АДАМ, ЕВА И «ТАБЕРИК»…
В Большом зале Национальной филармонии детский образцовый музыкальный театр «Таберик» представил свой новый мюзикл «За Синей птицей — в никуда». Эта премьера состоялась благодаря поддержке Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Музыкальная постановка в доступной для детей и подростков форме рассказывает о базовых правах человека, а также иллюстрирует различные аспекты их нарушений. В частности, опасности, которые подстерегают нелегальных трудовых мигрантов во время торговли людьми.
Спектакль (художественный руководитель Ольга Аракельян, балетмейстер-постановщик Сергей Стрельцов, стихи поэтессы Светланы Сусловой) где-то похож на философскую сказку, которая в то же время очень напоминает саму нашу непростую жизнь. В постановке затронуты очень взрослые темы: непотопляемой бюрократии, пустившихся в плавание по белому свету мигрантов, всеобщего глобального торжища, когда все в мире подлежит продаже и людям трудно устоять перед искушением денег, а потому они, как и главные персонажи постановки, попадают в плен к золотому дьяволу в образе Люцифера-искусителя.
Здесь перекликаются мотивы знаменитых пьес И. Штока «Божественная комедия», М. Метерлинка «Синяя птица». Это ироничная сказка, которая сон и явь одновременно, где переплетаются два мира — миры темного и светлого, доброго и злого. Язык символов, метафор и образов, используемый авторами постановки, передается зрителю не только словом, но и визуальными знаками волшебства, для чего в мюзикле соединяются театрально-выразительные средства, ростовые куклы, музыка, пластика, свет, а за всем этим стоят живые актеры — юные и взрослые (в ролях заняты и педагоги театра). Наполненный непростым философским смыслом постановка тем не менее обращена и к молодому зрителю, и к взрослым, сохранившим в своей душе ребенка.
Каждый человек хочет быть счастливым, но дороги к этому счастью у всех разные. Герои спектакля попадают на этом пути в удивительные места и истории. Знакомятся с людьми и сказочными персонажами, наделяя их человеческими чертами характера. Эти встречи позволяют им открыть что-то новое в собственных душах. Их долгий путь за Синей птицей — птицей счастья полон препятствий и искушений, но, пройдя его, они понимают, что счастье — это возвращение домой, на родину, к маме. Светлая и радостная постановка возвращает нас к истокам бытия, к пониманию нашего места на земле. Спектаклю его авторы и исполнители задают единый ритм текста, движений и сценографии. И при просмотре возникает особое зрительское ощущение, будто ты испил глоток чистой воды и подставил лицо свежему ветру.
Старая, но вместе с тем и близкая история приобрела в постановке «Таберика» современное звучание. Начинается действие как бы в безвоздушном пространстве, где существуют только Создатель и его подчиненные — ангелы в белых балахонах с белыми и прозрачными крылышками за спиной. Сам Создатель предстал перед зрителями как Творец всего сущего, как заботливый Отец и как мудрый Пастырь.
«Таберик», его юные и взрослые артисты, показали нам ироничную историю-аллегорию о том, как Всевышний с помощниками-ангелами создавал наш мир, как появились первые люди, в какие приключения, происшествия попадают и какие поступки они совершают. Авторы мюзикла где-то воспользовались библейским сюжетом и преподнесли публике ироническое и в то же время лирическое повествование.
Создал Творец первых людей и поселил их в раю. Хорошо жилось им там, красиво, тепло и сытно, но — скучно! У всех зверей и всех птиц есть дети, а у них — нет, потому что безгрешны. Скучно! Съели запретное яблоко, и Бог изгнал их из рая. Трудно им стало, но зато нескучно. И пошли они в никуда искать свою птицу-счастье. И попали в сети Люцифера, поманившего их быстрым его обретением. Адам и Ева — голенькие куклы-пупсы — отправляются в путешествие по свету в поисках веселой и сытой жизни, мечтая превратиться в некое современное счастливое подобие Барби и Кена, но этой наивной мечте не суждено сбыться. И она лопается, как шары в руках Евы и Адама — символы пустых и несбывшихся надежд главных героев мюзикла.
Зал переживал вместе с героями мюзикла их искренние радости, эмоциональные конфликты и порой наивные попытки прервать череду неудач и трудностей, расстаться друг с другом, преодолеть все препятствия, дабы обрести свое единственное и неповторимое счастье. Заключительные фразы спектакля, обращенные Адамом и Евой к зрителям, как бы проложили мостик между актерами и публикой, между вымыслом и правдой, прошлым и настоящим…
«Таберик» в переводе с кыргызского означает «приносящий счастье». Своим экспрессивным динамичным спектаклем его авторы и актеры словно хотели пожелать всем кыргызстанцам найти свою Синюю птицу счастья, прежде всего на любимой родине, не уезжая в дальние края. В этом, очевидно, и заключается главная мысль спектакля.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
Related News
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
И много-много радости детишкам принесли…
В преддверии Нового года Детский фонд совместно с Городским центром творчества школьников «Кыргызстан балдары» приRead More