Main Menu

Страсти по «шпионскому ярлыку»

После ряда публикаций в СМИ о финансировании НПО из-за рубежа и о том, что некоторые из них осуществляют политическую деятельность в интересах грантодателя, Ассоциация центров поддержки гражданского общества обнародовала открытое письмо, высказав протест по поводу нападок журналистов на неправительственный сектор, дискредитации независимых гражданских организаций, навязывания обществу подозрительности и шпиономании. 

Почему лидеры НПО провели параллель между понятиями агент и шпион, «обидевшись» на закон, обязывающий организации, осуществляющие политическую деятельность у себя в стране на деньги зарубежных доноров, регистрироваться в качестве иностранных агентов? «Обида» возникла в период принятия в России закона, аналогичного закону США FARA. Вот только позиция наших НПО несколько странная: все, что принимается   в Кыргызстане, а тем более в России, — незаконно, а все, что «за бугром», — демократично и вполне приемлемо.

Давайте рассмотрим FARA. В Штатах первый соответствующий закон принят в 1938 году под названием «Акт о регистрации иностранных агентов» (Foreign Agents Registration Act, FARA). Он требует, чтобы иностранные агенты, представляющие в американской политике иностранные правительства, а также зарубежные физические и юридические лица, раскрывали свои занятия и источники финансирования. Иностранным агентом (по состоянию на 2013 год) считается лицо (физическое или юридическое), которое действует «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала» и при этом занимается «политической деятельностью в интересах иностранного принципала». Его цель — облегчение «оценки правительством и американским народом заявлений и действий таких лиц». Под политической активностью понимается деятельность, направленная на изменение позиции федерального правительства или «любой части населения» по поводу внутренней или внешней политики США или по отношению к иностранному правительству или политической партии.

За реализацию закона отвечает специальное подразделение в контрразведывательной секции отдела национальной безопасности Министерства юстиции США. По состоянию на 2007 год, в Министерстве юстиции зарегистрировались около     1 700 лоббистов из более чем 100 стран. За нарушение этого закона возможно наказание вплоть до пяти лет тюрьмы.

Закон вводился в целях борьбы с пропагандистской деятельностью пронацистских организаций накануне Второй мировой войны. Ряд послевоенных поправок, особенно поправки 1966 года и последующие, изменили понимание FARA, превратив его из инструмента борьбы с пропагандистской деятельностью в инструмент борьбы с лоббированием иностранных экономических и собственно политических (государственных) интересов в конгрессе. Это было достигнуто прежде всего тем, что закон сосредоточился на агентах, работающих «в интересах или от имени» конкретного «иностранного принципала».

С 1939-го по 1992 год по нарушениям закона возбуждено 85 дел. С 1966-го по 2011-й  три раза выносилось обвинительное заключение. В 1998 г.  возбуждалось 4 дела против иностранных агентов, которые характеризовались миллионами долларов, полученных от спонсоров, и доказательствами умысла (демонстрации в поддержку шаха Ирана), дела о лоббировании МакГоффа в пользу Южной Африки, Закхема в пользу Кувейта.

В процессах, возбужденных после 1966 г., фигурировали миллионные суммы иностранных субсидий, а в единственном в 1998 г. деле, увенчавшемся обвинительным приговором, доказано участие иностранных спецслужб. В 2012-м на два года осужден глава неправительственной организации «Кашмирско-американский совет» Сайед Гулям Наби Фай, организация которого, как было установлено, через подставных лиц систематически финансировалась Межведомственной разведкой Пакистана.

В законодательствах ряда стран, например России, иностранный агент (или зарубежный представитель) — это физическое или юридическое лицо, представляющее интересы доверителя за рубежом. Иностранными агентами называются лица или организации, занимающиеся внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства; на деятельность таких иностранных агентов налагаются ограничения.

Термин «агент» покрывает очень широкий круг значений: страховой агент, мобильный агент, агент по продаже недвижимости, банковский агент, сетевой агент, брокер и дилер тоже агенты. Почему-то никому и в голову не приходит идея ассоциировать себя со шпионом.

Шпионские страсти накалил генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд, который в мае  2013 г. в своем выступлении в Госдуме резко осудил российский закон «об иностранных агентах», назвав слова «иностранный агент» ярлыком. В этой связи генеральный секретарь, в частности, сказал: «Защита прав человека, демократических свобод не должна расцениваться как политическая деятельность … Этот закон провоцирует недоверие ко всем НКО,  ярлык «иностранный агент», под которым должны по закону регистрироваться российские НКО, получающие деньги из-за рубежа, негативно воспринимается не только в русском языке».

После выступления генсека Совета Европы несколько ведущих правозащитных организации России заявили, что не будут добровольно записываться «иностранными агентами». На это Ягланд отреагировал так: все должны исполнять закон, но каждый имеет и право его оспаривать, «особенно если он противоречит международным обязательствам страны».

FARA, по его понятию, конечно же, не противоречит  международным обязательствам США…

Наша справка. В начале 2014 г. на Украине приняли закон, который определил иностранного агента как общественное объединение, которое получает финансирование от иностранных государств, зарубежных и международных неправительственных организаций, а также физических лиц, не являющихся гражданами Украины, и принимает участие в политической деятельности на территории Украины. Согласно закону, иностранные агенты должны зарегистрироваться, получаемые ими средства подлежат налогообложению на прибыль. В феврале 2014 г. новая власть закон отменила.

В Кыргызстане принятие аналогичного закона пока «заморозили».

Айрин ТЕМИР.






Добавить комментарий