргызские тоже. На столе, например, в женский день, как дома на родине, были боорсоки, бешбармак и даже чучук, привезенный специально из Кыргызстана.

Якутские кыргызстанцы организовали мне посещение Царства вечной  мерзлоты. В вырубленной в пригорке пещере — удивительные ледяные фигуры с красивой подсветкой. Я посидел на троне, полежал  на ледяной кровати, заглянул в ледяное кафе. Изумительное  место. Спасибо землякам за интересную экскурсию.

— Таалайбек Эгембердиевич, а в Бишкек с чем  вернулись?

— Кроме впечатлений, привез три договора  о сотрудничестве, предложенные якутской стороной. Один отдал в КТУ, где работаю, другой  — в КГУСТА, а третий передал заместителю министра народного образования. Возможно, договоримся об обмене опытом и студентами. В Сахе есть чему поучиться…

 

Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть.

Б. ШОУ. 


Беседу вела Тамара НЕШКУМАЙ.

Фото предоставлено Т. УМЕТОВЫМ.






Добавить комментарий