Main Menu

НАША ПЕНСИЯ как большое НЕСЧАСТЬЕ

или  еще раз об антинародной пенсионной политике в Кыргызстане

Поговорим о пенсии «ниже плинтуса»

Те, у кого пенсия грядет нескоро, даже не в состоянии представить ту степень унижения, которой кыргызские и вне всякого преувеличения «драконовские» законы нашей страны в сфере социального обеспечения подвергают пенсионеров, возраст и стаж которых уже позволяют сделать это. К сожалению, жизнь быстротечна — вроде бы недавно  промчались  шумные студенческие годы, за которыми последовала размеренная жизнь в ритме дом — работа — дом, выросли дети, появились внуки,  и вдруг оказалось, что дело идет к «заслуженному отдыху». Отмечу, что среди всех моих друзей, которые приобрели, и не вдруг, право на пенсию в Кыргызстане, не было неблагополучных — ни прогульщиков, ни имеющих криминальное прошлое, ни лодырей. Все мы приобрели  хорошее, качественное образование в разных сферах. Работали всегда честно, много, иногда даже чересчур — со сверхурочными,  добросовестно выполняя свою работу в отечественной  экономике, науке, медицине, образовании, иных отраслях. И трудились,  подчеркну, отнюдь не на низших должностях: руководили отделами, работали  бухгалтерами, главными специалистами министерств, старшими научными сотрудниками, главными экономистами (пусть и не в банках), преподавали в вузах. Некоторые защитили диссертации — кандидатские, докторские. Зарплату получали, как все: после вуза сначала всем назначали уравнительные 140 рублей, потом 200-300-500 (иногда и «прогрессивка»  раз в квартал, о которой не имеют понятия нынешние), что по меркам 80-х и 90-х обеспечивало неплохой средний жизненный уровень. Бизнес тогда  не маячил на горизонте, кроме, конечно, подпольного,     казнокрадов среди моих окружающих также не отмечено, все люди приличные. И вот он, звонок: пенсия! После сбора документов и сдачи их в пенсионные райотделы напряженно ждем итогового результата — сколько начислят? И он не заставляет себя ждать. Сказать, что размер этой социальной выплаты жалок — значит, вообще ничего не сказать. Это не только жалкие крохи, а крошки, которые чаще всего  едва тянут на половину прожиточного минимума. Как сказал известный писатель М. Жванецкий: «Испуг и вопрос в глазах: а за что, собственно?» Судите сами: известный филолог, доктор наук, подготовившая для сферы образования страны тысячи специалистов, за 38 лет непрерывного стажа заслужила пенсию в 4 200 сомов. Заместитель главного бухгалтера, отработав  в медицинском учреждении  28 лет,получила 2 900. Научный работник, квалифицированный специалист, принеся много пользы стране своими научными исследованиями, многие из которых становились основой для докладов главы государства, — 3 000. Ветеран труда завода Ленина, когда-то процветавшего, а ныне все никак не реанимируемого, — 3 400.

1Это сведения только по «молодым» пенсионерам. Что уж говорить о многострадальных в прямом смысле слова пенсионерах старшего поколения? О размерах их пенсий, заработанных в советский период и благодаря все тому же абсолютно неграмотному законодательству о пересчете пенсий превратившихся в период суверенитета почти в ноль? Моя 83-летняя мама, проработавшая в аптеках республики фармацевтом  57 лет, лишь в 2007-м ушедшая на заслуженный отдых в 77 лет,  сегодня имеет пенсию с учетом всех повышений последних лет 6 100! Сомов, конечно.  Куда идем, господа?  И почему? У страны, которая не ценит труд своих граждан, нет будущего — это аксиома.  Кто виноват в этом беззаконии, когда виновные за это ответят и что  нужно срочно менять в законах без отписок народу «о реагировании»?

Небольшое отступление. Где-то годах в 1997-1998-м написала я статейку о нуждах и болях наших пенсионеров, сравнив их существование с жизнью пенсионеров большинства стран мира, которые, именно выйдя на пенсию, и начинают  этот мир познавать, и отнесла ее в «Вечерку». Именитый журналист прочел ее и скучающе, с позиций своего уже тогда многотысячного заработка, сказал мне: «Ну что же вы, Елена, прямо, как пенсионерка, стонете? Никто пока из них, пенсионеров, с голоду не умер. Все как-то выживают. Если пенсия мала,  пусть работают». Статейку не взяли, осадок остался. От черствости. Как известно, сытый голодного не разумеет…

Недавно известный российский врач Л. Рошаль сказал  по ТВ о  российских медиках из глубинки: «И жизнь, и зарплата — ниже плинтуса!» Перефразируя, то же самое можно сказать о наших многострадальных пенсионерах, как давно ушедших на заслуженный отдых с мизерными пенсиями и получающих сейчас, после ежегодных  скудных прибавок,  аж  по 5-6 тысяч, так и о «молодых»,  о которых речь выше.

В системе соцобеспечения СНГ Кыргызстан сейчас занимает предпоследнее место, за нами идет Таджикистан.

 

Нина Горобец: «В пенсионной реформе должны участвовать все!»

Юриста Нину Николаевну Горобец представлять большинству наших читателей не надо. Она 40 лет проработала в системе социального обеспечения Кыргызстана, окончив в 1972 г. Челябинский специализированный юридический техникум при Министерстве социального обеспечения России по программе  МГУ, является известным экспертом в сфере пенсионной политики. Н. Горобец работала в   Минсоцобеспечения КР с 1982 г., в Соцфонде с 1996-го возглавляла общественно-консультативное бюро по взаимодействию с населением, многократно выступала в СМИ республики  с разъяснениями по  расчетам пенсий, имеет звания «Заслуженный работник сферы обслуживания населения»  и «Пенсионер за особые заслуги перед КР».

— Нина Николаевна! Почему в Кыргызстане такие несправедливые пенсионные  законы?

— Начну по порядку. Проблема вот в чем. Еще в далеком 1956 году в Советском Союзе приняли простой и понятный закон о государственных пенсиях, хотя и в 185 статьях. Тогда все знали, что при стаже работы  20 лет у женщин и 25 — у мужчин при зарплате 240 рублей пенсия будет 120 рублей. Некоторым категориям полагались надбавки — за условия работы, за высокогорье и т.д. Минимальная пенсия составляла 70 рублей (для категории технического персонала (уборщиц),  от 120 до 160 — для шахтеров, сталеваров и  прочих. Тогда это были неплохие пенсии — с возможностью и самим прожить, и внукам  помочь. Система также отличалась стабильностью, — напоминает специалист по социальному обеспечению.

— Я работала в социальной сфере республики с 1972 года и все  перипетии с законами о пенсиях знаю не понаслышке. В 1992 году на постсоветском пространстве вступил в силу новый закон «О пенсионном обеспечении граждан СССР» (который готовили в 1991-м, отсюда и  обобщающее название). Именно здесь  и допустили самую главную ошибку. В   начальные годы суверенитета, в условиях резкого взлета инфляции  в 1992-1993 годы нам приходилось по 4-5 раз в год пересчитывать уровень пенсии из-за резкого изменения  уровня заработной платы. И с

1992-го  установили в качестве основы размер минимальной пенсии в 350 рублей,  общий для всех, и уборщице, и шахтеру. А остальное — надбавки в зависимости от стажа и специальности. Именно этот перекос  22-летней давности никак не могут выправить  ни у нас, ни в странах СНГ. А тут еще и валюту поменяли в 93-м, и тот, кто получал 4 тысячи рублей, получил 20 сомов, что стало  катастрофой.

В 2010 г. в Соцфонд поступило 234 жалобы от пенсионеров по расчету пенсий. В  январе-феврале 2014 г. — 345.

В 1994 году в Кыргызстане приняли  новый Закон «О пенсионном обеспечении  граждан  КР»,  где увеличили предельный порог заработной платы для расчета пенсий (так как финансовые возможности бюджета не позволяли брать 100% зарплаты  для начисления) и ввели надбавки за высокогорье. Но, к сожалению, в стране до сих пор продолжает действовать уравнительный принцип. В 1997 году ввели  Закон «О государственном  пенсионом социальном страховании». Трудовой стаж стал называться «страховым», и на него тоже начали начислять пенсию, но этот порядок при последних перерасчетах, к сожалению, то и дело нарушается,  где же страховой принцип? К примеру, вспомним о последних повышениях пенсии: в прошлом году — на 400 сомов, но одно дело, если человек работал и имеет стаж, другое — если  он находился в заключении или бомжевал в подвалах, а потом  обратился к государству за начислением пенсии.

И самая главная ошибка, хочу вам сказать, —  в стране действует очень кабальная система налогов и сбора страховых взносов. Все время СМИ пишут о сокрытии налогов — законы наши не дают развиваться бизнесу, душат его, не заинтересовывают показывать реальные доходы. У населения формируется негативное отношение к пенсионной системе, в результате многие не хотят показывать реальные заработки. Приведу  в пример Казахстан, у них есть чему поучиться. В 1998 году там перешли на страховые принципы и удалось весь бизнес легализовать, потому что власти сказали предпринимателям: «Если вы не  будете скрывать объемы дохода, мы установим единый налог  для всех — 10%». Для бизнеса это стало ясным и понятным правилом игры, в результате чего бизнесмены не скрывают  обороты, делают соответствующие  налоговые и пенсионные отчисления.

А если наши люди не платят — откуда в казне будут деньги? Надо упорядочить сбор налогов. К примеру, владелец земли в сельской местности платит за год 400  сомов земельного налога в госказну, за пять лет — всего 2 тысячи. Но эти пять лет войдут в его стаж для начисления пенсии, а ведь базовая  ее часть составляет сегодня в месяц уже 1 500 сомов, плюс  остальные расчеты.  Да и сама система сбора страховых взносов громоздкая — для землепользователей одна  цифра, для юрлиц — другая, для физлиц — третья. Это удобные лазейки для коррупции. Почему? —  беспокоится Н. Н. Горобец.

— Наш действующий закон о пенсиях (1997) включает всего 35 статей, но он непонятен людям, как китайская грамота. Я всегда пыталась понять ход мыслей наших стратегов — из чего же они исходили? Где обоснование?  Всегда при подготовке и принятии закона пишется справка-обоснование — в чем суть и что влечет его принятие, введение новшеств. К сожалению, мне не удалось увидеть  убедительных справок-обоснований. Когда я работала в Соцфонде, всегда задавала этот вопрос. В итоге имеем то, что имеем, — люди не хотят платить налоги, не веря государству, не веря в возможность приличной пенсии в будущем.

Меня спрашивают, почему такие низкие пенсии в стране,  я отвечаю: потому что такой закон. Но ведь закон писал не дворник дядя Вася! Его готовили наши специалисты, которые предлагают по нему дальше жить. В 2004 году мне в составе одной из комиссий, готовивших поправки к закону 1997 года, удалось внести поправки касательно  учитываемого стажа работы на территории СНГ до введения персонифицированного учета, — ведь мы все много лет были гражданами одной страны. Но вообще      любую поправку трудно пробивать. Спросите любого депутата, что такое базовая и страховая часть пенсии — вам никто не ответит. Тем не менее законы и поправки к ним принимаются. В системе соцобеспечения СНГ Кыргызстан занимает предпоследнее место, за нами идет Таджикистан.

Загляните в наш основной закон — Конституцию КР. Статья 5 гласит: «Государство и его органы служат всему  обществу, а не какой-то его части». Кроме того, у нас прожиточный минимум составляет 4 300 сомов, в то же время 292 тысячи пенсионеров  имеют размер пенсии ниже прожиточного минимума, тем самым нарушается статья 53 Конституции КР: «Гражданам гарантируется социальное обеспечение в старости… в порядке, предусмотренном законом. Пенсии, соцпомощь в соответствии с экономическими возможностями государства обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума». Предлагаю убрать слова «в соответствии с экономическими возможностями государства». И  давайте наконец перестанем вести речь о минимуме! Надо говорить о среднем уровне жизни!

Недавно я узнала, что вроде бы ожидается пенсионная реформа.  В чем ее суть? У нас это тайна за семью печатями, а почему? Наверне, шпиону легче разведать государственные секреты, чем населению узнать о готовящихся изменениях  в пенсионной сфере. Что такое пенсионная реформа? Надо менять, разумно пересматривать с учетом интересов людей и передового опыта все позиции, в том числе перерасчет пенсии с заработка, начиная с 1992 года. В законе о Соцфонде декларируется открытость его действий. Но мы не видим этой открытости.  Пресс-конференции проводятся сухие, формальные, людям почти все непонятно.

Вопрос ребром

Перерасчета за 10 дней задержки пенсии не будет

Пенсионеры Кыргызстана, получив большой стресс от 10-дневной задержки в феврале пенсии за январь, интересуются: намерены ли в Соцфонде провести перерасчет пенсии за дни задержки? 

По словам бывшего работника СФ КР Нины Николаевны Горобец, она также задала этот  вопрос коллегам из Соцфонда. Ей ответили: «В соответствии со статьей 27  закона о пенсионном обеспечении в Кыргызстане пенсии выплачивают за истекший месяц». Как  опытный специалист в сфере социального обеспечения, Н. Горобец напомнила, что, «согласно закону, пенсии сейчас  выплачивают  за истекший месяц с 1-го по 24-е число следующего. Приняли этот закон в 1997 году, когда пенсии зачастую выдавали натуральными продуктами,  бытовыми товарами. Когда в 1997-м  начались отчисления страховых взносов,  они стали формировать страховую базу Соцфонда. В 2004-м в стране приняли закон о тарифах страховых взносов, с 2005-го пенсии постепенно стали выплачивать деньгами все в большей степени и с апреля 2007 года уже полностью отказались от частичной замены пенсий товарами,  потому что денег в  страховой базе Соцфонда уже накопилось достаточно. С этого времени внесен и ряд других поправок. В Соцфонде были обязаны за первые 6 дней месяца предупредить получателей о задержке выплат. Я не поверю, что при переходе на электронную систему сбора отчетов вдруг появились трудности с отчетностью,  на которые ссылаются в СФ КР. Вообще нелепо прозвучало и объяснение, что многие пенсионеры переезжают с места на место — такая причина также просто неубедительна. Это, на мой взгляд, расписка в собственном бессилии.  Стоит задуматься: что за программа в Соцфонде, которая не смогла справиться с такой отчетностью? Можно сравнить масштаб работы  этого ведомства с масштабом системы Энергосбыта. Ведь у нас  из 5,6 миллиона жителей страны миллиона четыре — пользователи электроэнергии, а система учета потребления электроэнергии работает как часы, и счета нам приносят ежемесячно почти без задержки.  Так что перерасчета не будет, но уверена:  действующий закон о пенсиях следует пересмотреть, поскольку ссылки на  его нормы абсолютно неубедительны и в этом случае, и во многих других».

К примеру, для чего нужен расчетный показатель? В законе о пенсиях (см. статью 23)  для их расчета принимается заработок, не превышающий 80 расчетных показателей. Введен он был с 2006 г. и составляет 100 сомов. С этого времени прошло 8 лет, за которые размер базовой пенсии вырос с 293 до 1 500 сомов, минимальная зарплата со 150 доросла до 760. При чем здесь расчетный показатель? Моя позиция специалиста: если ведем разговор о базовой части пенсии, которая гарантируется государством, надо, чтобы все надбавки и повышения шли от этого базового размера.

Работая до 2011 года в Соцфонде, я  отвечала на письма пенсионеров, ведь показатель любой работы — это жалобы.  В 2010 году  в СФ КР поступило 234 жалобы (за весь год). А сейчас, как удалось узнать из сведений на сайте  ведомства, только за январь-февраль  2014-го уже поступило 345! Людям непонятно, как им начисляют пенсии. Чтобы понять наш закон, надо проходить специальные курсы. Почему такие перекосы в пенсиях? Кто-то «отпахал» 40 лет и имеет  грошовую пенсию… Это очень тяжело.

Почему мы все время заглядываем в рот Всемирному банку, МВФ, которые нам диктуют условия?  Они исходят из американских и европейских стандартов, но извините: если на них  базироваться, то тогда и минимальная потребительская корзина тоже должна быть на  европейском уровне. Представляете, в их потребкорзину для пенсионеров входят пусть и небольшие, но деньги на казино! А у нас? Вот в октябре подняли расчетный уровень зарплаты для пенсий с пяти до восьми тысяч сомов. А почему не применили к зарплате поправочные коэффициенты? Когда  идет  ее повышение и соответственно пенсий, коэффициент должен применяться, это касается  основной части пенсионеров советского периода, работавших до 1996 года.

Другой больной вопрос — отсутствие справок о зарплате  на предприятиях  и в госархивах. Особенно этим «грешат» сферы бытового обслуживания и общепита. Ко мне часто обращались люди, у которых в трудовой книжке  все записано о работе в данных отраслях, но по ряду причин при увольнении они своевременно не взяли в бухгалтерии справки о зарплате, в результате начиная с  1992-го эти годы при расчете пенсии не учитываются. Отработав по 30 лет в отрасли, люди получают минимальные пенсии. Почему? Я неоднократно предлагала органам госвласти рассмотреть этот вопрос, ведь  можно в Нацстаткоме  республики  запрашивать  данные о  средней зарплате по отраслям за конкретные годы  и совместно с  заинтересованными министерствами и ведомствами  предусмотреть  вероятный стандарт расчетов в таких случаях. Все эти вопросы и должны  учитываться в ходе пенсионной реформы. Если она, конечно, идет на деле, а не  существует на уровне слухов.

Статистики утверждают: средняя зарплата в Кыргызстане —  около 11 тысяч сомов за 2013 год. С 1992 года уже  много воды утекло,  все поменялось — и  жизнь, и заработки. По логике, надо применять современные поправочные коэффициенты, чтобы  реально уравнять размер выплат прежним пенсионерам  с выплатами нынешним. Или пересматривать размер коэффициентов, или менять сам механизм расчета пенсий, тесно увязав его с  размером прожиточного минимума и с инфляцией. Тема  пенсионных выплат касается всех — и нынешних, и будущих пенсионеров. К большому сожалению, наши проблемы в этой сфере от того, что в стране нет единой социальной политики, которая должна  формироваться совместно  с Соцфондом, Минсоцразвития, Минздравом, Минэкономики, Минэнерго, ГНС, Минфином. Наши ведомства пишут программы без увязки с другими партнерами.

Если  идет реформа, надо ждать от нее результат. Пять или девять человек, участники процесса пересмотра  пенсионного законодательства, не могут и не должны решать судьбу всей страны. Приглашаем к дискуссии экономистов, налоговиков, финансистов, социальных инспекторов и всех заинтересованных граждан.  Полагаю, что очередной проект пенсионного законодательства  должен широко обсуждаться  в печати, как это было в 1991 году, тогда его обсуждали в обществе четыре месяца, каждый мог прислать свои предложения, — закончила свои комментарии к пенсионному законодательству Н. Н.  Горобец.

Есть такой анекдот: хороший, но невезучий человек обращается к небесам: «Господи, я же человек приличный, работяга, семьянин, но почему у меня все копейка на копейке, никак не разбогатею? Почему не поможешь  выбраться из нужды?» Господь сверху посмотрел на него и ответил: «Да я понимаю, что ты и человек хороший, и семьянин, и работник. Ну не нравишься ты мне!» Вот так и мы, граждане, не нравимся нашему правительству, Соцфонду, депутатам-законодателям. Но мы ведь и не серебряный рубль, чтобы всем нравиться, по выражению известного писателя. Дело-то в другом: почему в стране  декларируется антинародная политика по отношению к своему народу? Кто создал такие  непрофессиональные и антигуманные законы,  благодаря которым пенсионер на свою честно заработанную за десятки лет пенсию может два раза в месяц сходить на рынок за скудной продуктовой корзиной, не говоря уже о лекарствах, одежде, обуви? Господа чиновники, министры с кандидатами, вы же тоже скоро станете пенсионерами! Или вас не волнует наша  мизерная пенсия, поскольку вас это не коснется, вам-то  «светят» десятки тысяч сомов? Как бы не так! Ваши матери, отцы, жены, сестры, братья,  односельчане и соседи, наконец, не с депутатской зарплатой, значит, и не с депутатской пенсией.

Вопросы  к правительству Кыргызской Республики, чиновникам Социального фонда,  Минфина, ГНС, депутатам Жогорку Кенеша, ведающим социальным блоком: «Когда в стране наведут порядок с пенсиями? Когда пересмотрят античеловеческие нормы их расчета? Почему пенсионная реформа, о которой вроде бы говорят в кулуарах, не является предметом широкого общественного обсуждения? И когда наконец размер пенсии перестанет  восприниматься в нашей стране как большое несчастье для большинства населения?»

 Елена МЕШКОВА.

Фото Нины Горшковой.






Добавить комментарий