Main Menu

Крылья, унесшие в вечность. В годы Великой Отечественной войны трое кыргызстанцев повторили подвиг Николая Гастелло

1 апреля нынешнего года исполнилось 80 лет со дня создания  в г. Фрунзе постановлением Совета народных комиссаров Киргизской АССР республиканского аэроклуба ОСОАВИАХИМа. «Какая прекрасная, замечательная молодежь у нас! Киргизы, русские, татары… Настолько сильно в этих людях желание овладеть летным искусством, что они забывают о своей усталости и учатся с необыкновенным рвением», — писал в 1935-м, год спустя после открытия аэроклуба, его политрук Семен Цуранов. Эти строки были опубликованы в газете «Слово Кыргызстана», называвшейся тогда «Советская Киргизия». Еще вчерашние мальчишки и девчонки, получившие  путевку в небо во Фрунзе, в годы Великой Отечественной войны не подвели. Трое из них — Касым Ормокоев, которого называли фрунзенским ястребом, Исмаилбек Таранчиев и Николай Гурин —  повторили подвиг Николая Гастелло, протаранившего в июне 1941 г. своим горящим самолетом колонну фашистских танков и автоцистерны с горючим.

Исмаилбек  Таранчиев

1Родился 6 апреля 1923 г. в с. Беш-Кунгей Кантского (сейчас Аламудунского) района в семье колхозного табунщика Таранчы Минжилкиева. Будучи старшим в многодетной семье, Исмаилбек помогал родителям: строил дом, посадил яблоневый сад, ухаживал за братишками и сестренками. В 15 лет поступил учиться во Фрунзенский кооперативный техникум, а два года спустя  вместе с группой ребят — в аэроклуб. Они занимались в техникуме, а потом бежали в  аэроклуб учиться прыгать с парашютом. Когда освоили азы, их перевели в летную школу аэроклуба. Исмаилбека зачислили в группу летчика-инструктора Махмуда Бухарбаева, мужественно сражавшегося потом в Великой Отечественной войне и погибшего под Старой Руссой. 11 июня 1941 г.  состоялся очередной и последний выпуск курсантов аэроклуба (незадолго до этого его преобразовали в военную школу летчиков), Исмаилбек окончил учебу на «отлично». За день до начала  войны его призвали в Красную Армию и направили учиться в Оренбургское авиационное училище, после его завершения — в 556-й штурмовой авиационный Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова полк 13-й  воздушной армии в составе Ленинградского фронта. Накануне первого боевого вылета Исмаилбека приняли в Коммунистическую партию. В одном из боев он вместе с  летчиком Дубровским подавил огонь минометной батареи и уничтожил противотанковое оружие врага. В другом — обнаружил 10 «тигров», 4 из них поджег и разгромил артиллерийскую батарею противника. За январско-февральские бои 1944 г. Исмаилбека наградили орденом Красной Звезды. С каждым вылетом росло боевое мастерство его экипажа. 24 февраля 1944 г. войска Ленинградского фронта вступили на территорию Эстонии и расширили плацдарм за рекой Нарвой. Наступление Советской армии под Ленинградом и Новгородом завершилось победой. Фашистская группа «Север» была отброшена на 200-280 км на запад. Важнейшим результатом наступления стало полное освобождение  от блокады Ленинграда и почти всей Ленинградской, а также Калининской областей.

…Неполных 21 год было парню из Беш-Кунгея, когда он ушел в бессмертие. 18 марта 1944 г. 556-й авиаполк получил задание поддерживать наступление советских войск.

…Короткий разбег, в хмурое весеннее небо, затканное моросящим дождем, поднялась в воздух четверка ИЛов, ведомая лейтенантом Юрьевым. Использовав как маскировку серую пелену ненастья, штурмовики внезапно обрушили удар на скопление гитлеровцев. «Атакую!» — слышались в эфире голоса Исмаилбека Таранчиева, Бориса Магала, Николая Калачева. Фашисты  яростно отстреливались. Снаряд большого калибра подбил прямым попаданием штурмовик Исмаилбека — потек, а потом вспыхнул бензин, самолет превратился в огромный горящий  факел. «Идем на таран. Прощайте, товарищи!» — это были последние слова  Исмаилбека, которые зафиксировали в эфире его однополчане. Самолет в огненном пике ринулся на колонну вражеских танков. До последней секунды воздушный стрелок Алексей Ткачев бил по фрицам, на месте, куда они врезались с Исмаилбеком, вспыхнуло пять танков…

По инициативе депутата Верховного Совета СССР Героя Советского Союза Калыйнура Усенбекова в 1990 г., в 45-ю годовщину Победы, Указом Президиума Верховного Совета  СССР И. Таранчиеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Школе в Беш-Кунгее, где он учился, дали его имя, а на постаменте перед нею установлен ИЛ-2 — такой же, на котором Исмаилбек совершил великий подвиг.

 

Касым Ормокоев

4Касым родился в селе  недалеко от Фрунзе. В 6 лет он лишился родителей, и его взяла в свою семью старшая сестра Зуура, которая была замужем за состоятельным столичным купцом Акматом Асанбаевым. Касым с детства отличался от сверстников: тянулся к книгам, а больше всего любил мастерить бумажные самолетики. Предприимчивый Акмат Асанбаев сообразил, что из мальчишки выйдет толк, поэтому не стал возражать, когда педагоги из Москвы решили забрать одаренного ребенка в интернат. Так Касым попал в Москву. Домой он приехал погостить в сопровождении воспитательницы только спустя семь лет на каникулы. Мальчик хорошо выглядел и был опрятно одет, но вот беда, говорил только по-русски и не понимал своих многочисленных братьев и сестер. Родственникам это не понравилось, поэтому незадолго до отъезда они спрятали Касыма. Воспитательнице пришлось вернуться в Москву без него. Однако родичи одумались и сами привезли подростка к началу занятий. С тех пор каждое лето он самостоятельно приезжал на родину и выучил кыргызский язык.

— Касым рассказывал, что он удивлялся, глядя на голубоглазых однокашников. Ему было непонятно, почему у него такие высокие скулы и черные глаза, — вспоминала его сестра Гульбарчин.

В 1927 г. Касым окончил Московское авиационное училище. Его направили в Украину. В Харькове он познакомился с девушкой-кыргызкой Азизой. Ее семью раскулачили и сослали в Украину. Молодые люди поженились, и Касым отправил молодую жену к родственникам. Сам он вернулся на родину только в 1934 г. Ему в числе первых специалистов предстояло развивать отечественную авиацию. Фрунзенские энтузиасты в свободное от работы и учебы время строили аэроклуб. На учебном самолете УТ-2 учились летать, прыгали с парашютом. Комсомол направлял сюда лучших из лучших. До войны здесь прошли подготовку более тысячи летчиков и парашютистов. Касым Ормокоев работал в аэроклубе инструктором, подготовил многих профессионалов. Среди его воспитанников был и Исмаилбек Таранчиев.

Когда началась война, Касыма направили  на фронт в полк ночных бомбардировщиков. Чего только ни приходилось делать летчикам из Кыргызстана — бомбежка, разведка, высадка десантов в тыл врага, полеты к партизанам. Однополчане вспоминали, что Ормокоев был бесстрашным,  мог подниматься в небо по  шесть раз подряд.

В августе 1942 г. в небе над Сталинградом три «ястребка» (так ласково называли истребителей) вступили в неравный бой с десятью «мессерами». В этом  бою и погиб младший лейтенант Ормокоев. Посмертно его  наградили боевым  орденом Красной Звезды. Имя Касыма Ормокоева увековечено на Мамаевом  кургане в Волгограде. В селе Чон-Арык в память о нем названа одна из улиц.

 

Николай Гурин

1     В жизни людей бывают мгновения, которые несут кому позор, а кому — бессмертие. У молодого летчика-штурмовика гвардии младшего лейтенанта такие секунды были 20 января 1945 г. Во время штурма железнодорожной станции Мацишевиче в Польше его самолет был  подбит вражеской зениткой и стал гореть, а ему надо было решать, что делать в этой обстановке.

Была возможность повернуть самолет в сторону от станции и выпрыгнуть с парашютом или сделать вынужденную посадку. В таком случае он и воздушный стрелок гвардии сержант Павел Арбузов остались бы живы, но попали бы  в плен к врагу. Они не пошли на такой позорный шаг и, как истинные советские патриоты, верные воинской присяге, решили отдать свои жизни за Родину, за братскую Польшу. Николай направил горящий ИЛ-2 в эшелон с боевой техникой, боеприпасами и живой силой противника. Последовал взрыв страшной силы, в небо взметнулись столбы дыма и огня, в нескольких местах возникли пожары… Увидев героическую гибель своих товарищей, летчики 58-го гвардейского Донского краснознаменного ордена Суворова штормового авиационного полка, вместе с Гуриным штурмовавшие станцию, сделали еще два захода на цель и атаковали ее. Враг понес большие потери в людях и технике, в его стане началась паника, железнодорожная станция была надолго выведена из строя.

Павел Арбузов — выходец из семьи московских рабочих, а Николай Гурин родился в 1923 г. в Алтайском крае. Рано начал читать книги, любил Пушкина, Лермонтова, Горького, Маяковского, был прилежным, любознательным мальчиком, учился на «хорошо» и «отлично», обожал гимнастику и лыжи. В старших классах увлекся математикой, физикой, химией, астрономией, заинтересовался техникой, миром гаек и болтов. Перед самой войной, в 1940 г., семья из-за болезни матери переехала  в Киргизию и поселилась  под городом Фрунзе, Коля поступил в 10-й класс. Он по-прежнему старательно изучал все дисциплины, но предпочтение все же отдавал физике. Может быть, потому, что уроки физики преподавал бывший военный летчик. Коля с жадностью вслушивался в его увлекательные, романтические рассказы об авиации — летчиках, самолетах и моторах… Это глубоко западало в его душу, а пролет каждого самолета в небе над головой будоражил сердце. Юноша все чаще стал мечтать о профессии летчика. К счастью, именно в это время судьба улыбнулась ему.  Паренек прочитал в газете объявление о наборе курсантов в аэроклуб ОСОАВИАХИМа. Не колеблясь, отправился туда, успешно прошел медкомиссию, собеседование и с марта 1941 г. был зачислен курсантом. Николай с огромным интересом изучал теорию авиации, штурманское дело, технику, одним из первых курсантов совершил самостоятельные полеты на учебном  У-2. После  аэроклуба окончил Тамбовскую военную школу, ну а потом были война и подвиг, принесший бессмертие.

Фаина ОСИПОВА,

ветеран труда, дочь погибшего при освобождении

Смоленщины  Федора Смирнова — капитана

сформированной в Бишкеке 385-й стрелковой дивизии.

Калбубу МЕНСЕИТОВА,

заслуженный деятель культуры КР,

директор исторического музея с. Чон-Арык.

На снимках:

1. Исмаилбек Таранчиев.

2. Летчик-инструктор Касым Ормокоев (справа) с курсантом аэроклуба ОСОАВИАХИМа (г.Фрунзе).

Фото Кифаят Аскеровой,  а также из архива Ф. Осиповой

и коллекции исторического музея в Чон-Арыке. На фоне плаката «Таран — оружие героев!» — снимок Н. Гурина.






Добавить комментарий