Main Menu

Коррупция в здравоохранении: кто с нею не знаком-2

 Кто способен извлекать корысть из общественных дел, способен и на обкрадывание могил. 

Плутарх, древнегреческий  писатель,

мыслитель, историк

 

За взятки не по головке гладят, а куда надо садят.  

Русская пословица (Толковый словарь В. Даля)

Нам уже приходилось писать о бытовой  и системной коррупции в здравоохранении (см. «СК» от 10 января 2014 г.). К сожалению, тема пока не исчерпана. Недавно подруга рассказала мне, как, придя к врачу одного из ЦСМ в Бишкеке с серьезными недомоганиями, она получила от эскулапа кучу направлений, рецептов. Робко спросив: «А больничный?», пациентка услышала: «100 сомов за день». Назавтра ее госпитализировали  в Республиканский госпиталь со «скорой помощи». Это пример бытовой коррупции: свидетелей не было, все с глазу на глаз.    Справка водителю, не желающему проходить мед-осмотр, стоит от 500 до 1 000 сомов.   Экстренные операции также имеют конкретную стоимость, и люди на это соглашаются, поскольку зачастую цена в этом случае — жизнь. А уж плановые операции у известных специалистов выливаются в очень круглые суммы.

1Министр Д. Сагинбаева: «Многое сделано, еще больше предстоит!»

Недавно в Институте политики развития журналисты  обсудили проблему коррупциогенности здравоохранения с министром этой важнейшей для народа сферы Динарой Сагинбаевой, председателем Ассоциации больниц Кыргызстана Кубанычбеком Джемуратовым, начальником управления лечебно-профилактической помощи МЗ КР Анарой Ешходжаевой и завотделом политики противодействия коррупции    Минэкономики Тилеком Саякбаевым.

Д. Сагинбаева отметила, что не стоит  обвинять в  коррумпированности всю систему Минздрава: «У нас работает около 70 тысяч специалистов разного уровня,  из них 13 тысяч — врачи, более 32  тысяч — средний медицинский персонал, остальные —  младший и вспомогательный персонал. Нельзя говорить, что вся эта армия — сплошь коррупционеры. Это не так.  Расскажу о том,  как у нас борются с коррупцией. На должность  первого руководителя я пришла в 2012 году, и мы сразу стали думать, как активизировать эти действия. Начали с проведения небольшого исследования в 11 лечебных учреждениях Бишкека, опросив пациентов, что их беспокоит. Ряд полученных фактов был нам известен, но появились и ранее неведомые, изрядно нас удивившие. Тогда появилась необходимость второго этапа — опроса врачей и среднего, младшего персонала. Результаты  обсуждались на планерках, совещаниях в тех 11 медучреждениях, которые  вошли в круг обследованных. После этого на основе правительственного плана  мероприятий мы разработали собственный план действий. В нем несколько компонентов. Первое — мы признаем существование бытовой коррупции непосредственно между персоналом и пациентом. И начинается она снизу: за укол, лишнее внимание,  принесение  судна, передачи родственники больного платят  медперсоналу  5-10-20 сомов в день.  Меры борьбы с нею по силам руководству медучреждения. Минздрав же должен вести системную работу, определяя узкие места и уничтожая причины возникновения коррупции. Допустим, больному  в госпитализации отказывают, ссылаясь на отсутствие мест, но за небольшое вознаграждение место, как правило, находится. В чем причина? Либо коек не хватает, либо  больных слишком много? Думаю, причина в том, что у нас много необоснованных госпитализаций. Иногда пациенты из регионов, вместо того чтобы лечиться в областных и районных  больницах, приезжают в Бишкек и Ош. Есть случаи, когда больной может лечиться амбулаторно, но не в больнице, значит, надо увеличивать размер дневных стационаров, где человек может находиться несколько часов, получая все процедуры».

“Что может быть покладистее, уживчивее хорошего, доброго взяточника? Ради возможности стащить лишнюю копеечку он готов ужиться с какой угодно внутренней политикой, уверовать в какого угодно бога”. 

М. Е. Салтыков-Щедрин, русский писатель ХIХ в.

 Также министр затронула тему  корыстного назначения руководителей медучреждений:

— Если раньше, до меня, говорят, действовала такая порочная практика,  то я ее прекратила. Но меня одолевают телефонными звонками люди с просьбами «порадеть родному человечку». Чтобы это прекратить в корне, с мая 2013 года мы ввели конкурсную систему назначения руководителей районных и областных медучреждений. Конкурс проходит в несколько этапов: квалификационные требования — тестирование — собеседование — психологические тесты — программа кандидата по  улучшению работы больницы/поликлиники. Конкурсная комиссия многочисленная,  в ней  не только госчиновники, но и представители общественных организаций, НПО. С  выбранным кандидатом заключают  годичный контракт, и если есть нарушения или не выполнено обещанное, контракт не продлевают.

Следующая проблема — лицензирование медицинских и фармацевтических услуг.  Отныне изменен подход к лицензированию, ответственность — не только на тех, кто дает лицензию, но и на получателях, а за выполнением условий лицензий установлен жесткий контроль, — отметила Д. Сагинбаева.

Как сломать коррупционные схемы в здравоохранении?

2Как отметил председатель Ассоциации больниц Кубанычбек Джемуратов, коррупции в повседневной жизни у нас хватает: «В качестве примеров можно привести навязываемые нам по немалым ценам как панацею БАДы (биологически активные добавки), чаще всего не более чем витаминный костыль для пациентов, зато за их реализацию аптеки выплачивают врачам  немалые бонусы. Это и служба скорой помощи, требующая деньги за доставку в больницу,  играя на страхе получателя медуслуг: а если не заплачу — не повезут? Если вам настойчиво рекомендуют сдавать анализы в  частных лабораториях — это тоже коррупционная схема, поскольку рекомендующий это врач, скорее всего, там тоже работает. Частные аптеки, частные диагностические центры также в этом круге. Недавняя оплата за роды  отменена, но люди все же требуют ее вернуть, но теперь уже на законных основаниях. Неясность законов, разночтения создают чиновникам прекрасную среду для злоупотреблений в личных интересах. Эти проблемы как кандалы мешают развиваться отрасли. И конечно, ментальность: медработники пеняют на низкую зарплату, потому, мол, вынуждены брать «благодарность». Зарплату им повышают, хотя надо это сделать и для других  работников,  к примеру, библиотекарей, соцработников, крестьян. Что касается понятия «благодарность», то его можно рассматривать двояко: если после операции, — да, благодарность, а если до нее — вымогательство».

Что же нужно сделать? Во-первых, обеспечить прозрачность работы чиновников, во-вторых, демократичность подходов к вопросу коррупции на всех уровнях, в-третьих, внедрить систему неотвратимости наказания (к сожалению, пока она не работает, отметил Джемуратов): «Главврач знает, что его подчиненный берет взятки, но уволить его не позволяет Трудовой кодекс». В-четвертых,  нужна система рычагов и противовесов, но она пока не выстроена.

Он сделал акценты на  четырех  основных проявлениях  коррупции в секторе здравоохранения: взяточничестве, воровстве, бюрократической, или политической, коррупции и, наконец, дезинформации с целью личной выгоды (по данным исследования ВОЗ).

Он  также отметил коррупционные зоны риска в сфере здравоохранения:  госзакупки; регулятивная деятельность, кадровая политика, распределение, использование и управление бюджетными средствами/имуществом; предоставление медуслуг населению; институциональное управление.

Только в госзакупках действует (по крайней мере, действовало до недавнего времени) девять (!!!) коррупционных схем:

—  подготовка квалификационных требований в тендерных документах;

— подготовка технических спецификаций, техзаданий под конкретного поставщика/лицо;

— лоббирование интересов поставщиков по выполнению условий контракта;

— преднамеренное использование подходящих методов закупок, снижающих конкуренцию (дробление);

— сроки представления тендерных заявок по торгам с неограниченным участием;

— разглашение информации о тендере до официального объявления и в ходе проведения оценки заявок;

— публикация объявлений о закупке медпрепаратов с названием фирмы-изготовителя;

— принятие решения о присуждении контракта отделом закупок;

— переговоры о снижении цен при закупках из одного источника.

«Дающий взятку и берущий взятку оба окажутся в адском пламени» 

Хадис Пророка Мухаммада.

Коррупционная схема при лицензировании включает пять этапов, в которых задействовано очень много лиц, включая министерских чиновников и специалистов промежуточных отделов.  Схема при закупке лекарств и медтехники также предполагает по меньшей мере 3 этапа и 10 шагов, на каждом из которых — заинтересованные лица/организации.

Много нареканий вызывает регулятивная деятельность департамента профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора, тут для АКС поле непаханое: скрываются нарушения на объектах бизнеса, выдаются положительные заключения без полного проведения всех исследований, не отражаются все нарушения и сокращаются сроки  исследований; разрешения выдаются при наличии  отклонений от санитарных норм.

Схемы при распределении и использовании бюджетных средств, при реализации кадровой политики, при управлении госимуществом, при управлении организациями здравоохранения, при предоставлении  услуг населению стационарными медучреждениями, центрами семейной медицины также в поле зрения антикоррупционных служб и Минэкономики, проводящего мониторинг всех процессов подобного рода. Как отметил эксперт, причины возникновения  коррупционных  рисков кроются в несовершенных  законах — о госзакупках, об охране здоровья граждан КР, об организации здравоохранения, о едином плательщике, в Трудовом кодексе.

«Коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». 

Томас Гоббс, английский философ XVIIв.

Как же сократить риски коррупции? По мнению чиновника, нужно создать непротиворечивое, справедливое законодательство в сфере здравоохранения — пересмотреть все законы и нормативные акты на предмет выявления коррупционных разночтений, активизировать   работу антикоррупционной комиссии МЗ КР, инициировать запрет  отпуска лекарств без рецептов в аптеках, вывести частные диагностические центры и аптеки с территории организаций здравоохранения, укреплять государственно-частное партнерство и развивать частную медицину и, наконец, регулярно предоставлять СМИ информацию о ситуации на антикоррупционном фронте в отрасли.

В Минздраве создается мощный механизм противодействия коррупционным проявлениям на всех уровнях системы общественного здравоохранения. В нем около 25 пунктов, среди которых меры кадровой политики, укрепление кодекса этики медработников, открытые данные по лицензированию врачей, усиление базы данных по  кадрам, противодействие коррупции в госзакупках, формирование института независимой экспертизы, совершенствование внутреннего аудита МЗ КР, разработка стандартов для всех медуслуг, информирование об этом общества и т. д.

Завершая  рассказ о дискуссии, можно напомнить: взяточничество имеет две стороны — один дает, другой берет. И бороться с коррупцией надо всем миром, иначе ничего не выйдет. Для этого в МЗ КР укрепляют связи с народом: через телефоны доверия, открытые встречи, общение на сайте МЗ КР, ответы на обращения граждан о фактах коррупции в медучреждениях.

Елена МЕШКОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий