Main Menu

Вся власть советам! Собственники обязаны контролировать управленцев АО

За последние два десятилетия в мировом пространстве резко возросло внимание со стороны инвесторов, институтов финансовой инфраструктуры к вопросам корпоративного управления в компаниях. Американцы отмечают, что внедрение даже формальных процедур оценки работы советов директоров положительно сказывается на производственной деятельности предприятий. Рейтинг таких АО в полтора раза выше, чем у компаний, которые этого не делают.

Особенно тщательно, даже сурово, контролируется деятельность менеджеров в Великобритании. Согласно Британскому кодексу корпоративного управления, совет обязан скрупулезно оценивать прежде всего собственную эффективность, а также результаты труда всех своих комитетов и отдельных директоров, отмечая их сильные и слабые стороны. В случае неудовлетворительной оценки совет ждет отставка.

Россию можно назвать наиболее продвинутой страной среди государств Содружества по внедрению наилучших практик в области корпоративного управления. Тем не менее для большинства российских компаний оценка работы совета директоров остается экзотикой, то есть россияне тоже в самом начале пути. Первые шаги делают предприятия, чьи акции включены в котировальные списки российских фондовых бирж, а также компании, чьи депозитарные расписки котируются за рубежом.

Об этом корреспонденту «СК» рассказал Сергей Бабаларов, автор публикации оценки работы советов директоров в акционерных компаниях. Профучастники отечественного рынка капитала направили свои рекомендации в госорганы и Фонд госимущества. Первыми отреагировали в Министерстве экономики. Здесь состоялся круглый стол по внедрению стандартов корпоративного управления, кроме того, поднимался вопрос качественного состава менеджеров в компаниях с государственной долей собственности.

В работе круглого стола приняли участие банкиры, представители Государственной службы по регулированию и надзору за финансовым рынком, специалисты Центра международного частного предпринимательства, члены советов директоров стратегических национальных компаний. Искали согласованный вектор действий правительства и бизнеса.

Решили, что кабинет министров, Национальный банк, экономические министерства и ведомства должны принять согласованный план действий по дальнейшему развитию корпоративного управления в Кыргызстане. Цель — воспользоваться преимуществами качественного двухуровневого менеджмента и деловым людям, и государству.

Начинать следует с публичных компаний, прошедших листинг на Кыргызской фондовой бирже, внедрив в их деятельность корпоративный кодекс и среднесрочные стратегии развития, создав эффективную систему внутреннего контроля.

Участники круглого стола советуют не спешить, двигаться постепенно, шаг за шагом, применяя международные стандарты корпоративного управления через успешную реализацию пилотных проектов в средних и небольших семейных компаниях.

Особое место в этой работе должны занять советы директоров, оценка их деятельности. На предприятиях с государственной долей собственности нужно обеспечить участие членов советов директоров в выработке политики ответственного управления без вмешательства властных структур. Необходимо наладить работу различных комитетов советов директоров, возродить справедливую систему вознаграждения должностных лиц, чтобы стимулировать их инициативу.

Согласно данным Transparency International, уровень коррупции в стране за последние два года вырос. По мнению респондентов, самые коррумпированные госорганы это: государственные служащие и политические должности (90%), МВД и ГАИ (90%), судебная система (89%), образование (82%), депутаты Жогорку Кенеша (77%), здравоохранение (77%), политические партии (72%), бизнес-структуры (57%.).

В этом своеобразном рейтинге нет Фонда госимущества, однако это вовсе не означает, что «болезнь» века не коснулась этой структуры. По мнению экспертов Антикоррупционного делового совета, ФГИ является одним из самых «скрытных» госведомств, и, как следствие, напрашивается вывод — фонду есть что скрывать.

Мониторинг деятельности фонда показал следующее: эффективность работы госпредприятий и АО с госдолей фондом оценивается по общим финансово-экономическим показателям, комплексный анализ показателей работы государственных предприятий и акционерных обществ с государственным участием не проводится. Здесь отсутствует практика стратегического планирования, не сформулированы ясные цели управления, не определены критерии оценки эффективности работы компаний, не обеспечен контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий, использования ими госимущества.

Из-за этого правительство не владеет достоверной информацией о полной стоимости и объемах государственной собственности. Сведения, предоставляемые органами статистики, юстиции, государственной регистрационной службой, разрозненны, неполные и не могут дать реальную картину о состоянии имущественных активов страны.

Участники круглого стола порекомендовали менеджерам стратегических национальных компаний создать новую ассоциацию, в которую должны войти управленцы и ассоциированные члены советов директоров в лице компаний.

В роли координатора выступит Министерство экономики. В корпоративный совет войдут министры, представители крупных корпораций, профессиональные и экспертные организации, а также доноры. В типовой кодекс корпоративного управления, принятый Госфиннадзором, возможно, внесут изменения или примут новый документ.

При обсуждении проекта кодекса важно обеспечить максимальную прозрачность, защитить интересы миноритарных акционеров. А при выборе членов советов директоров кандидатов ждут сертификационные экзамены, они-то и подтвердят профессионализм и соответствие чиновника высокому посту.

Галина ЛУНЕВА. 






Добавить комментарий